КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения. Выбор темы выпускной квалификационной работы
ВВЕДЕНИЕ ВЫпУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата)
Авторы-составители Е.А. Денисова, И.В.Малышева
Тольятти, 2015 УДК 74.48я73+88я73 ББК 378(075.8):159.9(075.8) В 927 Д 332 М 207 Рецензенты: д.псх.н., профессор Тольяттинского государственного университета Г.А.Виноградова, к.псх.н., доцент, зав кафедрой общих и гуманитарных наук Тольяттинского филиала Университета Российской академии образования В. А. Пересыпкин
Выпускная квалификационная работа бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 37.03.01«Психология» (уровень бакалавриата) / Авторы-составители Е.А. Денисова, И.В.Малышева – Тольятти: ТГУ, 2015. – 88 с.
Учебно-методическое пособие разработано на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Устава ТГУ и локальных нормативных актов Университета (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета от 21.10.2010. г.; Положение о выпускной квалификационной работе от 21.06.2012 г.). Предназначено студентам ТГУ, проходящим подготовку по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), их научным руководителям, консультантам, рецензентам выпускной квалификационной работы (ВКР) для организации и проведения научно-исследовательской работы и написания работы бакалавра.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета ISBN © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2015 Данное учебно-методическое пособие содержит:- теоретические основы научных исследований, ориентированные на подготовку бакалавра в системе высшего профессионального образования; - практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации. Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат иллюстративные примеры.Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также других нормативных документах, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России, и в Тольяттинском государственном университете в частности. Основная цель данного пособия – оказать помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров, освоении ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии, выполняемым на кафедре теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». Настоящие пособие дополняет и развивает сложившуюся в Тольяттинском государственном университете практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей многоуровневой структуры современной системы высшего профессионального образования в России. Квалификация «бакалавр» рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя. Бакалавры, имеющие опыт работы в подобной области при написании курсовых работ на предыдущих этапах обучения, тем не менее, сталкиваются с рядом затруднений при написании ВКР, поскольку она имеет свои специфические особенности. Работа должна быть выстроена в целостной законченной форме, которая сможет продемонстрировать умения выпускника пользоваться теоретической литературой при решении возникающих проблем, самостоятельно строить и осуществлять экспериментальное исследование, в котором производится количественный и качественный анализ полученных данных в аспекте поставленных вопросов, и, наконец, видеть возможности применения результатов своего исследовательского труда в практике. Кроме того, ВКР проходит более строгий контроль на соответствие стандартам, она должна иметь ряд обязательных сопроводительных документов (отзыв, заявление о самостоятельном характере ВКР и др.), чего не требовалось в предыдущих работах; до ее защиты необходимо провести ряд стандартных процедур, таких как утверждение темы и плана работы, проверку работы на наличие плагиата, поэтому выпускнику следует более тщательно подходить к общему планированию и последовательно организовывать свою работу. Выпускная квалификационная работа требует большей ответственности при получении и использовании эмпирического материала – это, прежде всего, его научная обоснованность, объективность, отсутствие формальных поверхностных выводов и, конечно же, самостоятельность и соблюдение авторских прав других исследователей. Руководствуясь пособием при написании ВКР, студент сможет придерживаться общей структурно-логической схемы, состоящей из постановочного, исполнительского и оценочного блоков, предупреждая возможные ошибки при анализе исходных составляющих, определении задач для исследовательского блока и подборе в соответствии с задачами методов исследования; правильно перейти к завершающей стадии интерпретации и прикладного использования данных, не потеряв при этом главную цель исследования. Одна из основных идей пособия состоит в том, что выпускнику важно осознать - его работа должна носить не только самостоятельный, научно-обоснованный характер, но и быть в тоже время творческой. Избегая общеизвестных истин и стереотипных клише, бакалавр использует свои умения в поиске решений при столкновении с проблемой, ориентируется в нюансах, учитывая контекст и дополнительные факторы, он имеет возможность находить выход в ситуации возникающих затруднений или дефицита информации, что характеризует действия сформировавшегося профессионала. Поэтому пользуясь теоретико-методологической основой, ему необходимо переработать фактический материал, полученный в ходе выполнения ВКР, применительно к поставленной цели, видеть его не только в рамках изучения гипотезы, но и несколько шире, синтезируя знания с запросами практики, найти возможности их реализации в реальной ситуации профессиональной деятельности психолога.Глава 1. Подготовка к написанию ВКР бакалавра. Выбор темы для ВКР 1. Провести теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников 2. Провести экспериментальные исследования с целью выявления специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников 3. Проанализировать результаты исследования. Раскрытие темы и достижение цели исследования с поэтапным решением задач прослеживается и в общей структуре ВКР, что можно увидеть в примере содержания работы, представленном в Приложении 10. Общими методическими принципами выбора темы ВКР может является и постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления:· темы, возникающие в результате исследований, проводимыхвыпускающей кафедрой;· индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с ихпрофессиональной деятельностью;· темы, предложенные научными руководителями ВКР;· заказные темы от учебных заведений и организаций образования, психологических центров, исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации, работодателей. При выборе темы проблема исследования ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики. В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре. Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру. В заказных темах формулировка проблемы производится организацией-заказчиком.В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2012) примерная тематика ВКР доводится до сведения бакалавров в начале 7 семестра. Студенту предоставляется право выбора темы. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. По решению выпускающей кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами [18]. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач: - проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов; - разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность; - разработку инструментов психодиагностики; - разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов; - обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий. При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Формулировка темы ВКР бакалавра может состоять из 3-5 или из 8-12 слов, включая союзы, предлоги и то, что в качестве подзаголовка указывается в скобках (на материале..., на примере... и т.п.). Примерная тематика выпускных квалификационных работ предоставлена в Приложении 12.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |