КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судьба глюкозы в клетке 2 страница
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры.
ней
широких масс населения. Наряду с образованием огромную роль в распространении (а затем и производстве) культурной продукции играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение и пр.), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, клубы и пр.) и массовые виды досуговой деятельности. Этому соответствует возникновение качественно нового типа знания о культуре — социологического, который наряду с этнографическим (антропологическим) и филологическим (гуманитарным) знанием очерчивает собой пространство современной науки о культуре (культурологии). В отличие от этнографии и филологии, социология культуры имеет своим предметом уже не этническую или национальную (преимущественно письменную) культуры, а культуру, транслируемую и создаваемую средствами массовой коммуникации. Такую культуру принято называть массовой, а ее носителями являются индивиды, объединенные в сообщества, лишенные четких этнических или национальных характеристик, которую можно считать третьей ступенью социокультурного развития. По мнению В.М. Межуева, именно социология культуры имеет право претендовать на научное изучение культуры. Работа социолога культуры тождественна, по его представлениям, работе археолога, отслеживающего и отделяющего один культурный слой от другого, или культурантрополога, который использует не метод рефлексии, а приемы и методы научного исследования. Приблизительно в то же время в литературе появилась еще одна точка зрения на предмет социологии культуры. Она была сформулирована Л. Г. Иониным, который предложил социологию культуры трактовать как науку, исследующую строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям1. По его убеждению, социология культуры, или культурсоциология (по аналогии с культурфилософией), должна заниматься широким кругом проблем междисциплинарного характера, которые могут быть осмыслены только с применением особых методов, выработанных теми, кто исследует культуру как особый феномен. Если под этим углом зрения посмотреть на социологию культуры, то, как считает Ионин, ее с полным основанием можно называть социокультурным анализом2,
Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 201 суть которого — направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, культурсоциологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений. Однако следует отметить, что в другой работе — «Социокультурный анализ» Л.Г. Ионин трактует культурный анализ как направление научного поиска, не совпадающее по содержанию и кругу решаемых задач с социологии культуры. Не трудно заметить, что подобная трактовка социологии культуры близка той, которая содержится в трудах современных западных авторов, продолжающих ту традицию в понимании социологии культуры, которая была заложена еще /. Зиммелем, М. Вебером, П. Сорокиным. Поиск ответа на вопрос: «Что входит в предмет социологии культуры?» Ионин начинает с констатации факта существования ряда дисциплин, исследующих культуру как особый объект. Прежде всего, это этнография (этнология), культурная (социальная) антропология, социология культуры и философия культуры. В отечественной культурологической литературе термин «этнология» применяется весьма редко. Западные ученые усматривают между ними различия. Этнография трактуется ими как описательная наука, этнология же — как наука, ставящая своей целью познание общих закономерностей развития культуры. Этнография представляет собой отрасль исторической науки, изучающая состав, происхождение (этногенез), расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру, особенности быта. Культурная (социальная) антропология, если воспользоваться определением из немецкого издания «Лексикона социологии», может быть определена как «систематическая сравнительная наука о культурах разных обществ и разных эпох, основывающаяся, прежде всего, на собирании и анализе этнографического материала»1. Различия между культурной и социальной антропологией состоят в том, что первая возникла в США, где исследователи изучали индейские общины без стабильной социальной организации, распавшейся под воздействием американского общества, тогда как вторая сформировалась в Англии, где предметом исследований становились имеющие собственную социальную организацию полинезийские, африканские и другие традиционные (патриархальные) сообщества. Под 1 Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996. — С. 16. 2 См.: Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1996. - С. 19.
1 Lexikon zur Soziologie. Hrsg. W. Fuchs u.a. S. 439. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1978. Раздел II. Предмет, метод социологии культуры. философией культуры обычно понимают часть философского знания, где выясняется сущность культуры, ее цели, ведется разговор об условиях ее существования и формах проявления. Этнография, культурная антропология, философия культуры и культурсоциология не разделены непроходимой пропастью, зачастую бывает трудно отнести какую-то важную и интересную культурологическую работу по тому или иному департаменту. Более того, на начальном этапе своего развития все эти дисциплины прихотливо переплетались друг с другом. Многие классические работы в соответствующих областях можно отнести одновременно к нескольким культуроведческим дисциплинам. Так, один из основоположников мировой социологии Э. Дюркгейм выпустил в 1912 г. книгу «Элементарные формы религиозной жизни», которую по справедливости относят к сфере этнографии (этнологии). Общепризнанные классики социальной антропологии Б. Малиновский и А. Редклифф-Браун одновременно считаются прямыми предшественниками функ-ционалистской парадигмы в социологии. Г. Зиммель, М. Вебер, К. Манхейм с полным основанием могут рассматриваться не только как патриархи, стоявшие у истоков культурсоциологии, но и как крупнейшие философы культуры Нового времени О связи наук о культуре говорит и тот факт, что, например в России, кафедры и отделения этнографии обосновались на исторических факультетах университетов, а в Соединенных Штатах — на социологических. Эта связь наук о культуре сохраняется до сегодняшнего дня. Поэтому остается лишь пользоваться практическими критериями различия, помня, что этнологи и этнографы отличаются от культурных и социальных антропологов прежде всего тем, что первые в основном ориентируются на описательные процедуры, а вторые — на теоретическое осмысление функционирования и изменения культур. В свою очередь культурные и социальные антропологи в отличие от культурсоциологов, как правило, анализируют традиционные общества, а вторые — современные. Перечисленные дисциплины отличаются от философии культуры тем, что они являются эмпирическими науками, а философия культуры — спекулятивная наука, хотя в теоретическом аспекте культурсоциология и культурантропология часто неотличимы от философии культуры. Все это дает основание утверждать, что социология культуры должна трактоваться в расширительном смысле и есть основания поставить знак равенства между ней и социокультурным анализом.
Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 203 В середине 90-х годов была сформулирована еще одна точка зрения на предмет социологии культуры. Она была выработана B.C. Ерасовым, который предложил социологию культуры трактовать как социальную культурологию^. По его мнению, сегодня происходит формирование новой отрасли гуманитарного знания — культурологии, объектом которого выступает культура. Отличительной особенностью культурологии можно считать ее деление на два основных варианта, различающихся по своим целям, содержанию, методологии. Каждому из этих вариантов присуща своя система «постижения» тех- смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Прежде всего, культурология существует как гуманитарная наука, основанная на постижении внутренних закономерностей и структур культуры в ее различных «представительных» вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль и наука. Социальная культурология предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на культурную жизнь общества. Это освоение не «идеалов», «вечных образцов», «внутренних смыслов» и «подлинных ценностей», а движущих мотивов реального поведения индивидов и групп или больших общ-нбстей, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления со-, циального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и политикой. Другое важное отличие социальной культурологии заключается в том, что социологический взгляд не ограничивается собственно духовными явлениями и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких, как смена технологий и социальных структур, политических систем, революции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такой культурологии становится и повседневная жизнь общества. Социальная культурология, с точки зрения Ерасова, предполагает рассмотрение соотношения духовных факторов (норм, ценностей, смыслов и идей) с социальной регуляцией и социальным действием в разных культурно-исторических типах, существовавших в человеческой истории и продолжающих оказывать воздействие на См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1994. — С. 5—7.
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры. социальные процессы. К сфере социологии культуры относится и анализ тех классовых и функциональных различий, которые существуют в патриархальном, индустриальном и постиндустриальном обществе, включая и анализ социокультурных процессов на микроуровне — в рамках групп, в межгрупповом общении. К более широкой сфере социальной культурологии следует отнести анализ тех общих закономерностей, которые поддерживают целостность общества и его дифференциацию, социальное значение разнообразных проявлений духовной деятельности, включая мифологические и религиозные, повседневные и научные, сознательные и бессознательные. В сферу такой культурологии входит также изучение культурного наследия и авангарда, социальной памяти и состояния общественного сознания, генезиса и исторической трансформации духовных образований и социокультурных общностей, включая этнические, национальные, цивилизационные и мировые. Исходя из того, что пришедшая в процессе реформ открытость нашего общества привела к интенсивной плюрализации духовной жизни и стилей жизнеустройства, оформлению различных течений и субкультур, возрождению многообразного духовного достояния разных эпох и регионов, которая сопровождалась быстрой ломкой прежних идеологических схем и духовных установок, отменой навязывавшегося ранее единого мировоззрения, распространением состояния духовной неопределенности и дезориентации. Социальная культурология должна акцентировать свое внимание на разработке методов объективного анализа, «препарирования фактов», на диагностике тех процессов жизнедеятельности, в которых не только происходит создание духовных или материальных ценностей, но и возникают застои, срывы, конфликты, массовые потрясения и крушения судеб обществ, классов, социальных и этнических групп или отдельных личностей. Важное значение приобретает также знание процессов формирования практической культуры, обеспечивающей устойчивую регуляцию социального бытия, накапливание и сохранение тех элементов, без которых эфемерными оказываются высокие духовные ценности. Социальная культурология в таком освещении может рассматриваться как комплексная наука, подлежащая расчленению на различные дисциплины: социологию искусства и литературы, социологию религии, социологию знания, социологию науки, социологию личности и т.д. Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 205 В работах Л. И. Михайловой обосновывается возможность трактовать социологию культуры как прикладную социологическую науку, которая опирается на социологическую теорию высшего уровня и учитывает знания, полученные на уровне эмпирической социологии1. К подобному пониманию предмета социологии культуры Михайлову привел следующий ход размышлений. История социологии как науки показывает, что она с момента своего возникновения развивалась в двух основных направлениях: теоретическом и эмпирическом. Теоретический уровень выделился в свое время из философии и рассматривает фундаментальные вопросы развития общества и места в нем человеческой личности. Его принято называть общесоциологической теорией. Она связана с другими фундаментальными науками: философией, психологией, историей, политологией, экономикой, культурологией и другими, строящимися на наблюдениях и обобщениях различных сторон жизни. Исходя из того, что социолог приходит к умозаключениям, опираясь на данные, которые собирают исследователи, используя методы, наблюдения, анализа документов, опроса, есть основания говорить об эмпирическом уровне социологических исследований. Так как исторически в рамках эмпирических исследований решались и решаются узкопрактические задачи, а общесоциологическая теория направлена на осмысление фундаментальных проблем, то связующим звеном между ними выступают так называемые теории среднего уровня, которые используют идеи и терминологию из фундаментальной социологии для решения частных задач. Теории среднего уровня относительно самостоятельны, так как создают свою теорию на основе обобщения и структурирования эмпирических данных в конкретной области знания, например в образовании, науке, культуре, религии, политике и т.д. В данном случае можно говорить об отраслевой социологической теории. Кроме того, на этом уровне создаются специальные социологические теории на основе исследования различных социальных общностей, организаций и социальных процессов. Таким образом, существуют три уровня социологических знаний: фундаментальная общесоциологическая теория; прикладная, включающая в себя отраслевую и специальную социологическую теорию; и эмпирическая социология. Социологическая теория среднего уровня является как бы связующим звеном, См.: Михайлова Л.И. Социология культуры. — М., 1999. Раздел II. Предмет, метод социологии культ} опирается на теорию макроуровня и использует эмпирику микроуровня. В качестве объекта социологии культуры следует мыслить: а) общество как социокультурную систему и входящие в него б) культуру социальных организаций; в) культуру человека-индивида, а также сферы науки, искусства, Социология культуры имеет свой аспект изучения культуры, свой объект, предмет и методы. Как прикладная социология она нацелена на решение не только теоретических проблем, но и практических задач. Она призвана дать информацию, выявить противоречия, их причины, указать пути преодоления и совершенствования деятельности социокультурных институтов. Она должна направить свои усилия на исследование феноменов, изменившихся под влиянием общественных фактов. В задачу социологии культуры входит изучение: • культурной деятельности и культурного уровня тех или иных • особенностей функционирования социокультурных институтов • состояния и деятельности кадров культуры; • планирования и прогнозирования развития культуры, ее соци Деятельность социологов культуры должна быть направлена на получение надежной и достоверной информации о тех изменениях, которые происходят в ценностных ориентациях человека, в его духовном облике под влиянием рыночной экономики, а также о переменах в культуре производства, социально-политической сфере, в деятельности социокультурных институтов. Они призваны также исследовать последствия: • научно-технического прогресса, стремления общества к соци • урбанизации, распространения всеобщего среднего образова • перестройки методом «шоковой терапии» и др. В решении этих и других задач социология культуры пользуется различными методами научного познания, и прежде всего методами, общими для социальных наук. Но применяемый метод зависит Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 207 от исследуемой проблемы, имеющейся теории и общей методологической ориентации. К используемым социологией культуры методам теоретического познания относятся: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод. В эмпирическом познании применяются сравнение и измерение, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов и продуктов деятельности. Кроме того, существуют методы, используемые и в теоретических, и эмпирических исследованиях, — это абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделиро-ание. Отсюда следует, что есть весомые основания определить со-иологию культуры как отраслевую социологическую науку, предметом которой являются особенности функционирования культуры в конкретных социально-исторических условиях и личностные формы проявления культуры в социальных структурах. 1.4. Постановка и решение вопроса о предмете социологии культуры в трудах современных отечественных авторов Представления о предмете социологи культуры отечественных ощиологов, как видим, не менее разнообразны, чем представления их западных коллег. Выбрать из этого множества точек зрения на предмет социологии культуры какую-то одну, не выясняя весомость аргументов, которые использовал тот или иной автор для обоснования своей позиции, не учитывая сложившихся традиций в трактовке социологии культуры, тенденции развития социологической науки в целом, а также социологии культуры в частности, не представляется возможным, ибо для исследователя, ведущего научный поиск в направлении, где многое еще не определено, всегда существует опасность оказаться среди тех, кто, считая себя находящимся на переднем крае науки, отстаивает представления вчерашнего дня. Также очевидно, что при решении вопроса о предмете социологии культуры необходимо учитывать и реальную практику социологических исследований в этой области. Сегодня социологи, занимающиеся культурологической проблематикой, сплошь и рядом вынуждены решать задачи, далеко выходящие за границы «проблемного поля» социологии культуры, которые очерчены в трудах корифеев культурсоциологической мысли. В частности, ни Г. Зиммель, ни М. Вебер, ни П. Сорокин не считали, что социологи, исследую- Раздел II. Предмет, метод социологии щие феномен культуры, должны заниматься вопросом выбора оптимальной модели культурной политики или, предположим, определением эффективности управленческих решений, принимаемых различными учреждениями и организациями культуры. Сегодня же эти проблемы исследуются значительным числом социологов. Среди тех, кто был у истоков социологии культуры, только один К. Мангейм утверждал, что важнейшей задачей, стоящей перед социологами* занимающимися культурологической проблематикой, является исследование феномена интеллигенции. Ныне же количество выполненных социологами культуры исследовательских проек- тов по этой теме исчисляется десятками. Итак, прежде чем говорить о предмете социологии культуры, необходимо выяснить: а) как понимается сегодня предмет социологии; б) в какой мере существующие трактовки предмета социологии в) насколько учитываются в современных трактовках социоло г) отражен ли в предлагаемой трактовке предмета социологии Начнем с поиска ответов на первый из сформулированных выше вопросов. Знакомство с социологической литературой показывает, что по мере развития социологии как науки специализировавшиеся в данной отрасли знания, постепенно отходили от тех представлений о предмете социологии, которые содержатся в трудах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, В. Парето, Т. Парсонса, Р. Мертона. Это было связано со сменой научных парадигм, которые, образно говоря, задавали вектор осмысления предмета социологии. По мере вытеснения эволюционизма структурным функционализмом, структурного функционализма — неоэволюционизмом, неоэволюционизма — технологическим и экономическим детерминизмом и т.д. менялось и представление о предмете социологии. Сегодня есть все основания утверждать, что понимание социологии и ее «проблемного поля», заложенное в трудах позитивистов и неопозитивистов, апологетов разнообразных концепций социального конфликта, при- Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 209 верженцев идей неоэволюционизма, структурного функционализма, теорий социального обмена, символического интеракционизма и т.д., стали достоянием истории. Если в 60-е годы, разрабатывая те или иные проблемы, социологи широко использовали понятия «социальная система», «социальный институт», «социализация», «социальное взаимодействие», «социальная структура» «социальная аномия», то теперь в центре их внимания все чаше и чаще оказываются феномены, обозначаемые терминами «социальное действие», «дезинтеграция», «социальная дезорганизация» и т.д. Если ранее социологи акцентировали свое внимание на самом событии, акте деятельности, то сегодня они все чаще и чаще обращаются к кругу вопросов, связанных с поиском смыслов действий, совершаемых индивидами. Проблема понимания того, что происходит в мире, выяснение подлинных, а не мнимых причин совершаемых поступков стала главной проблемой современной социологической науки. Если ранее вопросы мотивации поведения субъектов исторического действия, проблемы формирования и механизма действия систем их ценностных ориентации интересовали только отдельных социологов-энтузиастов, имеющих базовую психологическую подготовку, то ныне выявление системы ценностных ориентации представителей той или иной социальной или социально-демографической группы рассматривается в качестве главной задачи практически в каждом втором исследовательском проекте. Как тонко подметил Ж.Т. Тощенко, есть все основания утверждать, что «в историческом плане Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом»1. " Действительно, на классическое понимание социологии как науки, исследующей общество и его структурные элементы (социально-классовые, социально-профессиональные и социально-демографические группы и взаимоотношения между ними), уходящее своими корнями в труды О. Конта, Л. Гумпловича, Л.Ф. Уорда, Э. Дюркгейма и других корифеев социологической мысли, опираются в своих работах сегодня только отдельные социологи. Большинство же представителей данной отрасли научного знания тяготеет к той трактовке социологии, которая дается в трудах одного из основоположников «понимающей» социологии, считавшего, как известно, что социология так же, как и история, изучает поведение индивида или группы индивидов, но взятое не в ото- Тощенко Ж.Т. Социология. — М., 2000. — С. 19.
Раздел II. Предмет, метод социологии культуры. рванности от субъективного смысла, которое вкладывается в него действующим субъектом, а, напротив, в тесной связи с ним. Явно ослабло и влияние идей Т. Парсонса — последнего из когорты американских социологов, проявлявших интерес к глобальным проблемам и стремившихся создать макросоциологическую теорию, объясняющую множество частных фактов. Резко уменьшилось число сторонников Р.К. Мертона, который ввел в научный оборот термин «социологические теории среднего уровня» и предложил новую парадигму функционального анализа. Сегодня явно доминирует неклассическая социология, использующая преимущественно качественные методы и решающая иной круг проблем, чем решала социология начала и середины XX века. Все чаще и чаще зарубежные и отечественные социологи обращаются к трудам П. Бурдье, М. Фуко, которые являются сегодня наиболее значительными фигурами не только среди современных социологов, но и в кругу культурантропологов, а также философов культуры. Основную задачу ученые, принадлежащие к данному направлению, видят в исследовании феномена власти. Их внимание концентрируется на выявлении содержания господствующей в том или ином обществе идеологии, раскрытии механизмов формирования социальных движений, описании методов радикализации протеста. Большой популярностью пользуются теоретические построения К. Левина и П. Штомпки, разработавших различные варианты «теории социального поля»; И. Валерстайна, автора известного труда «Современная мировая система», принесшего ему широчайшую известность, считающего, что «единицами социальной реальности», которыми должна заниматься социология, являются исторически сложившиеся системы связей и отношений; Э. Гидденса, одного из ведущих представителей западной теоретической социологии (его книга «Устроение общества: очерки теории структурации» стала заметной вехой на пути развития социологического знания). Э. Гид-денс подверг резкой критике главные постулаты структурализма, предложил теорию неоинституционализма, коренным образом отличающуюся от концепции Э. Дюркгейма, рассматривавшего социальные институты, как «фабрики» по производству социальных отношений; Дж. Коулмана, разработавшего теорию «рационального выбора», М. Крозье и Ж. Сапира, работающих приблизительно в той же исследовательской парадигме. Если же говорить о мейнстриме современной западной социологии, то подавляющее большинство американских и английских Глава 1. Генезис представлений о предмете социологии культуры... 211 ученых, а также их немецких и французских коллег тяготеет к пониманию социологии как науки, ставящей своей целью изучение общества как сверхсложной открытой системы с неустойчивыми связями и отношениями, где упорядоченность является исключением, а хаос — закономерностью. Многие принимают идеи Гидденса, который ввел в научный оборот представление о «телесной конституции человека» как социологической детерминанте, ограничивающей его действия во времени и пространстве, и показал, что существует принципиальная возможность в рамках социологического знания рефлексивно концептуализировать объективные социальные. процессы современности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |