Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие предметов и ситуаций




Обычно зрительное восприятие простых форм происходит очень быстро и не требует серьезных поисков с выделением опознавательных признаков и их последующим объединением в одну целую структуру.

А вот при восприятии сложных предметов, их изображений или ситуаций происходит иначе. Только самые простые и хорошо знакомые предметы могут восприниматься сразу, или симультанно. А при восприятии сложных, но малоизвестных предметов или ситуаций необходимо провести процесс выделения каких-то опознавательных признаков с их последующим синтезом и сличением исходной гипотезы с реально поступающей информацией.

Чем сложнее предъявленное изображение, тем более развернутый характер носит этот процесс предварительной ориентировки в воспринимаемом предмете или ситуации и тем больше он приближается к последовательному (сукцессивному) процессу опознания, когда наблюдается процесс осязательного (тактильного) восприятия ощупываемого предмета.

«Процесс зрительного восприятия сложных объектов представляет сложную и активную перцепторную деятельность, и хотя он протекает несравненно более сокращенно, чем процесс опознания предмета на ощупь, он все же требует участия двигательных компонентов, приближаясь тем самым к осязательному восприятию».

Еще когда-то И. М. Сеченов, когда указывал, что глаз, рассматривающий предмет, производит принципиально такие же ощупывающие движения, как и рука; но только в последнее время стало ясно, почему движения глаз при рассмотрении предмета так необходимы, а дело заключается в том, что, как показал известный советский психофизиолог А. Л. Ярбус, « неподвижный глаз может удерживать воспринимаемый образ только очень короткое время, после которого изображение перестает восприниматься, и человек начинает видеть «пустое поле. Этот эффект связан с тем, что длительное раздражение одного и того же участка сетчатки вызывает запредельное (парабиотическое) возбуждение в этом участке и ведет к его функциональному отключению» [ 27, с. 67]

Чтобы обеспечить возможность длительного сохранения образа, нужны движения глаза,которые изображают с одних пунктов сетчатки на другие. Для длительного восприятия объекта нужны мелкие движения глаз, перемещающие изображение на близко отстоящие друг от друга участки сетчатки. Факты показали, что глаз, рассматривающий сложный объект, никогда не движется по нему равномерно, а всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки, привлекающие внимание рассматривающего.

Субъект, рассматривающий сложную сюжетную картину, не только выделяет в ней важные существенные детали, но и меняет направление своего взора и выделение отдельных деталей в зависимости от поставленной перед ним задачи.

Внимательный анализ показывает, как отчетливо меняются движения глаз рассматривающего картину при различных инструкциях, как глаз начинает «ощупывать» обстановку в одних, одежду в других случаях и какие интенсивные движения глаза, осуществляющие зрительное сравнение отдельных фигур, возникают при последней инструкции.

Глаз проделывает большую работу в процессе восприятия и эта работа зависит от сложности задачи.

Определяющим и самым существенным фактором при восприятии сложных объектов, является задача, которая ставится перед субъектом, и та практическая деятельность, которую он выполняет с этим объектом.

Самое большое значение для восприятия сложного изображения имеет сюжетное осмысление ситуации, в которую оно включено, а также значение для восприятия имеет прежний опыт человека и предметное восприятие соответствующих изображений. В психологии это явление называется апперцепцией. Большое число ошибок восприятия, встречающихся при повышенной готовности и пониженной критике субъекта, имеют аналогичный характер.

Знание формы предмета (например, круглой формы тарелки) повышало постоянство (константность) восприятия формы и делало человека более устойчивым к правильному восприятию формы при изменении положения предмета.

То же влияние прежнего опыта может проявиться и в существенном повышении постоянства (константности) восприятия его величины. Примером такого влияния прошлого опыта и предметного восприятия на константность величины может служить опыт, проведенный советским психологом Э. С. Бейн. Известно, что по мере удаления предмета образ его на сетчатке глаза уменьшается пропорционально его расстоянию. Это можно установить, если предложить испытуемому, отдаляя от него неопределенное изображение (например, чернильное пятно), приравнивать его к пятнам различного размера, лежащим перед испытуемым. Если, однако, заменить неопределенное изображение предметным изображением, например фигурой кошки, испытуемый будет продолжать оценивать его размер гораздо устойчивее, чем размер бессмысленного пятна. В этом случае прочное представление о величине предмета, сложившееся в предшествующем опыте, вносит коррекцию в постепенно уменьшающееся отражение этого предмета на сетчатке и дает возможность сохранять более постоянную оценку величины, приближающуюся к подлинной величине предмета.

Существенным фактором, влияющим на восприятие, могут быть и индивидуальные различия людей.

Французский психолог Бинэ говорил об объективном и субъективном типах восприятия, свойственных различным людям. Не меньшее значение имеют и другие индивидуальные различия в восприятии — преобладание аналитического восприятия с выделением многих деталей у одних, синтетического целостного восприятия у других.

Естественно, что на процесс восприятия очень серьезное влияние оказывает умственный уровень субъекта.

Хорошо известно, что нормальный субъект воспринимает предложенный ему предмет, выделяя в нем множество признаков, включая его в различные ситуации и обобщая его в одну категорию с внешне различными, но по существу близкими предметами. Этого нет в восприятии умственно отсталых. Как показал известный советский психолог И. М. Соловьев, «… умственно отсталые испытуемые выделяют в рассматриваемом предмете значительно меньшее число признаков, с трудом включают воспринимаемый предмет в различные контексты, и их восприятие поэтому оказывается гораздо более бедным и косным, чем восприятие нормального испытуемого» [16, с. 12 ]

Заключение

Таким образом, в результате нашего исследования мы узнали, что после поступления в проекционное зрительное поле соответствующих сигналов, начинается процесс зрительного восприятия. Из проекционного зрительного поля возбуждения передаются на вторичные зрительные поля. На вторичных зрительных полях идет преобладание сложных ассоциационных нейронов второго и третьего слоев, поэтому полученные дробные импульсы могут объединяться и кодироваться исходя из задач, которые стоят перед субъектом.

Огромную роль во взаимодействии человека с окружающей средой играет восприятие пространства, которое является необходимым условием ориентации в нем человека.

Величина предмета, его расстояние от глаз субъекта, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона – все это влияет на зрительное восприятие формы предмета.

Взаимодействие анализаторов отвечает за обеспечение формирования образного и целостного представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Хранение информации происходит в центральной нервной системе, и осуществляется это при помощи структурных изменениях в нейронах. А в периферическом отделе анализатора происходит кодирование информации по таким показателям: интенсивности (силе), качеству, в пространстве и времени. Рецептор узнает свой стимул, кодирование качества связано с избирательной чувствительностью рецептора к адекватному раздражителю. Частотное кодирование – это интенсивность, или сила, раздражителя кодируемое изменением частоты импульсов, генерируемых рецепторами, при изменении силы раздражителя. Пространственное кодирование объясняется тем, что каждое рецептивное поле имеет свое представительство в определенных структурах центральной нервной системы, время действия раздражителя на рецептор кодируется тем, что он начинает возбуждаться с началом действия раздражителя и прекращает возбуждаться сразу после прекращения его действия, что называют временным кодированием.

Работа разных анализаторов основана на детекторном принципе нейронной организации коры головного мозга.

Обработка информации о признаках объекта протекает в параллельных нейронных каналах, о чем свидетельствуют колончатая и слоистая организация нейронов коры головного мозга.

«Все виды восприятия несут информацию о времени, т.е. о том моменте, когда появился стимул и как долго он действовал. Другими словами, восприятие — это процесс, началом которого служит момент действия стимула на рецептор. Завершением восприятия является образ стимула — объекта и его опознание (идентификация). Длительность одного акта восприятия может быть очень короткой, почти мгновенной, особенно, когда объект восприятия хорошо знаком» [29, c. 98]

Каждая стадия перцептивного процесса наступает не ранее, чем реализуется предыдущая, что объясняется с помощью последовательной модели переработки информации.

Исследованиями установлено, что в зрительном анализаторе выделяются две системы обработки информации о внешнем мире. Первая из них ответственна за опознание объекта, вторая определяет локализацию объекта во внешнем зрительном поле.

То есть выдвинутая гипотеза доказана: процесс обработки информации проходит несколько этапов: уровень рецепторов, подкорковые звенья, кора головного мозга.

Таким образом, на основе взаимодействия информации, поступающей из разных отделов зрительной системы и системы управления глазодвигательной активностью, осуществляется построение целостной и стабильной картины миры

 

Список литературы

1. Анохин К.В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти // Журн. высш. нерв. деят., 1997. - Т.47. - Вып. 2. - С.261-279.

2. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

3. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. 119 с.

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1998.

5. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985.

6. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 1999.

7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999. 358 с.

8. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992.

9. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

10. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник. – М.: Аспект-пресс,

1998.

11. Данилова Н.Н. Психофизиология диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1992. 192 с.

12. Данилова Н.Н. психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.

13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

14. Иваницкий А.М. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 209-225

15. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2001.

16. Коновалов В.Д., Психологические тесты, М: Владос, 2003.

17. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И. Ренчлера, Б. Хенцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. 335 с.

18. Кэндел Э., Хокинс Р. Биологические основы обучения и индивидуальности //В мире науки.- 1992.-№ 11-12. –С.43-51.

19. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука,1985.л

20. Лоранский Д.Н., Азбука здоровья,- М. 2007.

21. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии/ Под ред. А.А. Смирнова,

А.Р. Лурии, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика,1978.

22. Маарютина Т.М., Ермолаев О.Ю.Введение в психофизиологию: Учебное пособие.-М.: Флинта, 1997.

23. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // Эдельман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

24. Меерсон Я.А. Высшие зрительные функции. Л.: Наука, 1986.

25. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 550 с

26. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. Л.: Наука,1990.

27. Нейропсихология сегодня /Под ред. Хомской Е.Д. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

28. Немов Р.С.,Психология (психодиагностика), М: Владос, 2003.

29. Николаева Е.И. Психофизиология. Учебник.- Новосибирск: Наука,

Издат. Компания «Лада», 2001.

30. Николаева Е.И. Психофизиология. Учебник.- Москва: РЕР СЭ; Логос, 2003.

31. Основы психофизиологии: Учебник/ Отв. Ред.Ю.И. Александров М.:ИНФРА-М, 1997.

32. Основы психофизиологии: Учебник/ Под. ред. Ю. И. Александрова. - М.: Инфра-М, 1997.

33. Переслени Л.И., Михалевская М.В., Гусев А.Н. Вызванные потенциалы, восприятие и циклические процессы / Физиология человека.Т. 13,№ 6. 1987.

34. Платонов К.К., Занимательная психология.- М. 2006.

35. Прибрам К. Языки мозга. М., Прогресс, 1975.

36. Прибрам К. И. Языки мозга: Экспертные парадоксы и принципы нейрохирургии: Пер. с англ. Н. И. Даниловой, К. Д. Хомской. - М.: Прогресс, 1995.

37. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464 с

38. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с

39. Ратанова Т. А. Субъективное шкалирование и объективные физиологические реакции человека. - М.: Педагогика, 1990.

40. Рутман З.М. Вызванные потенциалы в психологии и психофизиологии. М.: Наука, 1979.

41. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1992. 352 с.

42. Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. - 1996. - Т.22. - № 2. - С. 5-9.

43. Современная психофизика. Авторы: Под. Редакцией В.А. Барабанщикова.Издательство: Институт психологии РАН ISBN: 9785927001514 Год: 2009

44. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект. От нейрона к нейрокомпьютеру. М.: Наука, 1989.

45. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2. С. 228-231.

46. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4. С. 3-13.

47. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1996. Т.46. Вып. 2. С. 229-240.

48. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести Моск. Ун- та. Сер. 14.Психология.- 1995.- №4.- С. 3-13.

49. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Наука, 1979.

50. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966. 300 с.

51. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК "Психология", 2001.

52. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. 239 с.

53. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1991.

1.Фомин Н.А., Физиология человека. М. 2006.

54. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учебное пособие. - М.: Моск. соц.-психологич. ин-т, 2000.

55. Чернышев Б. В., Лазарев И. Е., Брызгалов Д. В., Осокина Е. С.Электрофизиологические проявления сбоев внимания вследствие ухода в свои мысли // В кн.: Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23–27 июня 2014 г. / Под общ. ред.: Б. Величковский, В. Рубцов, Д. Ушаков. Вып. 6. Калининград: [б.и.], 2014. С. 628-629.

56. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. М.: Мир, 1987. Т.1. 454 с; Т.2. 368 с.

57. Якунин В.А., Психология,-Спб: Питер, 2006.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.