Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие градостроительства в России




 

Градостроительство - это развитие территории в интересах общества. Градостроительство формирует материально-пространственную среду жилой застройки, города, села, пространственно организует ландшафт обширных систем расселения. Объектами градостроительного проектирования и исследования являются развивающиеся градостроительные системы разного масштаба и функционального содержания, пространственная организация которых направлена на создание среды общественных процессов [ ].

Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина - градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства. На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учёт местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т.д.

История отечественного градостроительства на землях современной России условно начинается с палеолитических Костенок (на Дону, южнее Воронежа), где 40 - 25 тысяч лет назад была заселена площадь более 90 га. На этой площади отмечено более 60 мест разновременных палеолитических жилищ и хозяйственных комплексов. Выявлены разнообразные типы жилищ, включая площадью примерно 34 на 7 метров (с десятком очагов по оси). Феномен Костенок ныне активно изучается с привлечением американских специалистов. Аналогов Костенкам вплоть до античного времени в России пока не выявлено.

Древнейшие слои Иерихона и Чатал-Хююка относятся к 7 - 6 тыс. до н. э., являют элементы относительно стихийной городской планировки. Город Дербент по археологическим данным отметил 5000-летие, но широкого признания эта дата в истории российского градостроительства не получила. Аркаим и близкие ему поселения-укрепления (площадью до нескольких гектаров) складываются с 3 - 2 тыс. до н. э. Отсюда начинается более известная история отечественного градостроительства, еще до нашей эры представленная такими городами как Танаис, Фанагория, Синдская Гавань, Гермонасса и т. д. По данным Птолемея (их отразили средневековые карты), в округе Приазовья и на землях нынешней России (исключая Украину и бывшие советские республики) оказывалось не менее двадцати городов. Заметные опыты упорядочения городов и поселений относятся к середине III - нач. II тыс. до н. э. В Древнем Египте и Двуречье применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы. В Древней Греции и Риме приёмы регулярной планировки сложились в стройную систему (т.н. Гипподамова система). Протогорода трипольской культуры (Майданец, Доброводы, Тальянкаи т. п.) начинают свою историю с 5 - 4 тыс. до н. э. [ ].

История градостроительства насчитывает уже 5 тысячелетий. Города как особый тип поселений стали появляться в 3-2 тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Китае, Индии. Но мы рассмотрим историю российских городов. Коренные земли восточных славян располагались по Днепру, верховьям Оки, Волги и Приильменской низменности. Именно здесь найдены и исследованы археологами городища – стоянки древнего человека. Екимауцкое, Бискупинское и Березниковское городища дают представление о пространственной и планировочной организации древних поселений. Поселения нередко занимали островное положение, внешние границы – оборонительные деревянные стены. Вся территория городищ разбивалась параллельными улицами, проложенными с запада на восток. Дома располагались торцовыми стенами друг к другу. Отмечается правильность планировки и примерное равенство размеров домов (10х9 м). Интересно построение екимауцкого городища, похожего на круглый остров, обнесенный высокой деревянной стеной. Внутри городища по периметру стены располагались дома, в центре водоем.

На рубеже X – XI вв. произошли глубокие прогрессивные изменения русского раннефеодального города: сближение с Византией, принятие христианства, что содействовало развитию торговли и росту городов. До X века русские города были деревянными (жилые дома, крепости, мощение улиц и др.) После принятия христианства (988 г.) в русских деревянных городах стали появляется каменные храмы (Киев, Новгород). При Ярославе Мудром территория Киева возрастает в пять раз. В этот период основаны – Гродно, Витебск, Торопец, Заславль. Вплоть до X века все русские города состояли из крепости («детинца»), близ которого группировались «подзащитные» населенные пункты. Распад Киевской Руси не привел к полному упадку строительства, русские города продолжали развиваться и строиться.

Классифицируя древнерусские города по их очертаниям и направлениям территориального развития в дальнейшем, можно выделить четыре основных планировочных типа:

Ø города, первоначально имевшие раздробленную планировочную структуру;

Ø города, стремительно выросшие и образовавшие компактную территорию, которая напоминает круг или овал;

Ø города линейного типа, нанизанные на главную дорогу;

Ø города, развивавшиеся в междуречьях путем постепенных пристроек острога к острогу.

Характерными городами первого (раздробленного) типа являлись Чернигов и Киев, возникшие на пересеченной местности и лишь впоследствии слившиеся воедино. К городам кругообразного типа относится большинство древнерусских городов, начиная с Великого Новгорода Третий (линейный) тип представлен Владимиром на Клязьме, четвертый - демонстрирует Псков.

Обращаясь к приемам размещения храмов, необходимо различать храмы главные и второстепенные. Главный храм, как правило, принадлежал общегородскому общественному центру. Этим и объяснялось его центральное расположение в городе -на самых высоких и самых красивых местах. Главные храмы, подобные киевской Софии, не были только культовыми зданиями. Государство основало ряд соборов и монастырей в память тех или иных выдающихся исторических событиях. Собор св. Софии в Киеве был построен на месте победы Ярослава Мудрого над печенегами - в «поле», примыкавшем к древнему Киеву. Такое дополнительное назначение культового здания, игравшего роль исторического монумента, сильно возвышало его, влияя и на размещение, и на размеры, и на саму трактовку архитектурной композиции. Храм-монумент требовал центрального местоположения в городе, больших размеров и спокойной централизованной композиции, включавшей в себя 5, 9 и даже 13 куполов. Первоначальный Софийский собор в Новгороде (как и киевский Софийский собор) имел 13 глав; второй, ныне существующий, каменный, был возглавлен пятью куполами. С развитием ремесленного производства уже в XII в. стала вырабатываться листовая золоченая медь, и с этого времени на главных соборах появляются золотые шлемовидные купола. На фоне синего неба золотые главы соборов вызывали радостное, праздничное настроение. Западноевропейский город, несмотря на высокий художественный уровень готического зодчества, все же был тусклым и сумрачным по сравнению с русскими городами. Вот почему все иностранцы, побывавшие на Руси, с восторгом отзывались о многокрасочности русского города, встречавшего путешественников золотыми богатырскими шлемами церквей.

Правило строить монастыри и приходские церкви на подступах к городу - у главных речных и сухопутных дорог - прочно вошло в практику русских мастеров-«горододельцев». Цепь монастырей и церквей на левом высоком берегу Клязьмы, растянутая вплоть до Боголюбова и церкви Покрова на Нерли, является торжественным оформлением въездов во Владимир. Но не всегда такие сооружения строились с одной стороны от реки или главной дороги. У подъезда, к позднее сформировавшемуся Переславлю-Залесскому, мы находим два симметрично расположенных монастырских ансамбля - Горицкий и Данилов. Подобное расположение монастырей (а, следовательно, и архитектурных вертикалей) являлось попыткой создать своего рода пропилеи города, невиданные в западноевропейской градостроительной практике.

С образованием централизованного государства русское градостроительство получает новый импульс в своем развитии. В XV и XVI вв. русский город превращается в большую экономическую и политическую силу. Наибольший импульс развития получает Москва. Градостроительная деятельность Ивана III началась в Москве с перестройкой Кремля и монастырей – крепостей на подступах к столице. На рубежах русского государства строятся мощные крепости-города – Ивангород (1492 г.), перестраиваются стены Новгородского кремля, в 1500 г. сооружается каменный кремль в Нижнем Новгороде с длиной стен более 2 км. Подъем русского градостроительства продолжается при Иване IV. С открытием волжского торгового пути строится Свияжская крепость, основываются приволжские города - Самара (1586), Саратов (1590), Царицын (1589). На севере и северо-западе государства получает развитие Ярославль и Кострома. Развивается церковное и храмовое зодчество. До настоящего времени нет достоверных сведений о населении русских городов того времени. Население Новгорода к середине XVвека насчитывало до 50 тыс. жителей, Москва - до 120-150 тыс., Ярославль – до 40 тыс. жителей. Эти цифры сопоставимы с численностью населения крупнейших городов Европы [40].

Русские города (за исключением кремлей) лишь в редких случаях получали геометрически правильные генеральные планы. В этом отношении русский город напоминал западноевропейские средневековые города, переживавшие один и тот же исторический период. Большинство городов развивалось естественным путем, т. е. без предварительно составленного проекта планировки, хотя ряд фактов указывает на участие в строительстве города направляющей воли мастеров-«горододельцев».

Наибольшее число русских городов имело радиальную или радиально-кольцевую планировочную структуру. Так, Москва, занимая центральное место на территории Древней Руси, являлась собирательным пунктом многих радиальных дорог, сходившихся к самому кремлю. Именно поэтому она и получила радиальный, звездообразный план, который впоследствии, т. е. после постройки стен Белого города и Скородума, превратился в радиально-кольцевой. Отчетливую радиально-кольцевую структуру имеет левобережная часть Новгорода, известная под названием Софийской стороны. План города в виде веера улиц вокруг кремля можно найти в Переславле-Залесском, Ростове Великом, Пскове, Костроме и многих других городах, где кремль располагался в середине городской территории.

Наряду с радиальными и радиально-кольцевыми планами нередко встречались прямоугольные планы, особенно распространенные в сибирских городах, возникавших в короткие сроки согласно «государевым указам». Среди них большой интерес представляет столица Сибири Тобольск. Тобольск разделялся на две части: нагорную (так называемый Верхний город) и равнинную (Нижний город), лежащую на 75 м ниже верхней площадки горы. В 1587 г. на крутом берегу Иртыша был построен прямоугольный деревянный острог, к которому впоследствии добавился такой же каменный с двенадцатью башнями под высокими шатровыми крышами. Эти два кремля, стоявшие на некотором расстоянии один от другого, были объединены потом деревянной стеной, в середине которой была построена надвратная башня, оформлявшая главный вход в Верхний город. Через эту башню проходила громадная лестница, имевшая, по описаниям начала прошлого столетия, 290 ступеней.

Центрами русских городов XV-XVII вв. обычно являлись кремли или, изредка, монастыри. Сравнивая кремль с западноевропейской городской цитаделью (т. е. с замком или «бургом»), нельзя не отметить существенных различий между ними. «Бург» служил только резиденцией государственной власти в лице короля или менее значительного феодала, тогда как кремль, помимо княжеских или царских теремов, вмещал в себя церкви, административные здания, склады, арсеналы, а также площади общественного назначения и, наконец, большое число жилых домов самой разнообразной социальной принадлежности. Уже из этого становится понятным, что кремль имел более демократический характер, чем городские замки западноевропейских городов. Но, помимо этого, кремли значительно отличались от них своими размерами, планировкой и архитектурным убранством.

Представляя собой центральную часть города, снабженную всем необходимым вплоть до продовольственных складов и арсенала, кремль во время осад служил убежищем для всего городского населения. Это подтверждается множеством исторических факторов, в частности обороной Москвы при нашествии Девлет-Гирея. Отсюда и вытекали большие размеры кремлей. Городские замки Зальцбурга, Мантуи, Лондона и других европейских городов далеко уступали в размерах Московскому Кремлю и даже Новгородскому кремлю.

По сравнению с кремлями и монастырями площади и улицы в русских городах почти повсеместно играли второстепенную роль. Улица в русском городе являлась только проездом. На главных улицах обычно устраивали бревенчатые настилы; однако сам способ застройки не обеспечивал улицам большого архитектурного эффекта. Архитектурный эффект чрезвычайно живописных рубленых теремов частично или совершенно терялся для улицы. Застройка улиц на окраинах городов почти ничем не отличалась от деревенской: в русских городах, как например, в Новгороде, она состояла из рубленых изб, выходивших своими торцами на улицу, а на Украине вдоль улиц тянулись плетни и сады, прерываемые побеленными хатами. Однако улицы допетровских городов все же не были лишены живописности, т.к. каждая, даже самая простая постройка, возведенная в эпоху расцвета народного творчества, обладала определенным достоинством.

Главными площадями древнерусских городов обычно являлись соборные и торговые площади. Происхождение древнерусских городских площадей было идентичным возникновению площадей в средневековых западноевропейских городах. Поскольку храм должен был производить наибольшее впечатление, все усилия зодчих прилагались к выбору для него наиболее удачного места, к определению лучших видовых точек и, наконец, к разработке его архитектурных форм. Чаще всего собор располагался в середине площади и воспринимался с угловых точек зрения, а при таком положении границы площади уже не имели решающего значения. Следует выделить характерные черты городских площадей XV-XVII вв.:

Ø относительно крупные размеры;

Ø большое разнообразие в формах площади;

Ø живописность силуэта застройки;

Ø тенденцию к раскрытию внешнего ландшафта.

По сравнению с главными площадями средневекового Парижа и Лондона Красная площадь, почти не изменявшая своих границ вплоть до нашего времени, кажется колоссальной. Вероятно, не меньше ее была торговая площадь в Тобольске, и даже торжища внутри острогов не были небольшими площадками. Преобладание размеров русских городских площадей над западноевропейскими объясняется рядом причин, из которых главная заключалась в принадлежности посадских земель государству. Именно поэтому с таким большим размахом и легкостью осуществлялась расчистка территории вокруг Московского Кремля при Иване III, оставившая после себя величайшую площадь средневековой Европы - Красную площадь.

XVII век является эпохой архитектуры русских ансамблей – кремлей и монастырей, традиции искусства возведения которых уходят в глубокую древность (кремли X-XIII вв. в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и др.). В эпоху объединения страны при Иване III и Иване Грозном в XV-XVI веках возникает огромное количество укрепленных пунктов: крепостей, кремлей и монастырей, которые концентрическими кольцами располагаются вокруг Москвы с ее Кремлем: Донской, Новоспасский, Андронников, Новодевичий; далее - укрепленная линия монастырей и кремлей: Саввосторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волокаламский монастыри, Троице-Сергиева Лавра, укрепленные кремли в Коломне, Зарайске, Серпухове, Туле и т.д. На севере – Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский, Соловецкий монастыри; на западе – Иван-город, Копорье, Новгородский и Псковский кремли, создается грандиозный Смоленский кремль [40].

Отметим, что градостроительство – это теория и практика планирования и застройки городов. Социальный строй, уровень развития промышленности, науки и культуры, природно-климатические условия, на облик городов. Планируя новый город, архитекторы должны решить проблемы социально-экономические, строительной техники, архитектуры, гигиены, транспорта, доставки в город электроэнергии, воды, газа и многие другие. При социализме государственное планирование народного хозяйства создает все условия для научно обоснованного развития городов, приспособленных для труда, отдыха, быта миллионов людей.

Человечество издавна занималась устройством своих городов. Города древней цивилизации в долине реки Инд около 4 тыс. лет назад имели прямоугольную сеть улиц, признаки благоустройства. В Древнем Риме создавали крупные системы водоснабжения и канализации, мостили и озеленяли улицы. Еще до нашей эры зарождается и теория градостроительства. Примерно тогда же произошло разделение городов на зоны по социальному и имущественному признакам. В капиталистических городах такое положение сохраняется и по сей день: благоустроенные квартиры и зоны – для богатых, скопища трущоб – для беднейших.

В средневековых городах Западной Европы на территории, опоясанной крепостными стенами, возникала сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торговой площади. Жилые районы, которые постепенно вырастали за пределами городской крепости, вновь окружали крепостной стеной. Так стихийно складывалась радиально-кольцевая структура города (кольцевые улицы вдоль крепостных стен и улицы от центра к крепостным воротам). Подобная схема планировки сохранилась и поныне во многих городах.

В русских городах большое значение имела центральная укрепленная часть города – кремль, где строили хоромы царя, князей, высшего духовенства, главные соборы, склады оружия и продовольствия. Кремли определили планировку центра многих наших городов: Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода и др.

Большой размах получило русское градостроительство после реформ Петра I. 1703 г. основан Петербург, начинается строительство Петрозаводска, Нижнего Тагила, позднее Одессы, Севастополя, Екатеринбурга и др. городов. На основе генеральных планов были перестроены Ярославль, Кострома, Псков, Калуга, Полтава. Замечательные архитектурные ансамбли создали русские зодчие В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, К.И. Росси, О.И. Баве, В.П. Стасов.

Октябрьская революция открыла новый этап развития градостроения в нашей стране. Уже в 20х годах начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных промышленных центров. Например, была реконструирована Нарвская застава в Ленинграде. Застроение прежде убогими домишками и казармами для рабочих, она стала красивой благоустроенной частью социалистического города. Страна создавала мощную индустрию, необходимо было строить новые города. За годы советской власти выросли новые промышленные центры: Запорожье, Комсомольск - на – Амуре, Магнитогорск и многие другие.

В 1935 г. утвержден план реконструкции Москвы, началась разработка и практическое осуществление генеральных планов реконструкции и развития Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска и еще многих городов. Выдвинулись крупные советские архитекторы – А.В. Щусев, И.А. Фомин, братья Веснины, М.В. Посохин, К.С. Алабян, А.И. Тамонян.

В 1971 году утвержден новый генеральный план развития Москвы до 90 г. Величайшим трудовым подвигом народа были восстановление и реконструкция сотен городов и поселков, десятки тысяч сельских населенных пунктов, разрушенных немецкими захватчиками. Это было не просто восстановление разрушенного. Создавалась новая архитектура каждого города. Волгоград обрел архитектурно выразительный выход к Волге, Киев – новый Крещатик, Минск архитектурные ансамбли центра, Новгород – новую главную площадь. После войны построены замечательные, своеобразной архитектурой новые города – Дивногорск, Норильск, Дубна, Зеленоград, Навои, Рустави, Темиртау, Шевченко и др. Особенно примечательно и характерно для современного советского градостроительства создание новых крупных жилых районов, большой размах работ по благоустройству городских территорий, развитие культурно-бытового и медицинского обслуживания населения, наиболее рациональная планировка и застройка промышленных и жилых районов, комплексное решение проблем городского транспорта. Большое значение имеет и создание пригородных зон. Это резерв для будущего развития города, место отдыха горожан, территория, где размещены аэродромы, товарные железнодорожные станции, склады, станции очистки воды.

В ряду российских городов достойное место занимает Тюмень, город, внесенный в список исторических городов Российской Федерации. После третьего похода Ермака, 29 июля 1586 года, на крутом мысу, образованном рекой Турой и правым ее притоком, рекой Тюменкой, недалеко от развалин Чимги-Тура, был заложен новый городок-крепость Тюмень, быстро разросшийся. К началу ХVIII веку военная опасность практически миновала и городок, поставленные на перекрестке древних караванных торговых путей Восток-Запад, превратился в торгово-ремесленный.

В конце XIX в. город неофициально делился на три части собственно Тюменью называли городскую территорию, находящуюся на правом берегу р. Туры; на левом берегу располагалось Заречье, или Зарека; между рр. Турой и Тюменкой – Затюменка. К середине ХIX в. в Западной Сибири (в Тобольской губернии) культурным и духовным центром был Тобольск, а административным центром – Омск. Тюмени достался удел делового, промышленного центра.

В 1744 г. резко увеличилось количество посадских (исчисленных при переписи как цеховые и купцы). На увеличение численности горожан (посадских) повлияло становление города как ремесленно-торгового центра. Весь спектр сословных групп был представлен в структуре города. Особенностью Тюмени в этом отношении в конце XVIII-XIX в. было преобладание городских сословий (купечества и мещанства), которые в числе всех горожан уже было значительным. Кроме того, в Тюмени была представлена в полном объеме сословная структура Российской империи. К 1914 г. Тюмень по числу жителей (42250 чел.) превзошла губернский Тобольск и заняла пятое место среди городов Сибири.

Благоустройство города началось с первых дней основания. В первое столетие своего существования Тюмень несколько раз перестраивалась, что было связано с частыми пожарами. В начале XVII в. уже сложилась структура города, состоявшая из собственно города, или кремля, посада, слобод и монастыря. Первые здания были деревянными, и неудивительно, что при пожарах город сильно выгорал. Один из последних крупных пожаров в городе произошел в 1705 г. Считается, что своеобразная планировка улиц сложилась еще в середине ХVII в., точнее, в 1635 г., когда стрельцы поставили свои дома вдоль реки. И впоследствии посад развивался именно в этом направлении. Из опасения пожара уличная застройка строго регулировалась. Первая каменная мостовая в городе появилась только в 1880-е гг. напротив гостиного двора и здания городской управы.

Но благоустройство города не ограничивается только застройкой и мощением улиц. В 1864 г. в городе появился первый водопровод. Первая водокачка была установлена на улице, получившей в честь этого события название Водопроводная. В начале ХХ в. на заседаниях городской думы не раз обсуждался вопрос об электрификации города. В 1893 г. были электрифицированы тюменские пристани. Электростанция была принята в эксплуатацию в 1909 г. Таким образом, к началу ХХ в. тюменцы пользовались всеми «благами цивилизации», хотя проблемы с благоустройством города по-прежнему оставались. В современных условиях развитие города зависит от видения будущего – стратегии и умении последовательно ее реализовать. При этом стратегический процесс развития в каждом городе имеет свои особенности, темпы, точки роста. Определить и учесть все это важная задача местных органов власти по обеспечению нормальных условий жизни населения.

Средневековые города, опоясанные мощными стенами, имели кривые и узкие улицы вокруг замка, городского собора или торговой площади. Жилые районы за пределами городских стен окружались новым кольцом стен, а иногда на их месте образовывались кольцевые улицы, которые в сочетании с радиальными улицами определили формирование характерной радиально-кольцевой (реже веерной) структуры городов [40].

Бурный рост городов с середины XIX века, затем быстрое развитие автотранспорта, возникновение колоссальных городских территорий (городских агломераций), загрязнение городской среды вызвали поиски новых принципов градостроительства (зонирование городских территорий, районная планировка, системы городских дорог, типы города-сада, города-спутника, современных жилых районов и микрорайонов).

Судьба большого города вызывает глубокие сомнения. Ну, во-первых, само слово "город" употребляется в значительном смысле по инерции. Строго говоря, ни один из этих населенных оазисов городом давно не является. Это большая урбанизированная территория, в которой люди прокладывают свои маршруты, и знают ее только фрагментарно и ограниченно. Но по-прежнему срабатывает "сантимент", историческая традиция, и под словом "город" чаще всего имеют в виду его центр, его ядро. Есть города фактически вообще без горожан. Вот Венеция – дивный город, в котором горожане на втором плане, они совершенно отодвинуты, живут за счет туристов, но проклинают туристов, примерно как сейчас питерцы проклинают нас с вами, поскольку перекрыли половину движения в городе

[ ].

Из современных городов уходит промышленность: тот рынок, который создавал город, также ушел из современного города. На свободном участке можно заложить четырехполосные дороги. Например, города средней величины - Цюрих, Бордо, Страсбург - активно используют современный трамвай, прекрасный, безопасный, удобный, но такой тихий, что непонятно, как люди от него уворачиваются. Эта задача решаема в многомиллионном городе. В Москве уже 15 лет пытаются спроектировать скоростной трамвай, постоянно наталкиваясь на гигантский объем заполненного пространства.

В Европе или Америке, а отчасти уже и в Японии, в ряде азиатских стран, город представляет себя городом всё пожилых и очень пожилых людей. Пропорция в этом отношении стремительно меняется, а форма города не предусмотрена для человека пожилого. Классический город строится для молодых и сильных, что порождает ситуацию, когда во многих городах в городскую ткань внедряется новое население, не городское по своей культуре.

Существует драма гетто крупных городов, которых пока в России, к счастью нет. Но с другой стороны, в большом городе находится зарегистрированное и незарегистрированное, рассчитанное и не рассчитанное, множество людей. Другими словами, общество сталкивается с ситуацией, которая, к сожалению, изучена чрезвычайно мало.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.