Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативы платы и порядок определения размера платы




Согласно пункту 1 Порядка определения платы последний распро­страняется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды де­ятельности на территории Российской Федерации, связанные с при­родопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных и пе­редвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнит­ные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения платы, сбросы за­грязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воз­действия устанавливается два вида базовых нормативов платы:

в пределах допустимых нормативов;

в пределах установленных лимитов (временно согласованных нор­мативов).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с уче­том степени опасности их для окружающей природной среды и здоро­вья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффи­циенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость при­родных и социально-культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базо­вых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологичес­кие факторы.

Постановлением Правительства РФ № 344, в частности, утверждены нормативы платы:

за выбросы в атмосферный воздух 1 тонны конкретных видов загряз­няющих веществ стационарными источниками в пределах установ­ленных допустимых нормативов и установленных лимитов выбросов;

за сбросы 1 тонны конкретных видов загрязняющих веществ в по­верхностные и подземные

водные объекты в пределах установлен­ных допустимых нормативов и установленных лимитов сбросов;

При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду в пре­делах установленных лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пять раз превышают нормативы платы в пределах установленных допустимых нормативов вы­бросов, сбросов загрязняющих веществ.

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ пере­движными источниками из расчета за одну единицу измерения (тон­на, тысяча м3) конкретного вида топлива;

за размещение единицы измерения отходов производства и потреб­ления (по пяти классам опасности для окружающей среды) в преде­лах установленных лимитов размещения отходов.

При этом согласно примечанию к нормативам платы за размещение отходов в преде­лах установленных лимитов указанные нормативы платы применяются с использова­нием коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требовани­ями к отходам, подлежащим временному накоплению и фактически использованным (утилизированным) в течение трех лет с момента размещения в собственном произ­водстве в соответствии с технологическим регламентом или переданным для исполь­зования в течение этого срока.

Согласно статье 19 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» нормативы платы за негатив­ное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., при­меняются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 внесены изменения в при­ложение № 1 к Постановлению Правительства РФ № 344.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
В соответствии с данными изменениями нормативы платы за выбросы, сбросы для раз­ных видов загрязняющих веществ были значительно увеличены, а перечень нормати­вов платы дополнен списком загрязняющих веществ, на которые ранее не были уста­новлены нормативы платы.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления V класса опас­ности (практически неопасные) добывающей и перерабатывающей промышленности были дополнены указанием на «прочие отходы» с нормативом платы в размере 8 руб­лей за 1 тонну размещения данных отходов.

Таким образом, нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Постановлением Правительства РФ № 344 и не измененные (не допол­ненные) Постановлением Правительства РФ № 410, должны применяться при расчете указанной платы за 2006 г. с коэффициентом 1,3, а установленные или измененные Постановлением Правительства РФ № 410 - с коэффициентом 1,08.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы за­грязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с ис­пользованием коэффициентов, учитывающих экологические факто-• ры, согласно приложению № 2, а для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и ку­рортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологичес­кого бедствия - с использованием дополнительного коэффициента 2 (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 344).

Коэффициенты, учитывающие состояние атмосферного воздуха и почвы на территории различных экономических районов Российской Федерации, а также состояние водных объектов в бассейнах морей и рек, установлены в приложении № 2 к указанному выше Постановле­нию Правительства РФ.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, опреде­ляется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведе­ний по видам загрязнения (пункт 3 Порядка определения платы).

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах уста­новленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка определения платы).

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за за­грязнение в пределах установленных лимитов на величину превыше­ния фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над уста­новленными

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
лимитами, суммирования полученных произведений по ви­дам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка определения платы).

Согласно пункту 6 Порядка определения платы, если у природопользователя отсутствует оформленное в установленном порядке разреше­ние на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в этом случае определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка, то есть с применением пятикратного повышающего коэффициента.

Необходимо отметить, что в настоящее время разрешением на размещение отходов является установленный лимит размещения отходов.

Согласно пункту 7 Порядка определения платы платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение от­ходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себесто­имости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Указанные положения Порядка определения платы находят разви­тие в Инструктивно-методических указаниях по взиманию пла­ты за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания) в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 632. Они конкретизируют применение базовых нормативов пла­ты за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в свя­зи с изменением уровня цен на основе Порядка определения платы (пункт 1.2 Инструктивно-методических указаний).

Необходимо обратить внимание на то, что согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункту 1 По­рядка определения платы перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые предусмотрено взимание платы, яв­ляется открытым, тогда как в Инструктивно-методических указаниях предусмотрен закрытый перечень видов воздействия на окружающую природную среду, за которые предусмотрено взимание платы.

Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний плата за за­грязнение окружающей среды взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую при­родную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных и пе­редвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объ­екты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

В приложении № 1 к Инструктивно-методическим указаниям содер­жатся Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды, конкретизирующие указанные выше положения пунктов 3-5 Порядка определения платы.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
В Порядке определения платы и принятых в соответствии с ним Инструктивно-методи­ческих указаниях не установлен механизм расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при превышении предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в том случае, если лимиты не установлены, что явля­ется пробелом действующего законодательства.

В связи с этим при расчете указанного вида платежей, если превышены предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, государственные контролирующие органы руководствуются пунктом 5 Порядка определения платы, ис­пользуя в расчетах ставку платы за загрязнение окружающей среды в пределах уста­новленных лимитов, что приводит к возрастанию платы за негативное воздействие на окружающую среду не в пять раз (применение пятикратного повышающего коэф­фициента), а в двадцать пять (применение пятикратного повышающего коэффициента и нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов, которые, как было указано выше, в пять раз превышают нор­мативы платы в пределах установленных допустимых нормативов).

Необходимо отметить, что одним из показателей, входящих в формулы расчета платы, установленные в Инструктивно-методических указани­ях, является величина фактического выброса, сброса загрязняющего вещества, масса или объем размещаемых отходов.

Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, включая особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, в водные объекты, со­держится в пункте 5 Инструктивно-методических указаний.

Согласно пункту 5.3 Инструктивно-методических указаний исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) мо­гут служить:

данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной ла­боратории, имеющей право проводить аналитические работы;

данные о расходе топлива, сырья, материалов;

данные о временном режиме работы оборудования за год;

данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;

нормативы образования отходов и веществ, применяемые при про­ектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;

нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объ­ектов, селитебных и иных территорий.

На основании пункта 5.4 Инструктивно-методических указаний воз­можны следующие варианты определения ежеквартального факти­ческого объема выброса (сброса, размещения отходов):

природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
КП.745.13.01.00.00.ПЗ  
выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;

природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лими­тов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, разме­щения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, воз­можно считать отчетным периодом сезон года.

Необходимо отметить, что Инструктивно-методические указания применяются в час­ти, не противоречащей действующему законодательству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.