Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирования творческой деятельности




ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

 

Актуальность формирования творческой личности, соответствующей требованиям развивающегося общества, обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования. Считается, что именно в школьные годы ребёнок учится принимать нестандартные решения, расширять границы известного, владеть ситуацией новизны, уметь быть оригинальной и творческой индивидуальностью.

Формирование творческих способностей происходит в процессе определённым образом организованной деятельности, ее разных видов, которые не только обогащают познание, но и содействуют общему развитию ребёнка, формированию его личности; взаимодополняемость видов деятельности способствует выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей детей, их активности, самостоятельности [1, с. 5].

Для формирования творческой деятельности необходимо решение следующих задач:

- выявление основных компонентов творческих способностей;

- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей;

- определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в процессе обучения;

- определение эффективности работы традиционных методик обучения и воспитания в отношении развития творческих способностей обучающихся.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе их способов [3, с. 24].

Творческое взаимодействие мной понимается как межсубъектная совместная деятельность, в которой сохраняется и развивается индивидуальность каждого, а сама деятельность и ее результаты носят творческий характер.

В целом условия успешного развития творческих способностей характеризуются рядом черт.

1. Успешное развитие определяется параметрами раннего физического развития ребёнка, знакомства с различными инструментами и материалами.

2. Использование в обучении опережающего метода через создание предметно-развивающей среды. Но с учётом готовности принятия нового ребёнком.

3. Условие максимального напряжения сил. Существует утверждение, что интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты её максимального использования, достижение всё более высоких результатов. Именно в процессе максимальной реализации возможностей ребёнка происходит совершенствование. На занятиях рекомендуется дать ребёнку возможность самостоятельно постигать способы решения новых задач без предварительного обучения и не спешить решать их за него.

4. Реализация идей теории свободного воспитания. Предоставление ребёнку полной свободы в выборе вида деятельности, определении последовательности её выполнения, продолжительности занятий каким-либо делом, выборе способов действий способствуют наиболее полной реализации желаний и интересов ребёнка. Естественное для ребёнка проявление интереса и эмоциональный подъём будут надёжной защитой от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей, создадут оптимальные условия для развития творческого воображения, тренировки внимания, памяти, мышления.

5. Рациональное доброжелательное направление педагогом самостоятельной деятельности ребёнка. Специалисты не рекомендуют что-либо делать за ребёнка или навязывать ему свои суждения, если он вполне самостоятелен в деятельности.

6. Творческий процесс требует комфортной психологической обстановки и наличия свободного времени для его осуществления. Вот почему на занятиях ребёнок не только обучается, познаёт новое, обменивается опытом, но и претворяет в жизнь собственные идеи. Педагогу необходимо побуждать ребенка к творчеству, проявлять понимание к его неудачам, терпеливо относится даже к необычным идеям, исключать в оценке деятельности ребёнка замечания и осуждения [4, с. 112].

Творческие способности обеспечивают успешность в творческих видах деятельности, то есть в таких, в которых создаются новые предметы материальной и духовной культуры, осуществляются новые идеи, открытия, изобретения. Как правило, эти способности проявляются в условиях недостатка, дефицита информации.

Особая значимость творческих способностей для психолого-педагогической проблематики сегодняшнего дня обусловлена спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, обусловлена динамичным и нестабильным характером этого опыта.

Во-первых, в настоящее время резко возрастает информационный поток, а объем его таков, что овладеть им полностью принципиально невозможно. Творческие способности позволяют успешно осуществлять деятельность и в условиях дефицита информации. Во-вторых, в условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общества большее, чем прежде, значение приобретает способность видеть и находить правильные решения постоянно возникающих новых проблем. В-третьих, появление все новых и новых профессий, существенные изменения требований к уже имеющимся профессиям предполагают определенную мобильность личности, что также требует развития творческих способностей.

Теоретический анализ данной проблемы позволяет отнести к числу общих творческих способностей четыре способности: способность к вариативности, способность к гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу.

Для того чтобы дать конкретную характеристику этих способностей в аспекте педагогической психологии, необходимо, во-первых, определить их сущность и обозначить основные психологические механизмы, лежащие в основе каждой способности; во-вторых, выделить ориентировочные показатели их развития; в-третьих, определить общие направления целенаправленного развития выделенных способностей [7, с. 61].

В указанной логике рассмотрим каждую из общих творческих способностей.

Вариативность — общая творческая способность, позволяющая выделять множество разнообразных оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество различных идей. В основе психологического механизма функционирования данной способности в первую очередь лежат аналитические компоненты мышления, позволяющие конкретизировать общую проблему в виде множества частных ее свойств, признаков и условий. Кроме того, психологической основой вариативности может служит так называемое дивергентное мышление (в терминологии Дж. Гилфорда) — продуктивное мышление, направленное на возможность получения целого веера правильных решений проблемы (в отличие от конвергентного мышления, стремящегося к единственному правильному варианту решения). Также психологический механизм вариативности связан с отдельными свойствами творческого дивергентного мышления — с его беглостью и гибкостью, определяющих не только общее количество выдвигаемых идей, но и их богатство, разнообразие возникающих ассоциаций, логических связей [7, с. 62].

Рассматривая показатели развития вариативности, прежде всего следует определить, какое количество возможных вариантов решений предлагается при решении задачи. При этом необходимо отслеживать не только общее количество предложенных решений, но и количество групп, классов этих решений. Важно учитывать, высказывается ли предположение о различных путях решения той или иной задачи, насколько обоснованы эти предположения, на что опирается человек, предлагая варианты решения. Показателем развития вариативности может также служить возникающее в процессе поиска вариантов решения положительное отношение к этому действию. Судить о развитии вариативности можно и по тому, в какой мере осознаются испытуемым необходимость и значимость поиска различных вариантов решения проблемы. Еще одним значимым показателем может служить широта проявления данной способности, то есть сколь широко представлены все эти характеристики при решении стандартных и нестандартных задач, задач, связанных с учебной деятельностью, с общением и нравственным поведением.

Выделенные показатели позволяют увидеть основные направления целенаправленного развития способности к вариативности. Формирование способности к вариативности предполагает специальный подбор задач, требующих нахождения разных вариантов решений, причем с последовательным их усложнением по всем намеченным параметрам. Необходимо формировать устойчивое положительное отношение к данному личностному свойству, раскрывая его важность и значимость для творческой деятельности человека, тем самым повышая и уровень осознанности поиска вариативных решений. При этом важно, чтобы предлагаемые задачи носили как стандартный (поначалу), так и нестандартный характер, а также постепенно расширяли область применения. Так, учащимся можно предлагать не только учебные задачи вариативного характера, но и вариативные задачи в области общения и нравственного поведения [7, с. 63].

Гипотетичность — общая творческая способность, заключающаяся в возможности высказывать разнообразные, обоснованные предположения о перспективах и причинах развития каких-либо явлений реальной действительности. Психологический механизм, лежащий в основе гипотетичности, прежде всего, связан с функционированием общего умственного действия установления причинно-следственных связей.

Умение видеть связь причин и следствий в явлениях реального мира позволяет успешно выдвигать гипотезы как перспективные (обращенные в будущее), так и ретроспективные (обращенные в прошлое). Также для успешного выдвижения гипотез перспективного характера необходимо осуществление общего умственного действия планирования, позволяющего мысленно просчитывать ход развития событий. Кроме того, как и в случае с вариативностью, для проявления гипотетичности необходимо дивергентное мышление с его свойствами гибкости и беглости, позволяющее выдвигать значительное количество разнообразных гипотез.

Показателями развития гипотетичности при ее экспериментальном изучении могут служить несколько параметров. При оценке развития данной творческой способности можно ориентироваться на количество выдвигаемых гипотез, хотя в данном случае этот показатель не является первостепенным, он в большей степени характерен для вариативности. Для гипотетичности важно, что выступает в качестве основы для выдвижения гипотез, насколько полно и глубоко обосновываются выдвигаемые гипотезы. В первую же очередь необходимо обратить внимание на правильность гипотез, особенности их вербального выражения, точность и соответствие действительности [7, с. 64].

Формирование способности к гипотетичности, так же как и в случае с вариативностью, должно осуществляться при постоянном усложнении предлагаемых задач, что создает условия, все в большей мере затрудняющие выдвижение и обоснование гипотез. Опираясь на психологический механизм гипотетичности, при ее формировании необходимо с помощью соответствующих заданий развивать умственные действия планирования и установления причинно-следственных связей. Процесс целенаправленного развития данной способности целесообразно начинать с обучения выдвижению гипотез ретроспективных, то есть обращенных в прошлое, так как это в большей мере обеспечивает испытуемому соответствующий опыт деятельности. При этом гипотезы, как и при формировании вариативности, могут касаться не только учебных задач, но и задач коммуникативного и нравственного содержания.

Импровизация — общая творческая способность, заключающаяся в возможности на основе интуитивной творческой деятельности порождать творческие продукты в сжатый период времени. Можно дать и другое определение данной способности: импровизация — общая творческая способность, позволяющая без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей проблемы увидеть суть задачи, а также самостоятельно оригинальным путем решить ее за ограниченный промежуток времени [7, с. 65].

В качестве психологической основы данной способности можно рассматривать уже имеющийся у человека опыт творческой деятельности, разнообразие накопленных им в данном опыте способов решения творческих задач. Кроме того, в основе импровизации лежат интуитивные бессознательные процессы, связанные с активностью правого полушария нашего мозга, обеспечивающие инкубацию и рождение творческой идеи. Для успешной импровизации необходимы также особые свойства высшей нервной деятельности, такие как высокая скорость протекания нервных процессов, их лабильность. Кроме того, функционирование импровизации связано с мотивационной ориентацией на публичность творческой деятельности. Взаимосвязь перечисленных составляющих и определяет психологическую основу импровизационного процесса и импровизационных свойств личности.

Показателем развития способности к импровизации, прежде всего, должна выступать характеристика скорости реакции на изменившиеся условия, причем изменение условий должно носить достаточно неожиданный характер, порожденный недостатком информации. Для оценки импровизации важно рассматривать также меру преобразования имеющегося опыта при решении импровизационной задачи. Еще один важный показатель развития данной способности — положительное отношение к импровизационной деятельности. Возможно, не менее важно при изучении импровизации отслеживать процесс осознания собственных действий, возможность их объяснения, описания скрытых неиспользованных собственных возможностей в подобных ситуациях, выяснение других возможных реакций на изменившиеся условия. Однако использовать эти показатели довольно сложно вследствие бессознательного характера ядра импровизационной деятельности, а кроме того, подобные показатели могут быть использованы только применительно ко взрослым испытуемым, но не к детям, уровень осознанности деятельности которых по сравнению со взрослыми значительно ниже.

Поскольку импровизация представляет собой реакцию в условиях недостатка информации, формирование данной способности целесообразно осуществлять в условиях изменения предельно доступной меры этой информации. Также необходимо последовательно увеличивать возможности обучающегося восполнять недостающую информацию, учить опираться на уже имеющийся опыт и все более полно осознавать ту систему действий, которые должны быть осуществлены для обоснованной импровизации, предвидеть последствия импровизации и нести ответственность за ее результат. Особое направление в формировании импровизации должно быть посвящено развитию способности к эвристическим решениям, которым принципиально нельзя научить, но учить можно и нужно. Постепенное изменение предельно доступной меры, необходимой для решения творческой задачи информации, стимулирует возможности эвристического мышления, способствует развитию поиска подходов к эвристическим решениям [7, с. 66].

Способность к переносу занимает в предлагаемой классификации общих творческих способностей особое место, так как развитие вышеназванных способностей как устойчивых личностных характеристик возможно только в условиях переноса. Но перенос может рассматриваться и как самостоятельная творческая способность.

Перенос — общая творческая способность, позволяющая субъекту необычно и оригинально использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых, непривычных условиях. Психологической основой переноса можно считать: имеющийся опыт различных видов деятельности (в том числе и творческих), накопленные в данном опыте способы решения разнообразных задач (в том числе и нестандартных). Кроме того, в основе переноса лежат общие умственные действия обобщения и абстрагирования, а также беглость и гибкость мышления. Помимо этого, для успешного переноса необходимы высокие общие адаптивные возможности личности, то есть возможность ее гибкого и адекватного реагирования на меняющиеся условия среды.

Общепринятым основным показателем развития переноса при экспериментальном изучении данной способности является его широта или, иначе говоря, степень отдаленности тех новых условий, в которых он проявляется. Косвенными его показателями могут служить уровень развития абстрагирования и гибкости мышления, скорость адаптации в изменившихся условиях.

Для формирования способности к переносу, с одной стороны, необходимо учить вычленять инвариантное, общее во все более отдаленных объектах, явлениях, а с другой стороны, — находить разное во все более близких объектах и областях. Важно также вести целенаправленную работу по формированию умственных действий обобщения и абстрагирования. При этом, как и в случае со всеми остальными способностями, содержание развивающих заданий может касаться не только учебно-познавательной деятельности, но и нравственного поведения, а также сферы общения.

При выделении направлений целенаправленного развития вышеназванных общих творческих способностей, наряду со спецификой каждой из них, можно выделить и общие организационно-педагогические подходы, обеспечивающие их развитие [7, с. 67].

Рассматривая все вышеперечисленные способности как устойчивые личностные свойства, психологические характеристики личности, следует включить в структуру каждой из них когнитивный (знания о сущности данной способности), эмоциональный (устойчивое отношение к способности) и поведенческий (способы реализации способности в деятельности) компоненты. Тем самым формирование любой общей творческой способности подразумевает целенаправленное развитие во взаимосвязи трех их структурных составляющих. Это позволит развивать способности как устойчивые характеристики, психические свойства, входящие в структуру личности человека.

Кроме того, эти направления носят универсальный характер и могут способствовать формированию всех творческих способностей общего характера [7, с. 69].

Итак, формирование творческих способностей происходит в процессе определённым образом организованной деятельности, ее разных видов, которые не только обогащают познание, но и содействуют общему развитию ребёнка, формированию его личности; взаимодополняемость видов деятельности способствует выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей детей, их активности, самостоятельности. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе их способов.

Теоретический анализ данной проблемы позволяет отнести к числу общих творческих способностей четыре способности: способность к вариативности, способность к гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу. Формирование любой общей творческой способности подразумевает целенаправленное развитие во взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Это позволит развивать способности как устойчивые характеристики, психические свойства, входящие в структуру личности человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.