Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь теоретической подготовки с другими видами подготовки волейболистов




Характерные особенности теоретической подготовки в волейболе

Волейболист выполняет движения в условиях жесткого лимита времени, что предъявляет большие требования к максимальной скорости реагирования. Для волейбола типичны нестандартность, неопределенность предстоящего действия и большое разнообразие способов решения одной и той же двигательной задачи. Большинство движений волейболистов требуют зрительно моторной координации, тонкой дифференцировки мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений («чувства мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени»).

Основные характеристики игры как специфической деятельности:

- Выполнение сложных в моторном отношении действий, представляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч;

- Восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения;

- Комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники и (с особенно высокой скоростью) мяч;

- Принятие тактических решений в условиях лимита времени;

- Вероятностное прогнозирование (оценка будущих действий партнеров и соперников на основе знаний об их склонности к принятию решений и прогнозе наиболее реальных ходов при данной тактической ситуации);

- Рефлексия (рассуждение как бы за других спортсменов, при котором создается возможность построить модель поведения другого человека по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я поступлю так-то»);

- Быстрый переход от атакующих действий к защитным и соответственно;

- Быстрая смена тактических решений, плана действий;

- Активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя») (Платонов В.А.,2007).

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки теоретическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль теоретической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся прежде всего специальной направленности и характеру воздействия применяемых средств.

Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касании мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Взаимосвязь элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели. Подготовка волейболистов будет успешной только в том случае, если её рассматривать как единую систему, все между собой согласованы и направлены на успешное решение основных задач.

В подготовке волейболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую тактическую, психологическую интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки.

Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное появление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что, в свою очередь сказывается на безошибочности выполнения технических приемов. Пример: малоподвижный волейболист, выполняя прием мяча после нападающего удара или вторую передачу для нападающего удара с предварительным выходом с задней линии, на какие-то доли секунды будет опаздывать к месту встречи с мячом, и как следствие этого – ошибаться при выполнении технико-тактического действия (А.В. Беляев, 2007).

Низкий уровень развития обшей и специальной выносливости не позволяет волейболисту эффективно реализовать технические приемы и тактические комбинации на протяжении партии, игры, туров. С другой стороны, при хорошей атлетической подготовке, но при недостаточном владении техникой, например нападающего удара (игрок владеет только ударом на ходу), атакующему игроку очень сложно показывать результативную игру в нападении на протяжении партии, матча, т. к. направление удара, как правило, будет блокировано и защитникам не составит труда разгадать ход дальнейших событий над сеткой.

Отставание в технической подготовке при отличной функциональной и двигательной подготовке, не позволит спортсменам использовать полноценно тактику игры, т. к. нет основы для её осуществления.

В ходе тренировки техники и тактики совершенствуются и физическая подготовка. Так, для отработки нападающего удара необходимы повторения, а эти повторения, в свою очередь, способствуют воспитанию прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Высокоразвитые волевые качества - залог успеха в соревновании, поскольку выражаются они во внутренней готовности игрока достичь в составе команды и вместе с ней общей цели – повышения спортивного результата. А это значит, что игроки настраиваются на бескомпромиссную борьбу с начала и до конца игры. Если такой готовности, такого настроя нет, то высокая физическая, техническая, тактическая подготовка теряет смысл, т. к. проигрыш партии, очка или игры деморализуют команду.

Тактическая подготовка волейболиста немыслимо без большого запаса теоретических знаний о положениях спортивной тактики и закономерностях развития волейбола (например, теоретический раздел в тактике подач).

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств и другими компонентами (А.В. Беляев, М.В. Савин, 2005).

Детальное знание правил соревнований (игры) позволяет спортсменам более гибко и эффективно применять отдельные технические приемы и тактические комбинации (пример – выбор наиболее благоприятной расстановки на площадке для неожиданной атаки или эффективной защиты).

Все стороны подготовки в определенной степени одинаково значимы и взаимно дополняют друг друга. Они интегрируются в игровой подготовке, которая состоит из учебных, тренировочных, товарищеских и календарных игр.

Существует взаимная зависимость и неразрывная связь между физической подготовкой и обучением технике игры, между обучением тактике и обучением технике, а также между физической подготовкой и формированием тактических умений. Взаимосвязь сторон подготовки волейболистов основана на закономерностях формирования двигательных навыков, на взаимосвязи овладения навыками и развития физических способностей.

Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки.

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Большинство тактических комбинаций основано на быстроте реагирования и быстроте перемещения, которые суммируясь в процессе игры, требуют высокого уровня развития скоростной выносливости.

Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.

Эффективное выполнение всех технических приемов зависит от хорошо развитой прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку.

Выполнение технических приемов в безопорном положении невозможно без проявления прыжковой ловкости, гибкости.

Участие в напряженных играх равных по силам команд на протяжении нескольких игровых дней предъявляет высокие требования к развитию общей выносливости.

Выполнение всех технических приемов в постоянно изменяющихся ситуациях (чередование активных и пассивных фаз в игре, переход от защиты к нападению и наоборот и др.) требует от волейболистов проявления больших физических и волевых усилий.

Хотя структура отдельных технических приемов кажется довольно простой, эффективное применение их в игре связано с определенными трудностями, а именно:

- с кратковременностью их касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;

- с малой площадью соприкосновения с мячом, что усложняет достижение четкости выполнения приема;

- три касания мяча требуют высокой точности исполнения и концентрации внимания.

Тактические действия прямо зависят от технического мастерства волейболистов и их физической подготовленности, то есть эти компоненты игры взаимосвязаны.

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается: во первых при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью (превышающей соревновательную).

Взаимосвязь психологической и тактической подготовки.

Достижение высокой физической, технической, тактической подготовленности и успешное выступление на соревнованиях невозможны без высокого уровня развития определенных психологических качеств и свойств личности волейболиста.

Психологические факторы способствуют успешной реализации возможностей спортсменов в играх (А.В. Беляев, М.В. Савина - 2002).

Проблему надежности в волейболе следует рассматривать через наиболее значимые психические функции, способствующие успешной реализации возможностей спортсменов, то есть надежному выступлению в соревнованиях.

Игровые действия игроков своей команды носят, в основном, систематизированный характер, высокий уровень которых обеспечивается хорошей памятью (запоминанием), а вот оценка действий игроков соперника зависит от точности зрительного восприятия. Зрительное восприятие, которое составляют распределение и быстрое переключение внимания (В.В. Рыцарев – 2005).

Разнообразное положение тела (в безопорной фазе, в рывках, ускорениях с резким изменением направления, падениях) регулируется и управляется различными системами организма, в том числе и вестибулярным анализатором, деятельность которого непосредственное влияние на умственную работоспособность внимание.

Тактические действия спортсменов во время игры являются фактором, который может иметь решающее значение для победы или поражения. В психологическом аспекте тактические действия являются продуктом сложных психомоторных процессов, которые совершаются в трех главных фазах.

1. Восприятие и анализ игровой ситуации (качество обеспечивают объем, интенсивность, распределение и переключение внимания; быстрота мыслительных процессов; знания и опыт игроков; способность к сосредоточению).

2. Мыслительное решение тактической задачи для данной игровой ситуации (зависит от скорости переработки информации).

3. Двигательное решение тактической задачи (зависит от латентного периода реакции).

Современный волейбол характеризуется большой динамичностью и эмоциональностью игровых действий. В процессе игры возникают эмоции спортивного возбуждения (азарт, увлечение) или наоборот (переживания, апатия, страх). Особенно ярко выражены эмоции при равном счете в партиях, в конце партии, игры. Кроме этого, проявление тех или иных эмоций зависит еще и от воздействия зрителей. Следует отметить, что неблагоприятные эмоциональные состояния (страх, боязнь, неуверенность, нерешительность) проявляются у редкого количества квалифицированных игроков (А.Г. Фурманов – 1983).

Характер игровой деятельности волейболиста заставляет проявлять целенаправленность и настойчивость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность (волевые качества).

Интегральная подготовка

Интегральная подготовка – система тренировочных воздействий, призванная реализовать тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (физической, технической, тактической) в игровой соревновательной деятельности.

Задачи интегральной подготовки:

- осуществление связей между физической и технической подготовкой;

- осуществление связей между технической и тактической подготовкой;

- между тактической и физической подготовкой.

- морально-волевой и теоретической;

- теоретической и технико-тактической, физической;

- достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований;

- реализации физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовленности в единстве игровых действий

Чем шире арсенал техники и чем она совершеннее, тем больше у волейболиста возможностей максимально использовать в игре свой физический (двигательный) потенциал; чем разнообразней тактика и чем она совершеннее, тем больше возможностей максимально реализовать в игре свой технико-физический потенциал (Ю.Н. Клещев,1997).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.