КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативы платы и порядок определения размера платы
Согласно пункту 1 Порядка определения платы последний распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с пунктом 2 Порядка определения платы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия устанавливается два вида базовых нормативов платы: в пределах допустимых нормативов; в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Постановлением Правительства РФ № 344, в частности, утверждены нормативы платы: за выбросы в атмосферный воздух 1 тонны конкретных видов загрязняющих веществ стационарными источниками в пределах установленных допустимых нормативов и установленных лимитов выбросов; за сбросы 1 тонны конкретных видов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных допустимых нормативов и установленных лимитов сбросов; При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пять раз превышают нормативы платы в пределах установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ. за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками из расчета за одну единицу измерения (тонна, тысяча м3) конкретного вида топлива; за размещение единицы измерения отходов производства и потребления (по пяти классам опасности для окружающей среды) в пределах установленных лимитов размещения отходов. При этом согласно примечанию к нормативам платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов указанные нормативы платы применяются с использованием коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями к отходам, подлежащим временному накоплению и фактически использованным (утилизированным) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданным для использования в течение этого срока. Согласно статье 19 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 г., применяются в 2006 г. с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 г., - с коэффициентом 1,08. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 внесены изменения в приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ № 344.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления V класса опасности (практически неопасные) добывающей и перерабатывающей промышленности были дополнены указанием на «прочие отходы» с нормативом платы в размере 8 рублей за 1 тонну размещения данных отходов. Таким образом, нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Постановлением Правительства РФ № 344 и не измененные (не дополненные) Постановлением Правительства РФ № 410, должны применяться при расчете указанной платы за 2006 г. с коэффициентом 1,3, а установленные или измененные Постановлением Правительства РФ № 410 - с коэффициентом 1,08. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факто-• ры, согласно приложению № 2, а для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия - с использованием дополнительного коэффициента 2 (пункт 2 Постановления Правительства РФ № 344). Коэффициенты, учитывающие состояние атмосферного воздуха и почвы на территории различных экономических районов Российской Федерации, а также состояние водных объектов в бассейнах морей и рек, установлены в приложении № 2 к указанному выше Постановлению Правительства РФ. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 3 Порядка определения платы). Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (пункт 4 Порядка определения платы). Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными
Согласно пункту 6 Порядка определения платы, если у природопользователя отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в этом случае определяется в соответствии с пунктом 5 данного Порядка, то есть с применением пятикратного повышающего коэффициента. Необходимо отметить, что в настоящее время разрешением на размещение отходов является установленный лимит размещения отходов. Согласно пункту 7 Порядка определения платы платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Указанные положения Порядка определения платы находят развитие в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды России 26.01.1993 (далее - Инструктивно-методические указания) в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 632. Они конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен на основе Порядка определения платы (пункт 1.2 Инструктивно-методических указаний). Необходимо обратить внимание на то, что согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункту 1 Порядка определения платы перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые предусмотрено взимание платы, является открытым, тогда как в Инструктивно-методических указаниях предусмотрен закрытый перечень видов воздействия на окружающую природную среду, за которые предусмотрено взимание платы. Согласно пункту 1.4 Инструктивно-методических указаний плата за загрязнение окружающей среды взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов. В приложении № 1 к Инструктивно-методическим указаниям содержатся Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды, конкретизирующие указанные выше положения пунктов 3-5 Порядка определения платы.
В связи с этим при расчете указанного вида платежей, если превышены предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, государственные контролирующие органы руководствуются пунктом 5 Порядка определения платы, используя в расчетах ставку платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов, что приводит к возрастанию платы за негативное воздействие на окружающую среду не в пять раз (применение пятикратного повышающего коэффициента), а в двадцать пять (применение пятикратного повышающего коэффициента и нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов, которые, как было указано выше, в пять раз превышают нормативы платы в пределах установленных допустимых нормативов). Необходимо отметить, что одним из показателей, входящих в формулы расчета платы, установленные в Инструктивно-методических указаниях, является величина фактического выброса, сброса загрязняющего вещества, масса или объем размещаемых отходов. Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, включая особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, в водные объекты, содержится в пункте 5 Инструктивно-методических указаний. Согласно пункту 5.3 Инструктивно-методических указаний исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить: данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной лаборатории, имеющей право проводить аналитические работы; данные о расходе топлива, сырья, материалов; данные о временном режиме работы оборудования за год; данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования; нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции; нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий. На основании пункта 5.4 Инструктивно-методических указаний возможны следующие варианты определения ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов): природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;
природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов). Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, возможно считать отчетным периодом сезон года. Необходимо отметить, что Инструктивно-методические указания применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |