Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим платы




В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды» негативное воздействие на окружающую сре­ду является платным.

Среди принципов охраны окружаей среды, перечисленных в ста­тье 1 упомянутого Федерального закона, указаны такие, как платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 16 данного Федерального закона к видам не­гативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз­мов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитны­ми, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду опре­деляются федеральными законами (пункт 1 статьи 16 Федерального. закона «Об охране окружающей среды»).

При этом в настоящее время федеральные законы, регламентирующие вопросы пла­ты за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствуют. О возможном пути развития ситуации в области совершенствования законодательства о плате см. раз-дол 14.3.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отноше­ний, связанных с охраной окружающей среды, относится среди про­чего установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на нее (статья 5 Феде­рального закона «Об охране окружающей среды»).

В настоящее время действует Порядок определения платы и ее пре­дельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - По­рядок определения платы), утвержденный Постановлением Прави­тельства РФ № 632.

Так, в пункте 5 статьи 20 данного Федерального закона было установ­лено, что порядок исчисления и применения нормативов платы за ис­пользование природных ресурсов

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
определяется Правительством РФ. В статье 6 было указано, что Правительство РФ в области охраны окружающей природной среды устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресур­сами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отхо­дов, другие виды вредного воздействия.

Однако 28 марта 2002 г. было вынесено решение Верховного Су­да РФ № ГКПИ02-178, которым Постановление Правительства РФ № 632 было признано незаконным.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.2002 № КАС 02-232 данное решение было оставлено в силе.

Впоследствии на основании запроса Правительства РФ было вы­несено определение Конституционного Суда РФ № 284-0 от 10.12.2002 (далее - определение Конституционного Суда РФ № 284-0) о соответствии Постановления Правительства РФ № 632 Конституции РФ.

В пункте 4 мотивировочной части определения Конституционного Су­да РФ № 284-0 установлено, что под законодательством РФ, указанным в пункте 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», понимаются не только федеральные законы, но и принима­емые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а значит, и нормативные акты Правительства РФ.

В данном определении было отмечено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе яв­ляются не налогом, а фискальным сбором, ряд существенных при­знаков которого может быть указан в законе, а сам порядок упла­ты может определяться постановлением Правительства РФ в связи с делегированием ему полномочий федеральным законодателем. В определении также установлено, что сохраняется прежний поря­док взимания платежей за загрязнение окружающей среды и иные виды негативного воздействия на нее до введения в действие нового порядка их взимания.

В связи с вынесением Конституционным Судом РФ данного определе­ния Правительство РФ обратилось в Верховный Суд РФ, который 23 ян­варя 2003 г. вынес определение о пересмотре дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

12 февраля 2003 г. состоялось новое рассмотрение дела по сущест­ву, и было вынесено решение Верховного Суда РФ № ГКПИОЗ-49

о признании незаконными только пункта 2 Постановления Правитель­ства РФ № 632, определяющего, что нормативы платы устанавлива­ются МПР России, и пункта 9 Порядка определения платы, в котором регламентировалась возможность взыскания платежей с природо-пользователей по истечении установленных сроков их перечисления в безакцептном порядке.

Верховный Суд РФ указал, что в определении Конституционного Су­да РФ № 284-0 сформулирована правовая позиция, предполагающая, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы за­грязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
Поста­новлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее - Поста­новление Правительства РФ № 344).

Необходимо отметить, что несмотря на вышеуказанную судебную прак­тику по вопросу правового режима платы за негативное воздействие на окружающую среду до настоящего времени существуют случаи применения к отношениям, возникающим при взимании этой платы, положений НК РФ.

Применение положений НК РФ к отношениям взимания платы за нега­тивное воздействие на окружающую среду не соответствует действу­ющему законодательству по следующим основаниям.

Сбором признается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совер­шения в отношении плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

В пункте 5 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ № 284-0 установлено, что любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом. Платежи за негативное воз­действие на окружающую среду как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отно­шений) за осуществление государством мероприятий по охране окру­жающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на нее. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер.

Согласно пункту 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом.

В статье 12 НК РФ определено, что в Российской Федерации устанав­ливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сбо­ров. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены данным Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи (о специальных налоговых режимах).

Исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов установлен в статье 13 НК РФ. Платы за негативное воздействие на окружающую среду в данном перечне не содержится.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, что его действие распро­страняется на отношения по установлению, введению и взиманию пла­ты за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду не является сбором, который установлен НК РФ, и действие НК РФ на отношения по установлению, введению и взиманию платы за негативное воздей­ствие на окружающую среду не распространяется. Данная позиция находит свое подтверждение и в материалах судебной практики.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Запад­но-Сибирского округа от 22.02.2005 № Ф04-562/2005(8594-А27-27) указано, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке, к которым не применяются положения НК РФ.

В связи с тем, что указанные платежи являются фискальными, а не нало­говыми, начисление пени за их несвоевременную уплату на основании положений НК РФ неправомерно, что подтверждается многочисленной судебной практикой.

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточно­го округа от 15.02.2006 № Ф03-А24/05-2/5022, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.10.2005 № Ф08-4931/05-1959А, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2004 №А66-2495-04, постановление Фе­дерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2003 № Ф08-4571/03-1745А, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.12.2003 № Ф03-А16/03-2/3140.

Таким образом, в настоящее время положения НК РФ не должны при­меняться к отношениям по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В случае неправомерного применения положений НК РФ к отношениям, регулирую­щим взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, указанные дэйствия могут быть обжалованы в судебном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.