Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации учителю




Как написать рабочую программу по физике?

Т.С. Фещенко, к.п. н.,

доцент кафедры

методики обучения физике

ГАОУ ВПО МИОО

 

Современная российская школа стоит на пороге значительных преобразований в связи с внедрением Федерального государственного общеобразовательного стандарта нового поколения (ФГОС ООО). Приоритетным направлением развития образования является достижение его качества, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства. В значительной степени условия эффективности реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и отражаются в его образовательной программе.

Организация процесса обучения регламентируется следующими нормативными документами:

1. Конституцией РФ, ФЗ № 273 РФ «Об образовании в РФ»: ст.12, 28, 48 [2].

2. ФГОС ООО.

3. Образовательной программой образовательного учреждения.

4. Примерными программами по учебным предметам.

5. Учебным планом образовательного учреждения.

6.Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования").

7. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)

 

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. В том числе и по физике.

Программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных связей, определяют минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, выполняемых учащимися, содержат требования к уровню подготовки выпускников, т.е. планируемые результаты обучения физике.

ФГОС ООО закрепляет за образовательным учреждением право на разработку Основной образовательной программы общего образования [3]. В стандарте подробно изложены требования к структуре этого документа, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.

Программы по каждому предмету имеют статус примерной программы: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования

Примерная программа – ориентир для составления рабочих программ Рабочая программа составляется на основе примерной программы. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования, определения последовательности его изучения, детализации содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования и науки РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы.

В примерных программах общего образования в соответствии с ФГОС ООО к планируемым результатам относят: личностные, метапредметные и предметные. В связи с этим учителю при составлении рабочей программы необходимо учитывать возможные виды деятельности школьников для формирования так называемых универсальных учебных действий (УУД) [1].

Формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин –важнейшая задача современного образования.

Базовым положением служит тезис о том, что для развития личности в образовательном процессе необходимо, в том числе, формирование универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В широком смысле слова термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

При составлении рабочей программы по физике, учитель должен знать виды УУД для эффективной организации процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода.

В Приложении 1 приведены материалы по диагностике сформированности некоторых УУД.

Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и др.

Рабочая программа, являясь индивидуальным творческим документом учителя, должна быть четко структурированным, логичным, педагогически выверенным инструментом планирования. Настоящие рекомендации содержат общие принципы и положения, которыми следует руководствоваться при разработке этого документа.

Рабочая программа представляет собой локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, курсов, дисциплин (модулей), требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися (выпускниками) в соответствии с ФГОС ООО в условиях конкретного образовательного учреждения.

При составлении рабочей программы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития детей 13-16 лет, связанные с:

- переходом от учебных действий к овладению учебной деятельностью;

- осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—16 лет) качественного преобразования учебных действий от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

- формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

Задачи программы:

дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Функции рабочей программы:

- нормативная (документ, обязательный для выполнения в полном объеме);

- целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она составлена);

- определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности);

- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

- оценочная (выявляет степень усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня достижения планируемых результатов).

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Интеграция с внеурочной деятельностью по разным направлениям (познавательное, спортивное, патриотически-нравственное и т.д.).

4. Наличие признаков нормативного документа (согласованность с нормативной базой, прохождение процедур обсуждения и утверждения на уровнях методического объединения, заместителя директора школы по УВР, педагогического совета, директора ОУ).

5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

6. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержания образования.

Основной смысл понятия «рабочая программа» можно отразить в следующих позициях:

- индивидуальный творческий документ учителя;

- структурированный, логичный, педагогически выверенный инструмент планирования;

- отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе/параллели конкретного учебного заведения;

- авторский инструмент, с помощью которого учитель определяет приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС ООО.

Факторы, которые следует учитывать при составлении рабочей программы:

- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

- состояние здоровья обучающихся;

- уровень подготовки обучающихся, степень их учебной мотивации;

- образовательные потребности семьи и ребенка;

- возможности педагога;

- состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ и др.

Технология разработки рабочей программы:

1. Рабочая программа составляется учителем на учебный год или ступень обучения.

2. Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским подходом к реализации целей физического образования школьников.

3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора.

4. Этапы составления РП:

1. Выбрать программу по учебному курсу (например, авторская программа Г. Я. Мякишева), предмету, дисциплине и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ.

2. Сравнить цели изучения Учебного курса с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу, а также с целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения. Привести их в соответствие.

3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе.

4. Сформулировать требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки обучающихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию выбранной авторской программы.

6. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы.

7. Включить (или исключить) в (из) содержание (я) РП разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе избыточного или недостающего информационного материала двух программ.

8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу.

10. Определить и/или разработать КИМ.

11. Составить РП: оформить материалы в соответствии с предлагаемой структурой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.