Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные цели и направления применения информационных тех­нологий обучения




 

Конкретные программные и технические сред­ства, относящиеся к перечисленным выше информационным тех­нологиям, активно разрабатываются (зачастую параллельно) и используются в различных учебных заведениях.

Фактором, определяющим успешное применение современных информационных технологий, является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением использования. Это требует решения вполне конкретных вопросов:

отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств ИнТО;

прогноз возможного воздействия средств ИнТО на характер мышления и поведение участников образовательного процесса;

выбор способов сочетания и интеграции средств ИнТО с тра­диционными средствами обучения;

создание соответствующих дидактических условий обучения — формирование учебных групп, организация индивидуальных за­нятий и самостоятельной работы.

Но при этом не следует фетишизировать возможности компью­теров. Нельзя забывать о том, что передача информации сама по себе еще не обеспечивает передачи знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам очень эф­фективные, но вспомогательные средства.

Итак, сформулируем педагогические цели использования ИнТО.

Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного обще­ства, включающая (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

развитие конструктивного, алгоритмического мышления бла­годаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли ре­продуктивной деятельности;

развитие коммуникативных способностей на основе выполне­ния совместных проектов; формирование умений принятия оптимальных решений в слож­ной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с про­граммами-тренажерами);

развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и ИОС);

формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графичес­ких и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

подготовка специалистов в области информационных техноло­гий;

подготовка обучаемых средствами педагогических и информа­ционных технологий к самостоятельной познавательной деятель­ности.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИнТО;

выявление и использование стимулов активизации познаватель­ной деятельности (возможно использование большинства выше­перечисленных технологий — в зависимости от типа личности обучаемого);

углубление межпредметных связей за счет использования со­временных средств обработки информации при решении задач различных предметных областей (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Сформулированные выше педагогические цели позволяют оп­ределить основные направления внедрения ИнТО:

технология, совершенствующая процесс обучения, повышающая его эффективность и качество благодаря дополнительным возмож­ностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

технология управления учебно-воспитательным процессом, учеб­ными заведениями, системой учебных заведений;

технология управляемого мониторинга (контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики);

коммуникационная технология, обеспечивающая распростране­ние научно-методического опыта;

технология организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Сущность компьютера — в его универсальности, в способно­сти к имитации. Его многоликость и многофункциональность — залог того, что он может удовлетворить множество потребностей. Но при всех своих возможностях компьютер остается средством повышения эффективности человеческой деятельности. Как информационное средство он предназначен для информационного обслуживания потребностей человека. В том, как сделать это об­служивание наиболее продуктивным именно для учебно-педаго­гического процесса, и состоит главный вопрос всей многопла­новой проблемы совершенствования образования на базе инфор­мационных технологий. Успешное его решение будет способство­вать повышению качества и степени доступности образования всех уровней — от школы до систем подготовки и переквалифи­кации специалистов, интеграции национальной системы обра­зования в научную, производственную, социально-обществен­ную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Авторские технологии обучения

Ряд технологий непосредственно связан с организационной средой обучения: работа в динамических парах (В. К. Дьяченко), когда каждый из партнеров обучает другого, выступая в роли педагога; работа в вариационных парах (чаще всего в составе ма­лой группы), когда происходит обмен материалами, варианты которого прорабатываются каждым членом группы; работа в ма­лых группах, в которых идет совместный поиск решения, прово­дятся дискуссии, осуществляется взаимоконтроль. Значительное распространение приобретает модульная (или блочно-модульная) технология. Она предусматривает деление курса на крупные бло­ки (разделы, модули). При этом содержание каждого блока про­работано методически: определяются знания и умения, необхо­димые для изучения модуля, задаются (вариативно) методы изу­чения, средства контроля усвоения, способы отчета о проделан­ной работе.

Известна технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) изучаемого материала, предложенная П.М. Эрдниевым. Согласно ей изучаются взаимосвязанные действия, функции, операции на основе обобщенных подходов. П. М. Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все математические предметы, изучаемые в школе (арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, чер­чение), собственно учебник и задачник. Учащимся предлагается одновременно изучать взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в сте­пень и извлечение корня, логарифмирование и потенцирование; взаимосвязанные структуры и понятия: прямой и обратный поря­док слов в предложениях, эндо- и экзотермические реакции по химии и др.; сопоставлять родственные или взаимосвязанные понятия: уравнения и неравенства, свойства прямой и обратной про­порциональности и т. д.

Весьма интересна, как уже отмечалось, идея школы «диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). Диалог в ней выступает не только организационной формой, но и принципом организа­ции самого содержания, средством раскрытия истории мировой культуры и культурного становления личности обучаемых. Обуче­ние строится на сопоставлении античного (эйдетического, образ­ного) мышления, средневекового («причащающего») мышления, рационалистического мышления Нового времени и современного релятивистского, многомерного мышления. Изучаются тексты раз­личных культур. В ходе диалога, сравнения речевой стихии рус­ской речи и исторической последовательности основных форм европейской культуры выявляются «точки удивления», «ворон­ки», исследование которых рождает историческое мышление. Сле­дует заметить, что на практике использование данной технологии как ведущей оказалось все же довольно затруднительным. Да и в сущности данная система ближе к авторской методике обучения и развития.

С еще большей определенностью как творческую авторскую методику можно характеризовать систему гуманно-личностного обучения Ш.А. Амонашвили. В основе его системы лежит искусст­во любви к детям, представление о высокой миссии каждого ре­бенка, которую нужно ему раскрыть и помочь реализовать. Поэто­му у ребенка должно быть счастливое детство, и именно урок выступает формой жизни детей, их духовного обогащения в про­цессе обучения и сотрудничества друг с другом и с педагогом.

Гласность, атмосфера доверия, романтики, достижения успе­ха, коллективное оценивание результатов деятельности без вы­ставления отметок, игровые моменты (выявление намеренных оши­бок учителя, например) и особенно развивающий характер дея­тельности, обучения, выраженный даже в названиях предметов (по­знавательное чтение, письменно-речевая деятельность, математи­ческое воображение, духовная жизнь, шахматы и др.), — все это элементы развивающей личностно-ориентированной системы из­вестного педагога-гуманиста. Видимо, в строгом смысле слова эту систему нельзя назвать технологией, ибо реальное содержание и последовательность шагов обучения в каждом случае, исходя из общих признаков и подходов, планирует и реализует каждый педа­гог, создавая авторскую методику обучения и развития.

Наверное, и даже самую строгую инструментальную техноло­гию, чтобы вдохнуть в нее жизнь, наполнить человеческим содер­жанием и смыслом, нужно в какой-то мере сделать авторской, учесть особенности личности обучающихся, коллектива, обстоя­тельства реального жизненного окружения и особенности самого педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.