Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика нравственных качеств у младших школьников




Воспитание нравственных качеств младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.

Исходными теоретическими посылками при решении методических основ диагностики нравственной воспитанности младших школьников выступают следующие.

Во-первых. При изучении нравственной воспитанности младших школьников необходимо руководствоваться положением о том, что результаты диагностики следует сравнивать не с какой-то моральной нормой или идеалом, а сопоставлять с реальным стартовым уровнем нравственной воспитанности учащихся, на котором они находились до проведения с ними с ними воспитательной работы.

Во-вторых. Одной из причин несовершенства диагностики нравственной воспитанности школьников является то, что «при измерении в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный идеал, а все промежуточные звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность воспитания оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений»[1]. Поэтому определение критериев и характеристик (структурной и содержательной) нравственной воспитанности должно основываться на положении о том, что нравственные качества как психологические образования имеют внутреннюю содержательно-психологическую структуру, степень сформированности компонентов которой и определяет характер и направленность деятельности и поведения учащихся начальных классов. Изучение содержательной и структурной характеристик нравственной воспитанности младших школьников позволяет установить не только ее внешние поведенческие проявления, но и внутренние психологические изменения, происходящие под влиянием воспитания.

В-третьих. Педагогическая диагностика не является самоцелью. Она не может выступать только в качестве инструмента познания личности младшего школьника[2]. Поэтому, определяя методические основы диагностики нравственной воспитанности школьников, необходимо придерживаться следующего положения: регулярное и систематическое изучение нравственной воспитанности учащихся является одним из важнейших этапов конструирования воспитательной работы учителя начальных классов, основой ее организации и совершенствования, т.е. диагностику нравственной воспитанности следует рассматривать не только как инструмент познания личности младшего школьника, но и как инструмент воспитания его нравственных качеств.



В-четвертых. Нравственное формирование личности осуществляется под влиянием воспитания, ближайшего круга общения учащихся начальных классов, семьи и других факторов социальной среды. Нередко последние оказывают даже более сильное воспитательное воздействие на формирование нравственности личности младшего школьника, чем воспитательные усилия педагога. Если мы получаем в нравственном воспитании запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым направляем конечное влияние на личность и неорганизованных воздействий, иначе говоря, определяем получение конечного результата всего процесса формирования личности, конечно, в ограниченном объеме в аспекте задач воспитания»[3]. Действительно, диагностика нравственной воспитанности младших школьников не позволяет с определенной достоверностью установить, какие нравственные качества сформировались в семье, какие — под влиянием стихийного общения со сверстниками, а какие — в результате целенаправленной воспитательной работы учителя. Тем не менее в структуре педагогической деятельности, как это будет раскрыто ниже, диагностика нравственной воспитанности учащихся занимает значительное место и играет важную роль в организации воспитания их нравственных качеств, оценке эффективности проводимых учителем начальных классов воспитательных мероприятий, повышении его педагогического мастерства.

В практике нравственного воспитания младших школьников диагностика нравственной воспитанности личности выполняет прежде всего информационно-прогностическую функцию. К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. С другой стороны, процесс нравственного формирования личности младшего школьника является непрерывным. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания учащихся учителю начальных классов очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности.

Процесс воспитания того или иного нравственного качества занимает довольно продолжительное время. В этой связи текущая диагностика нравственной воспитанности младших школьников помогает учителю своевременно выявлять недостатки и отклонения в нравственном формировании личности ученика, учитывать его индивидуальные особенности и на этой основе осуществлять корректировку проводимой воспитательной работы. Контролируя процесс воспитания у младших школьников нравственных качеств, учитель начальных классов имеет возможность управлять им[4].

Диагностика нравственной воспитанности позволяет учителю начальных классов не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию нравственных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности. В соответствии с поставленными воспитательными задачами учитель начальных классов использует для их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из воспитательных мероприятий вносит определенный вклад в формирование нравственных качеств личности младшего школьника. Реализация в педагогической деятельности оценочно-результативной функции диагностики нравственной воспитанности младших школьников способствует также повышению педагогического мастерства учителя начальных классов[5]. Установлено, что учебно-воспитательная деятельность учителей, которые систематически проводят диагностику нравственной воспитанности младших школьников, характеризуется следующими признаками:

— четкостью и конкретностью в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;

— осуществлением преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;

— творческим подходом к планированию воспитательных мероприятий и отбору методов нравственного воспитания;

— повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;

— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;

— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;

— сопоставлением и анализом запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;

— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;

— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.

Появление указанных выше признаков в педагогической деятельности учителя начальных классов, несомненно, свидетельствует не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.

Теоретические основы диагностики нравственной воспитанности учащихся начальных классов, базирующиеся на идеи личностно ориентированного воспитания, имеют практическую направленность, в которой выражается весь целостный процесс формирования нравственных качеств младших школьников: его прогнозирование, осуществление, совершенствование, а также оценка результативности.

Нравственные качества не только формируются в деятельности и общении, но и проявляются в них. По характеру и направленности поведения и деятельности учащихся можно судить о наличии у них тех или иных нравственных качеств и устойчивых привычек. В любой деятельности и общении ученик так или иначе обнаруживает свою нравственную воспитанность или проявляет признаки невоспитанности. Нравственность ученика характеризуется совокупностью разнообразных нравственных качеств и их содержательно структурных компонентов, отражающих его отношения к Родине, другим странам и народам, к выполнению своих обязанностей, к материальным ценностям и природе, другим людям и к самому себе[6].

Большая часть времени жизнедеятельности учащихся начальных классов, их общения со сверстниками и взрослыми приходится на семью. Нравственные отношения, в которые включаются учащиеся вне школы, регламентируются и направляются традициями семейного воспитания и требованиями родителей. Изучение нравственной воспитанности младших школьников, ее диагностика должна осуществляться в условиях школьного и семейного воспитания. Это позволяет не только значительно повысить ее объективность, но и педагогически направить семейное воспитание на нравственное формирование личности ребенка.

Диагностика нравственной воспитанности младших школьников является одним из важнейших условий повышения действенности и результативности нравственного воспитания. Младший школьник в процессе своей жизнедеятельности испытывает не только положительные внешние воспитательные воздействия, но и отрицательные формирующие влияния, которые приводят к появлению соответствующих качеств личности, нездоровых потребностей и привычек поведения. В этой связи диагностика нравственной воспитанности младших школьников должна быть направлена не только на изучение их положительных, но и на выявление отрицательных качеств.

Диагностика нравственной воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания нравственных качеств, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе.

На базе МБОУ СОШ №14 регулярно ведется работа по формированию Учебных Универсальных Действий, согласно новому Федеральному Государственному Общеобразовательному Стандарту от 2010 года.

Результаты по формированию учебных навыков, личностного роста и нравственного развития, регулярно фиксируются при помощи проведения различных диагностик.

Объектом нашего исследования являются учащиеся 3 «В» класса МБОУ СОШ №14

В ходе работы в этом классе на протяжении 3-х лет, проводились диагностики по различным направлениям, в том числе по формированию таких нравственных качеств, как ответственность, доброжелательность и самостоятельность.

Диагностировать сформированные качества можно при помощи:

Ø Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;

педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;

педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;

педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;

педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Ø Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

 

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Ø Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

 

Ø Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

 

Ø Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

 

Ø Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

 

Наиболее эффективным методом диагностирования сформированности нравственных качеств у учащихся, оказался метод опросника.

 

Результаты диагностик, представлены в виде диаграмм.

1 «В» класс

Начало 1-й четверти

В классе 26 учащихся

В опросе участвовали 26 учащихся

2 «В» класс

Начало 1-й четверти

В классе 26 учащихся

В опросе участвовали 26 учащихся

 

3 «В» класс

Начало 1-й четверти

В классе 26 учащихся

В опросе участвовали 26 учащихся

 

 

Сравнивая результаты диагностик с 1-го по 3-й класс, виден рост развития таких нравственных качеств как ответственность, самостоятельность и доброжелательность.

 

Образцы опросников представлены в приложениях данной работы:

-Диагностика по формированию ответственности у младших школьников (Приложение 1,2)

-Диагностика доброжелательности (Приложение 3)

-Диагностика самостоятельности (Приложение 4)

 

 

2.2. Методы и приёмы формирования нравственных качеств у младших школьников

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.

При работе над формированием нравственных качеств, педагог может использовать разнообразные методы и приёмы. Каждый учитель выбирает их в соответствии с индивидуальными характеристиками как всего класса, так и каждого ученика в отдельности. Самыми эффективными методами и приёмами в моей работе оказались :

Ø этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),

Ø рассказы на этическую тему,

Ø диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),

Ø письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),

Ø пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),

Ø встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).

Ø походы в театры.

Ø разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),

Ø сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),

Ø пример.

Остановимся лишь на некоторых из методов, которые помогли мне эффективно формировать такие нравственные качества как ответственность, доброжелательность и самостоятельность.





Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 7243; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.