КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судьба глюкозы в клетке 1 страница
_ Классики западной социологической мысли о предмете социологии культуры О предмете социологии культуры и его современная интерпретация Знакомство с любой наукой предполагает, прежде всего, выяснение того, каков ее предмет и чем он отличается от предметов других наук, изучающих тот же самый объект. Это связано с тем, что нечеткое, а тем более превратное представление о предмете той или иной науки самым негативным образом сказывается на эффективности ведущегося научного поиска и в первую очередь на достоверности и нетривиальности получаемых результатов. Как показывает практика, надеяться на приращение научного знания практически невозможно, если, предположим, что для описания социальной структуры общества используются приемы лингвистики или, например, для выявления сущности культуры применяется историко-генетический метод. Сразу необходимо сказать, что вопрос: «Каков предмет социологии культуры, что она изучает?» не относится к числу тех, на которые можно дать простой, односложный ответ. Сегодня как в зарубежной, так и отечественной социологической литературе существует множество точек зрений на то, что изучает социология культуры, как ее «проблемное поле» соотносится с «проблемными полями» других гуманитарных наук, какое место она занимает в структуре социологического знания. Первая попытка определения предмета социологии культуры, как свидетельствует знакомство с первоисточниками, принадлежит Г. Зиммелю (1858—1918), который считал, что социология культуры является комплексом «наук о духе», позволяющим получать ответы на те вопросы, на которые не способны ответить ни наука о политике, ни наука об экономике, ни философия, ни тем более теология. Приблизительно так же понимал социологию культуры современник Зиммеля и его оппонент Макс Вебер, хотя он исходил из иных, чем Зиммель, теоретических предпосылок. Размышляя по поводу кризисной ситуации, сложившейся в социологии в конце Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 189 XIX — начале XX в., М. Вебер пришел к выводу о том, что представление о социологии как науке, изучающей общество («последнюю реальность» в его терминологии) и существующей независимо от познающего субъекта, где действия индивидов предопределены изначально некими «силами действующими за их спинами», по выражению Г.В.Ф. Гегеля, должно быть переосмыслено. С точки зрения Макса Вебера, социология должна ставить во главу угла не общество, а индивида, образно говоря, режиссера и одновременно исполнителя драмы жизни, написанной им самим. Именно к нему, как к архимедовой точке опоры, по твердому убеждения Макса Вебера, и необходимо апеллировать, решая проблему поиска социальной реальности. Но если в центре исследовательского интереса оказывается индивид, то из этого следует, что все, что побуждает индивида к социально значимому действию, необходимо искать в нем самом, в поле его сознательной воли. Но смыслообразующие принципы деятельности есть не что иное, как смыслообразующие принципы культуры, ибо прояснение смысла есть всегда акт отнесения эмпирической реальности к некой ценности, а она есть не что иное, как элемент мира культуры. Отсюда логически следовал вывод о том, что исследование мира культуры представляет собой центральную задачу, которую призвана решать социология как наука. Говоря другими словами, социология в интерпретации Макса Вебера — это социология культуры. Согласно представлениям А. Вебера, младшего брата создателя «понимающей» социологии, социология культуры — это наука о всеобщей истории человечества. С его точки зрения, культурсо-циология (так он называл социологию культуры) должна ставить во главу угла выявление того общего, что присуще истории культуры различных стран и народов, а также осуществлять анализ исторического процесса как тотальности, обусловленной существованием человека как целостности. Он утверждал, что существуют три если не равноценных, то равнозначных аспекта (или измерения) тотального исторического процесса: культурный, цивилизаци-онный и социальный, каждому из которых отводится особая роль. Рассмотрение исторического процесса в культурной плоскости позволяет выявить смысл истории, выяснить значение тех или иных событий как для конкретного индивида, так и для общества в целом. Анализ исторического процесса в цивилизационной плоскости позволяет выяснить наличие преемственности в Историческом Развитии, решить вопрос о степени овладения человеком приро-
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры... дой. Наконец, социальный аспект истории являет нам ее «телесную фактуру» — тот самый материал, из которого она «выстраивается» в процессе жизнедеятельности людей. Говоря другими словами, социальность суть «телесная субстанция истории». Она выполняет объединяющую функцию, сводя воедино ее культурный и цивилизационный аспекты. Именно этим обстоятельством определяется особый статус социологии культуры, которая не может быть не чем иным, как наукой, рождающей принципиально новый тип знания, синтетический по своей природе. Близкое по смыслу определение предмета социологии культуры давал Карл Манхейм, который считал, что это — наука, выполняющая функцию интеграции гуманитарного знания. По мнению Манхейма, основная задача социологии культуры заключается в раскрытии закономерностей интеллектуальной деятельности, в описании генезиса форм, в которых находит свое выражение мыслящий разум, поиск ответов на следующие вопросы: «Как возникают идеи? Как рождаются те или иные представления в сознании конкретных субъектов исторической деятельности? Как происходит формирование самосознания отдельных индивидов и человека как родового существа? Как возникают утопии? Как происходит становление идеологий?» Поскольку общество является общим полем взаимодействия, формирования идей и коммуникации, «социология духа» (социология культуры) «представляет собой исследование духовных функций в контексте практической деятельности»1. Она не является частью социологии, она есть сама социология, но социология, которая исследует вопросы включенности произведений культуры в жизнь общества2, а не само общество и «изменения социализирующейся жизни»3. Таким образом, те, кто стоял у истоков социологии культуры, кому она обязана своим статусом самостоятельной науки, понимали социологию культуры предельно широко. Практически они ставили знак равенства между социологии и социологией культуры. Многие из них настаивали на синтетической природе социокультурного знания, видели в социологии культуры науку, образно говоря, «стягивающую» в единое целое другие частные социологические науки, придающие новое качество той информации, которая добывается исследователями, ведущими научный поиск в об- 1 Манхейм К. Эссе о социологии культуры. — С. 26. 2 Там же. С. 22. 3 Манхейм К. О специфике культурно-исторического познания. — С. 252. Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 191 ласти, предположим, социологии труда, социологии морали, социологии семьи, социологии политики и т.д. Это понимание предмета социологии культуры сформировалось у патриархов социологической мысли под влиянием идей представителей немецкого классического идеализма, которые первыми сформулировали идею о культуре как цели общественного развития, неокантианцев, которые, поставив под сомнение устоявшееся на протяжении столетий представление о философии как науке, занимающейся, прежде всего, поиском общих закономерностей развития природы, общества и человека, обосновали, что единственная истинная философия — это философия культуры, а также под воздействием установок Огюста Конта. На их представление о предмете и «проблемном поле» социологии культуры в какой-то мере оказали влияние также идеи Герберта Спенсера, который считал, что социология — наука, включающая в себя не только общую теорию исторического развития, но и пласт знаний, который накоплен в культурной и социальной антропологии, этнографии, археологии и других науках, занимающихся исследованием человека как родового существа и общества в результате его деятельности. Людвиг Гумплович также рассматривал социологию как основу для всех социальных наук, главной функцией которых является постижение тайны человеческого бытия и занимающихся поиском закономерностей исторического развития человеческого рода. Эмиль Дюркгейм был убежден, что социология представляет собой метанауку, по отношению к которой все остальные общественные науки выступают в качестве ее частей или, образно говоря, ветвей на древе познания. По его мнению, это относится и к истории, и к этнографии, и даже к философии, которая благодаря применению социологического метода перестает быть только спекулятивной наукой, оперирующей абстракциями высшего порядка. 1.2. Представители современной западной социологии о «проблемном поле» социологии культуры Весьма широко трактуют предмет социологии культуры и современные западные социологи, о чем можно судить по работам Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.. Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры. 3. Баумана, К.Дж. Вайнтруба, Д. Райсмана, Р. Сеннета, Дж. Симмела, Л. Гольдмана, А. Паттерсона, Р.А. Маннерса, Э. Гидденса, Р. Герца, П. Бурды, П. Друкера, М. Маклюэна, А. Турена, которые вышли в последние годы. В частности, М. Маклюэн в своей широко известной книге «Галактика Гуттенберга: сотворение человека печатной культуры» предлагает своим читателям для осмысления следующий набор тезисов, где излагается его концепция генезиса культуры: 1) болезненное переживание третьего измерения впервые получа 2) шизофрения является, по-видимому, закономерным следст 3) цивилизация дарит варвару, или племенному человеку глаз 4) новая электронная взаимозависимость возвращает мир к си 5) в XX веке происходит встреча алфавитного и электронного Из понимания социологии культуры как науки интегративно-го плана исходит и Мануэль Кастелъс — один из самых авторитетных социальных мыслителей и исследователей современного мира. В своей широко известной книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура», ставшей научным бестселлером 90-х годов XX в., он показал, что в условиях информационного общества возникает принципиально новая социальная структура, формируется иная, чем ранее, система социальных связей и отношений, действуют иные моральные императивы и эстетические критерии. Эти перемены и есть результат возникновения нового способа развития — жформационализма, сформировавшегося под воздействием перестройки капиталистического способа производства к концу XX в. Кастельс далеко выходит за рамки традиционного культурсоциологического исследования. По сути он рисует портрет современного западного общества, находящегося в процессе перманентной модернизации, где важнейшим стратегическим ресурсом и величайшей ценностью стала информация. Таким образом, есть основания утверждать: большинство западных ученых склоняются к тому мнению, что социология культуры в современном варианте представляет не столько отдельную науку, сколько направление теоретического исследования, где используются методология и аналитический аппарат как самой социологии, так и культурной (социальной) антропологии, философии культуры, эт- нографии и других гуманитарных наук, ставящих своей целью обнаружить те социальные и культурные изменения, которые происходят в современном обществе. 1.3. Понимание предмета социологии культуры в трудах советских социологов По-иному решается вопрос о предмете социологии культуры отечественными социологами. Первоначально представители русской социологической школы шли по пути, проложенному их западными коллегами. Подобно Г. Зиммелю, М. Веберу и другим патриархам западной социологической мысли, они понимали социологию культуры предельно широко. Однако впоследствии отечественные ученые отошли от подобного представления о предмете социологии культуры. Это произошло на рубеже 60—70-х гг., когда началось возрождение отечественной социологии и стало очевидно, что в ходе исследования феномена культуры социологическими методами не может быть раскрыта, например, ее сущность, или, предположим, не может быть получено знание о закономерностях смены ее исторических форм, хотя в философской литературе существуют не только примеры удачной постановки, но и осмысления этих проблем. Тогда же стало ясно, что с помощью методического аппарата социологии не представляется возможным дать описание какой-либо культуры как некоей целостности, включающей в себя совокупность знаний, верований, обычаев, мифов, традиций, форм быта, семейно-брачных отношений, моральных императивов, правовых установлений, артефактов искусства, привычек, приобретенных человеком как членом общества, и т.д. В то же время решение этой задачи оказывается возможным, если применять методы культурной или социальной антропологии. Первая попытка в отечественной социологической науке послереволюционного периода сформулировать четкое определение предмета социологии культуры была предпринята Л.Н. Коганом, который обосновывал тезис, что социология культуры — это частная (специальная) социологическая теория, существующая наряду с социологией труда, управления, досуга и т.д. Главной задачей, кото-РУЮ, по его мнению, призвана решать социология культуры, является выяснение закономерностей становления и развития общества как сверхсложной системы, где одновременно протекает множество Раздел II. Предмет, метод социологии культуры... Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... процессов, разворачивающихся как в экономической, так и в политической и духовной сферах общественной жизни1. Подобное представление о социологии культуры, по представлению Л.Н. Когана, вытекает из понимания культуры как феномена, «пронизывающего» все аспекты человеческого бытия, «вплетенного» во все разновидности общественных отношений2. Такая трактовка культуры, по его убеждению, полностью соответствует духу и букве классического марксизма, где культура всегда понималась в расширительном смысле. Ее ни в коем случае нельзя рассматривать, как это делают некоторые зарубежные исследователи, в качестве локальной сферы общества, существующей наряду с политикой, экономикой, правом, моралью. Специфика культуры заключается в том, что она раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывая, насколько последняя (в любой сфере) выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Однако если это так, то невольно напрашивается вывод, что культуру нельзя ограничивать лишь сферой духовной жизни общества, что в круг профессиональных интересов социологов культуры входят различные культуры: производства, быта, организационной деятельности и т.д. Основными элементами культуры производства можно считать культуру: а) условий труда; б) самого трудового процесса; в) управления производством; г) межличностных отношений людей в процессе производства. а) семейно-брачных отношений; б) жилища; в) физическую и т.д. Таким образом, перед социологом, занимающимся изучением культуры, развертывается широкая панорама общественных явлений, каждое из которых имеет свой культурный аспект. Все это разнообразие явлений может изучаться на различных уровнях. 1 Коган Л.Н. Социология культуры. — Екатеринбург, 1992. — С. 5—6. 2 См.: Коган Л.Н. Социологический аспект изучения культуры // Социологиче На высшем уровне — уровне исторического материализма — анализируется зависимость культуры от социально-экономических отношений, выясняется связь между культурой и другими системами общественной жизни, раскрывается классовый характер культуры и роль культуры в жизни социума. На более низком уровне — уровне частных социологических теорий — выясняется: а) степень участия индивидов в производстве и потреблении б) уровень образования и общего культурного развития населения, в) эффективность размещения и функционирования различных г) состояние культуры производства, управления, обслуживания, д) тенденция изменения материальных и духовных потребностей Исходя их того, что социологические исследования культуры могут осуществляться в рамках институционального и личностного подходов, становится возможным включить в «проблемное поле» социологии культуры ряд проблем, связанных с деятельностью различных институтов культуры и индивидов по овладению богатствами культурной сокровищницы человечества. На первом уровне количественного анализа показателей работы учреждений культуры и культурной деятельности людей изучаются: • степень насыщенности семей средствами культурной деятель нужд; • материальная база, размещение, кадры и показатели деятель • количественные параметры культурной деятельности людей Раздел II. Предмет, метод социологии культуры... Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры. На втором уровне эмпирических исследований культуры изучается содержание культурной деятельности как учреждений культуры, так и отдельных общностей и лиц. Эта содержательная сторона исследования включает в себя: • анализ тех ценностей культуры, которые регулярно избирают • оценки тех или иных произведений культуры, избираемых для • устойчивые ориентации на те или иные ценности культуры. На третьем уровне эмпирического исследования культуры происходит сопоставление культурной деятельности людей с желаемой, «идеальной» ее моделью. Применительно к учреждениям культуры на этом уровне выясняется эффективность их деятельности, их влияние на воспитание нового типа личности. Несколько позже, в конце 80-х — начале 90-х годов, появилась другая точка зрения на предмет социологии культуры. Она была сформулирована известным отечественным философом, создателем так называемой «антропологической» концепции культуры В.М. Межуевьш, который дал развернутое обоснование следующего тезиса: социология культуры — эта наука, которая должна заниматься только исследованиями феномена массовой культуры1. К подобному умозаключению В.М. Межуева привел следующий ход размышлений. Если проанализировать структуру научного знания о культуре, то нетрудно заметить, что в ней можно выделить три взаимосвязанные области. Первая — область этнографии (или этнологии). Соответственно, изучаемая ею культура может быть названа этнической (или народной) и может быть определена как «совокупность лишь тех культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой, иными словами, которые в глазах представителей данного этноса, а также в ряде случаев его окружения выполняют этно-дифференцирующую функцию в рамках «мы — не мы» (или «наши — не наши»), тем самым способствуя осознанию различными, зачастую дисперсно разбросанными частями данного этноса, собственного единства. 1 См.: Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — С. 35—43. Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельности, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — основные черты этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культур-. ной коммуникации В данном случае является неинституциональное, непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры — обряды, верования, мифы, легенды, фольклор — сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека (его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи). Такая культура не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной мере допись- менной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер: она самодостаточна и находится на полном самообеспечении; ей нет никакого дела до другой культуры. Принципом ее существования является изоляционизм, резкое разграничение и противопоставление «своего» и «чужого». Такая культура лишена вместе с тем и именного авторства, она безымянна, анонимна (никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества). Это культура гомогенных коллективов с их еще невыделенностью индивида из общинно-племенной жизни и отсутствием развитого индивидуального сознания. Ее можно назвать культурой первой ступени культурного развития социума. В процессе развития этническая культура постепенно утрачивает свою ведущую роль, которую можно считать второй ступенью перехода к национальной культуре. В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на весьма больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Границы национальной куль- Раздел II. Предмет, метод социологии культуры. Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры. туры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований. Условием существования национальной культуры является принципиально иной (по сравнению с непосредственно личным) тип межчеловеческой культурной коммуникации, возникновение которого прямо связано с изобретением письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Включая в себя разнообразные тексты, письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. Но именно в рамках этой культуры впервые складывается то, что можно назвать национальной культурой. Не потому ли о возникновении последней мы судим прежде всего по факту рождения литературного (письменного) языка и национальной литературы. Вот почему национальная культура, в отличие от этнической, изучается преимущественно той областью знания, которая имеет дело с собиранием и исследованием памятников письменности, — филологией (включая сюда и науку о языке — лингвистику). В той же мере, в какой этнография стала родоначальницей антропологической ветви современного культурологического знания, филология легла в основу его гуманитарной ветви. Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, то есть образованные слои общества, которые в начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образованное меньшинство и становится носителем национальной культуры, сложно взаимодействующей (от прямого отталкивания до усвоения и переработки) с культурными этническими элементами. Различие между этнической и национальной культурами можно представить как различие между культом и культурой. Если в основе первого лежат освященные мифологической символикой принципы и нормы группового поведения людей, неизменные и бережно охраняемые, имеющие для народа характер надличностных святынь, определяющих весь строй и уклад его жизни, то национальная культура лишена, как правило, культового характера. Она целиком — от мира, она дело рук человеческих, продукт человеческого, преимущественно индивидуального, творчества. Не случайно творцов национальной культуры — интеллигенцию — называют часто «мастерами культуры», видя в них людей, несущих в обществе главную ответственность за культуру, за духовное состояние нации. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, т.е. гуманитариями, берущими на себя функцию духовного индивидуального творчества. До определенного времени такая культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности), неся на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика, отделяя создаваемую ими культуру от народной с ее местными наречиями, обычаями и верованиями. Наличие такой дистанции свидетельствует о сохраняющемся разрыве между двумя культурами — этнической и национальной. Национальная культура уже есть, а нации как таковой может и не быть. В этих условиях нация предстает, скорее, как чисто духовная, идеальная общность, существующая в головах образованной части общества, как лишь «национальная идея» (подобно, например, «русской идее»), но еще не как реальная общность. Известное из нашей истории противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских, масс, еще не поднявшихся до уровня общенациональной жизни, замкнутых в пределах мира своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства, несущей в себе идею такой жизни, хорошо иллюстрирует подобную ситуацию. Данный разрыв преодолевается в первую очередь путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Образование и сегодня рассматривается в качестве основного условия приобщения народа к своей национальной культуре, под которой понимается, прежде всего, культура, создаваемая художественной и научной интеллигенцией. Не случайно в нашей и других странах, управление образованием и культурой осуществлялось долгое время одним и тем же государственным органом, например, Наркомпросом. Лишь во второй половине XX в. во многих странах государственные органы управления культурой отделяются от органов народного образования. В наши дни образование действительно, открывая доступ к той части культуры, которая представлена наукой и искусством, уже не исчерпывает всех форм и способов трансляции культуры в обществе, приобщения к
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |