Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка учеников




  № п/п   Фамилия   Оценка учителя Выбор оценки учеником   Самооценка
  Аганин А.С.     Заниженная
  Багауова И.А.     Адекватная
  Батырева Е.П.     Заниженная
  Биктимирова Г.Г.     Адекватная
  Букреев С.Н.     Заниженная
  Ганиев И.С.     Заниженная
  Григорьев А.Н.     Завышенная
  Дмитриев А.А.     Завышенная
  Егоров Н.К.     Заниженная
  Жимагулова О.М.     Заниженная
  Закаян М.Н.     Адекватная
  Зиновьев А.А.     Заниженная
  Иванова Н.И.     Адекватная
  Калигойда М.Н.     Заниженная
  Камаева Ю.В.     Адекватная
  Киприна Г.В.     Адекватная
  Козлов С.Н.     Завышенная
  Ломов Д.А.     Адекватная
  Милюков В.И.     Адекватная
  Михалап А.С.     Заниженная
  Павлов В.Г.     Завышенная
  Романова Н.В.     Адекватная
  Романчук Н.А.     Адекватная
  Сафронова Е.К.     Завышенная
  Татьянкин А.А.     Завышенная
  Татьянкин М.А.     Заниженная
  Филиппова А.В.     Адекватная
  Халиков А.Т.     Адекватная
  Чапайкин Н.П.     Завышенная
  Черкасов Н.В.     Завышенная

Анализируя особенности самооценки учеников четвертого класса мы выявили, что, 40% детей имеют адекватную самооценку, а 60% имеют неадекватную самооценку. Из ни 26,7% - завышенную самооценку, 33,3% - заниженную самооценку.

Анализируя резултаты исследования детей мы видим, что самооценка влияет на успеваемость обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.

Когда мы задавали детям вопрос: «Каким учеником ты себя считаешь?», они давали адекватный ответ, то есть они уже были способны выделять слабого, среднего и сильного ученика.

На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 76,7% учеников ответили «нет», а 23,3% - «да».

Таким образом мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

 

Заключение

 

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрица­тельные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выпол­нить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточ­но осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают ре­зультаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляет­ся значительный контингент отстающих детей о пониженной само­оценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

7) Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

8) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
2. Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
3. Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.
4. Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.
5. Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965.
6. «Вопросы общей детской психологии» / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954.
7. «Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников» // Сб. статей под ред. Ю.К. Бабанского, Ростов-на-Дону, 1972.
8. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
9. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г.
10. Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5
11. Гамезо М.В., Неволин И.Г. «Психосоматические аспекты проблемы познавательной деятельности и общения». М., 1983.
12. Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». М.,1954.
13. Кон И.С. «Открытие Я». М, Политиздат, 1978.
14. Ланда Л.Н. «О формировании мыслительной деятельности при решении задач» - Вопросы психологии, 1959, №3.
15. Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960.
16. Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». М., 1971.
17. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
18. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. «О диагностических методах психологического исследования школьников» - Советская педагогика, 1968, №7.
19. Лернер И.Я. «Критерий уровней познавательной самостоятельности учащихся» // Новые исследования в педагогических науках. 1971, №4.
20. Липкина А.И. «К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности» // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
21. Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
22. «Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977.
23. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / под ред. Д.Б. Эльконина, М., Педагогика, 1988.
24. «Педагогика» под ред. Б.Г. Баранова, М., Педагогика, 1979.
25. «Пути преодоления неуспеваемости» / сост. С.В. Петреченко, М., 1966.
26. «Практическая психология образования» / под ред. И.В. Дуброниной, М., 1997.
27. «Психическое развитие младших школьников» / под ред. В.В. Давыдова, М., 1990,
28. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» / под ред. Н.А. Мечинской, М., 1971.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.