Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Выбор темы выпускной квалификационной работы




ВВЕДЕНИЕ

ВЫпУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

 

Учебно-методическое пособие

по выполнению выпускной квалификационной работы

по направлению подготовки бакалавра 37.03.01

«Психология» (уровень бакалавриата)

 

Авторы-составители

Е.А. Денисова, И.В.Малышева

 

Тольятти, 2015

УДК 74.48я73+88я73

ББК 378(075.8):159.9(075.8)

В 927

Д 332

М 207

Рецензенты:

д.псх.н., профессор Тольяттинского государственного университета Г.А.Виноградова,

к.псх.н., доцент, зав кафедрой общих и гуманитарных наук Тольяттинского филиала Университета Российской академии образования В. А. Пересыпкин

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра. Учебно-методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки бакалавра 37.03.01«Психология» (уровень бакалавриата) / Авторы-составители Е.А. Денисова, И.В.Малышева – Тольятти: ТГУ, 2015. – 88 с.

 

Учебно-методическое пособие разработано на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Устава ТГУ и локальных нормативных актов Университета (Положение об итоговой государственной аттестации выпускников университета от 21.10.2010. г.; Положение о выпускной квалификационной работе от 21.06.2012 г.).

Предназначено студентам ТГУ, проходящим подготовку по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), их научным руководителям, консультантам, рецензентам выпускной квалификационной работы (ВКР) для организации и проведения научно-исследовательской работы и написания работы бакалавра.

 

 

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета

ISBN

© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2015

Данное учебно-методическое пособие содержит:- теоретические основы научных исследований, ориентированные на подготовку бакалавра в системе высшего профессионального образования; - практические рекомендации по выбору темы, информационному и научному поиску, формулированию научных результатов, оформлению работы и подготовки презентации. Практические рекомендации разработаны с использованием научных методов для этапов выполнения выпускной квалификационной работы и содержат иллюстративные примеры.

Методическое руководство составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также других нормативных документах, регламентирующих процесс обучения студентов в высшей школе России, и в Тольяттинском государственном университете в частности.

Основная цель данного пособия – оказать помощь в организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы бакалавров, освоении ими требований, предъявляемых к квалификационным работам по психологии, выполняемым на кафедре теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».

Настоящие пособие дополняет и развивает сложившуюся в Тольяттинском государственном университете практику подготовки и защиты выпускных квалификационных работ с учетом особенностей многоуровневой структуры современной системы высшего профессионального образования в России. Квалификация «бакалавр» рассматривается как первая научная степень, а выпускная квалификационная работа (ВКР) классифицируется как научный труд исследователя. Бакалавры, имеющие опыт работы в подобной области при написании курсовых работ на предыдущих этапах обучения, тем не менее, сталкиваются с рядом затруднений при написании ВКР, поскольку она имеет свои специфические особенности. Работа должна быть выстроена в целостной законченной форме, которая сможет продемонстрировать умения выпускника пользоваться теоретической литературой при решении возникающих проблем, самостоятельно строить и осуществлять экспериментальное исследование, в котором производится количественный и качественный анализ полученных данных в аспекте поставленных вопросов, и, наконец, видеть возможности применения результатов своего исследовательского труда в практике. Кроме того, ВКР проходит более строгий контроль на соответствие стандартам, она должна иметь ряд обязательных сопроводительных документов (отзыв, заявление о самостоятельном характере ВКР и др.), чего не требовалось в предыдущих работах; до ее защиты необходимо провести ряд стандартных процедур, таких как утверждение темы и плана работы, проверку работы на наличие плагиата, поэтому выпускнику следует более тщательно подходить к общему планированию и последовательно организовывать свою работу. Выпускная квалификационная работа требует большей ответственности при получении и использовании эмпирического материала – это, прежде всего, его научная обоснованность, объективность, отсутствие формальных поверхностных выводов и, конечно же, самостоятельность и соблюдение авторских прав других исследователей. Руководствуясь пособием при написании ВКР, студент сможет придерживаться общей структурно-логической схемы, состоящей из постановочного, исполнительского и оценочного блоков, предупреждая возможные ошибки при анализе исходных составляющих, определении задач для исследовательского блока и подборе в соответствии с задачами методов исследования; правильно перейти к завершающей стадии интерпретации и прикладного использования данных, не потеряв при этом главную цель исследования. Одна из основных идей пособия состоит в том, что выпускнику важно осознать - его работа должна носить не только самостоятельный, научно-обоснованный характер, но и быть в тоже время творческой. Избегая общеизвестных истин и стереотипных клише, бакалавр использует свои умения в поиске решений при столкновении с проблемой, ориентируется в нюансах, учитывая контекст и дополнительные факторы, он имеет возможность находить выход в ситуации возникающих затруднений или дефицита информации, что характеризует действия сформировавшегося профессионала. Поэтому пользуясь теоретико-методологической основой, ему необходимо переработать фактический материал, полученный в ходе выполнения ВКР, применительно к поставленной цели, видеть его не только в рамках изучения гипотезы, но и несколько шире, синтезируя знания с запросами практики, найти возможности их реализации в реальной ситуации профессиональной деятельности психолога.

Глава 1. Подготовка к написанию ВКР бакалавра.

Степень бакалавра в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности и соответствует первой научной степени в структуре непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных кадров. Cтепень бакалавра образования присваивается выпускнику университета, проходящему подготовку по соответствующему научному направлению и выбранному квалификационному профилю на основании успешной защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) в Государственной аттестационной комиссии [18, 19]. Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения бакалавра в университете и является самостоятельной комплексной научно-исследовательской работой, которую выполняет выпускник под научным руководством преподавателя. Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра – это самостоятельное научно-практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности. При выполнении ВКР необходимо показать знание специальной литературы, умение самостоятельно ее анализировать и делать обобщающие выводы. Выпускная квалификационная работа должна основываться на научных концепциях и психологических теориях отечественной и зарубежной науки, содержать элементы творчества, новизны и быть направленной на эффективное решение научно-практических задач по выбранной тематике исследований по сравнению с ранее изученными и известными решениями в изучаемой области психологической науки.

Выбор темы для ВКР

Выбор темы выпускной квалификационной работы – один из самых ответственных этапов ее выполнения, определяющий теоретический или экспериментальный характер работы и содержание будущих исследований, актуальность и новизну исследования, практическую ценность и реализуемость научных результатов, полученных по завершении написания рукописи ВКР. Обычно исследование начинается с определения области изучаемой проблемы, которая конкретизируется в формулировке темы. Основанием для ее постановки могут служить научные предположения автора по недостаточно изученным разделам науки, которые соответствуют интересам и склонностям выпускника, что сразу определяет и актуальность ВКР, состоящую в поиске новых недостающих знаний. В круг вопросов, определяющих исследовательскую цель, могут войти выявление характеристик психического явления, определение взаимосвязей между различными переменными, изучение возрастной динамики явления или открытие его природы, проверка эффективности диагностической методики или программы в формирующем эксперименте, создание классификации, типологии или что-то иное. Желательно, чтобы частный вопрос научной задачи был выполним в конкретной обстановке за определенное время и результаты исследования могли приобрести законченный вид. При этом следует помнить, что исследование требует использования научных методов и стандартизированных методик, которые не всегда возможно подобрать в соответствии с творческими замыслами автора, а метод должен обеспечить достижение цели и получение достоверных данных, позволяющих подтверждать или опровергать выдвигаемую гипотезу. При самостоятельном определении темы ВКР необходимо не допустить разрастания области исследования, частная цель всегда укладывается в общие задачи науки: описание неизученных явлений, установление связей и закономерностей, определение механизмов, прогнозирование динамики изменений. Помощь в этом может оказать ознакомление с возможной тематикой ВКР, разработанной выпускающей кафедрой. Работая со списком предлагаемых тем, бакалавр должен учитывать имеющийся у него задел научных исследований, доступ к теоретическим источникам по интересующей его проблеме, индивидуальные возможности работы с контингентом испытуемых (например, при формирующем эксперименте), наличие инструментария и базы для проведения исследования. Тема ВКР должна быть связана с определяемой целью и отражена в гипотезе и предмете исследования. Например, при выборе темы; «Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников», объектом будет являться волевая сфера подростков и старшеклассников, а предметом – возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников. Если целью исследования определено изучение возрастных особенностей волевой регуляции у подростков и старшеклассников, то формулировка гипотезы может звучать следующим образом: «Мы предполагаем, что в подростковом возрасте при развитости воли все еще недостаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность подростков, а уже в старшем возрасте достаточно сформирована волевая регуляция, влияющая на произвольное поведение и деятельность личности». Таким образом, мы видим, что весь понятийный аппарат исследования логически связан с поставленной целью. Приведем еще один пример, определим тему исследования: «Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения подростка», в нем объектом будут выступать интернет-зависимое поведение и межличностное общение, а предметом – взаимосвязь интернет-зависимого поведения с особенностями межличностного общения подростка. При заявленной цели исследования взаимосвязи интернет-зависимого поведения с особенностями межличностного общения подростка гипотезу можно определить следующим образом: «Существует взаимосвязь между интернет-зависимым поведением и особенностями межличностного общения подростка, выраженные в личностных качествах и барьерах, затрудняющих контакт: застенчивости, аутистичности, неумении вступать в контакт и вести беседу, недоверчивости, чувстве отчужденности». Здесь, как мы видим, в гипотезу вводятся уточняющие переменные, которые конкретизируют область изучаемого явления, делают его более узконаправленным. Цель исследования – это всегда конечный результат, к которому стремится автор, поэтому при планировании своей работы он выделяет задачи, которые являются шагами в достижении поставленной цели. Задачи находят отражение в структуре ВКР, поскольку этапность вытекает из общей логики исследования. Рассмотрим формулировку задач на примере предложенной темы: «Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников»:

1. Провести теоретический анализ проблемы волевой регуляции у подростков и старшеклассников

2. Провести экспериментальные исследования с целью выявления специфики волевой регуляции у подростков и старшеклассников

3. Проанализировать результаты исследования.

Раскрытие темы и достижение цели исследования с поэтапным решением задач прослеживается и в общей структуре ВКР, что можно увидеть в примере содержания работы, представленном в Приложении 10. Общими методическими принципами выбора темы ВКР может является и постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления:· темы, возникающие в результате исследований, проводимыхвыпускающей кафедрой;· индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с ихпрофессиональной деятельностью;· темы, предложенные научными руководителями ВКР;· заказные темы от учебных заведений и организаций образования, психологических центров, исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации, работодателей. При выборе темы проблема исследования ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики. В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре. Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру. В заказных темах формулировка проблемы производится организацией-заказчиком.

В соответствии с Положением о выпускной квалификационной работе (ТГУ, 2012) примерная тематика ВКР доводится до сведения бакалавров в начале 7 семестра. Студенту предоставляется право выбора темы. Тема может быть предложена студентом при условии обоснования целесообразности ее разработки. По решению выпускающей кафедры может быть сформулирована комплексная тема, разрабатываемая несколькими студентами [18].

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение следующих профессиональных задач:

- проведение экспериментальных исследований с использованием адекватных современных количественных и качественных методов;

- разработку проектов научно-методических, нормативно-методических материалов, обеспечивающих профессиональную деятельность;

- разработку инструментов психодиагностики;

- разработку и выполнение проектов по оптимизации образовательных, социальных, трудовых и организационных процессов;

- обобщение и интерпретация результатов исследования с использованием современных информационных технологий.

При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Формулировка темы ВКР бакалавра может состоять из 3-5 или из 8-12 слов, включая союзы, предлоги и то, что в качестве подзаголовка указывается в скобках (на материале..., на примере... и т.п.). Примерная тематика выпускных квалификационных работ предоставлена в Приложении 12.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.