КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемное обучение
Проблемное обучение – это «тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности». Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися. Преподаватель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а обучающиеся пытаются сами решить проблему с помощью эвристических подсказок преподавателя. Процесс проблемного обучения уподобляется научному поиску. Такая модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи – обучение через делание. В 60-е годы ее вариант разрабатывал Дж. Брунер. В России этим занимались И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов. Но и в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. И как следствие этого существуют различные точки зрения на основополагающее понятие этой теории – «проблемная ситуация». А именно: «ситуация, характеризующая определение психического состояния субъекта, возникающего в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете». Основой создания проблемной ситуации служит противоречие. Дидактами выделяется основное противоречие между достигнутым и требуемым уровнями знаний. Важнейшим условием возникновения ситуации является наличие интереса. В педагогической литературе описано много всевозможных приемов создания интереса: загадки и хитрые вопросы, элементы историзма, необычное начало занятий и т.д. Если преподаватель ограничится созданием пассивного интереса, не связав возникший интерес со сформировавшейся интеллектуальной трудностью, т.е. не добьется превращения пассивного интереса в познавательный, характеризующийся самостоятельной деятельностью на базе активности, рассчитывать на возникновение полноценной проблемной ситуации он не может. Педагогами раскрыто большое разнообразие приемов создания проблемных ситуаций. При этом наиболее часто высказывается мнение, что основополагающим принципом их создания является соответствие специфике конкретного учебного материала. Но практическое решение определения специфики, а тем более вопросы соответствия конкретной проблемной ситуации учебному материалу в дидактике остаются открытыми. Как отмечает А.М. Матюшкин, «подбор проблемных ситуаций определяется случайными факторами, происходит только лишь эмпирическим путем и предоставлен в основном творческой интуиции преподавателя». В связи с этим следует сказать об ограничениях использования проблемного обучения: - построить всю дисциплину на идее проблемного обучения весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения; - внедрение проблемного обучения требует значительных затрат времени преподавателя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма; - использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся. Но следует отметить и преимущества проблемного обучения. Оно: - доказательно, что способствует осознанности знаний, превращению их в убеждения; учит мыслить научно, диалектически, раскрывает этапы научного поиска, развивает мыслительные способности; - эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждаются творческие силы. Особенно перспективно проблемное обучение в высшей школе, при постановке и решении студентами теоретических и практических задач, в курсовом и дипломном проектировании. Все это позволяет рассматривать проблемное обучение как одну из активных форм учебного процесса в высшей школе. С этой точки зрения невозможно не согласиться, но все-таки, на наш взгляд, наиболее эффективным обучением в высшей школе является такое, которое создает условия познания, близкие к условиям будущей профессиональной деятельности. Остановимся подробнее на исследованиях проблемного обучения И.Я. Лернера. Своеобразие теории проблемного обучения, описанной им в монографии «Проблемное обучение», опубликованной в 1974 г., состоит уже в том, что для И.Я. Лернера проблемное обучение есть совокупность, или система методов. Каких методов? И если автор рассматривает уже изученный круг вопросов и его концепция в целом не противоречит предыдущим, в чем состоит ее специфика? Факт возникновения новых методов И.Я. Лернер связывает с двумя основными причинами: необходимостью осмысления и переработки огромной информации, порожденной научно-технической революцией, а также потребностью современного общества в активных, творческих людях. При этом, по мнению И.Я. Лернера, «...представление о проблемном обучении как непрерывном «открытии» учащимися новых знаний... представляется неприемлемым... поскольку оно нецелесообразно». Поэтому проблемное обучение должно осуществляться лишь на части учебного материала, что и позволяет творчески перерабатывать информацию, полученную как при проблемном, так и при непроблемном обучении. Каковы же функции проблемного обучения? По мнению И.Я. Лернера, их три: 1) развитие творческих потенций и формирование структур творческой деятельности; 2) творческое усвоение знаний и способов деятельности; 3) творческое овладение методами современной науки. Далее, отмечая специфические функции проблемного обучения, И.Я. Лернер пишет: «Функции проблемного обучения таковы, что, реализуясь на части учебного материала, оно приводит к перестройке в сознании интеллектуально развитого субъекта всех других знаний и умений, каким бы путем они ни были приобретены». Если это так, то какой учебный материал должен быть задействован в проблемном обучении? По мнению автора, «...только определенная часть знаний и способов деятельности, умело отобранная, становится объектом проблемного обучения. Но эта часть знаний и умений, самостоятельно добываемая и постигаемая учащимися в процессе проблемного обучения, позволяет сформировать особые структуры мышления. С их помощью все другие знания, усвоенные вне методов проблемного обучения, перестраиваются, структурируются субъектом». От чего же зависит доля проблемного в обучении? Место и удельный вес проблемности в обучении, по И.Я. Лернеру, определяются особенностями каждого учебного предмета и возможностями межпредметных связей. Другой ценностью проблемного обучения является его воспитательное значение, отмеченное ранее В. Оконем и Л.М. Матюшкиным. В данном контексте И.Я. Лернер пишет: «Проблемное обучение влияет на духовный облик учащихся, на характер их мотивов». Эта мысль будет продолжена самим же автором в замечательной книге «Философия дидактики и дидактика как философия», вышедшей в свет в 1995 г. Еще одной важной особенностью проблемного обучения является то, что оно совершенно не терпит внешних мотивов, присущих непроблемному обучению, таких, как престиж или страх, поскольку в творческой деятельности «...страх и творческое напряжение несовместимы». Проблемное обучение мы могли бы назвать царством внутренних мотивов, основанных на природной любознательности детей, самостоятельно познающих мир. При этом важным фактором проблемного обучения является фактор значимости для личности не только продукта, но и процесса деятельности «...в целях воспитания личности с мощным творческим импульсом». Какова же, по мнению автора, роль учителя и ученика, преподавателя и студента в данном процессе? «Проблемное обучение, — пишет И.Я. Лернер, — создавая в классе, в лаборатории, повсюду в школе творческую атмосферу, не допускает ни малейшего проявления неуважения, пренебрежения к мысли и тем самым к личности учащегося». Именно поэтому проблемное обучение предъявляет ряд не только новых, но и качественно иных требований к преподавателю (учителю), которые не учитывались при репродуктивном и объяснительно-иллюстративном методах обучения. Преподаватель должен не только прекрасно знать свой предмет, но и владеть проблематикой исследований в данной области, а также методологией познания как в широком, так и в узком смысле применительно к конкретной пауке. Поскольку в условиях проблемного обучения творческим становится не только процесс усвоения, но сама преподавательская деятельность приобретает ярко выраженный творческий характер, содержание и методы работы в педагогических вузах также должны быть пересмотрены. Так, И.Я. Лернер еще в 1974 г. писал: «Прежде всего, должен значительно возрасти удельный вес исследовательского метода в обучении студентов и преподавателей; их необходимо обучать технике применения различных методов проблемного обучения. Должен быть взят курс на более высокую интеллектуальную подготовку и широкую образованность будущих педагогов». Какова же роль мышления в проблемном обучении? Мышление И.Я. Лернер определяет как процесс познания, возникающий в случае преодоления познавательных затруднений в любом виде деятельности. А поскольку проблемное обучение он соотносит с понятием «творчество», мышление в нем играет первостепенную роль. При этом И.Я. Лернер различает два типа мышления: репродуктивный, или воспроизводящий, и продуктивный, или творческий. Он пишет: «В процессе учебного познания, в отличие от научного познания, репродуктивное мышление занимает значительное место, ибо в противном случае нельзя было бы усвоить за короткие сроки огромного материала, предусмотренного программой... творческое мышление приводит к новым знаниям о мире и способах деятельности. Своеобразие ситуации, однако, заключается в том, что учащиеся в процессе творчества создают новое, преимущественно не для общества, а только субъективно новое, но в то же время социально значимое для общества, поскольку при этом формируется и проявляется личность». Особенностью творческой деятельности является то, что этой деятельностью нельзя овладеть в рамках объяснительно-иллюстративного метода обучения, основанного на получении словесной информации или показе способа действия. Так, И.Я. Лернер считает, что «...на протяжении всей истории обучения объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) и репродуктивный методы обеспечивали знания, усвоение умений и навыков с четко обозначенными системами операций, но они не предназначены для формирования творческих потенций». В этом и заключается, по И.Я. Лернеру, основное различие объяснительно-иллюстративного и проблемного методов обучения. Какие понятия данной концепции проблемного обучения являются базовыми? Если главной формой проявления творческого мышления, вслед за С.Л. Рубинштейном, И.Я. Лернер считает решение проблемных задач, то основным исходным понятием проблемного обучения становится проблемная ситуация. «Проблемная ситуация, - пишет И.Я. Лернер, - представляет собой явно или смутно осознаваемое субъектом затруднение, пути, преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий... Для того чтобы проблемная ситуация выполнила свою функцию импульса к мышлению, она должна быть принята субъектом к решению... В этом случае она перерастает в проблему. Последняя представляет собой проблемную ситуацию, принятую субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Поэтому всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация является проблемной... Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска... Всякая проблемная задача содержит проблему и, следовательно, проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация и не всякая проблема являются задачами... Содержанием проблемной задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между известным и искомым, находимым при помощи системы действий умственного или практического характера». Что же такое проблемное обучение, по мнению И.Я. Лернера? Метод обучения? Вид обучения? Система обучения?Прямого ответа мы не находим даже в определении. И.Я. Лернер пишет: «Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса, и хотя его сущность воплощена прежде всего и главным образом в систематическом решении проблемных задач, познавательных и практических, оно не сводится только к этой форме... Реальная практика порождает три отличных друг от друга вида проблемного обучения, характеризующиеся своими системами действий учителя и ученика, т.е. методами обучения». В данной фразе со словом проблемное обучение употребляются три слова: метод как система действий преподавателя и учащегося, вид как форма проявления методов обучения, систематическое решение проблемных задач и системы действий как системообразующие компоненты проблемного обучения. Какие виды проблемного обучения существуют, по И.Я. Лернеру? Их три: 1) проблемное изложение; 2) частично-поисковый, или эвристический метод; 3) исследовательский метод. Необходимо отметить, что здесь автор синонимично использует понятия «вид» и «метод» обучения, хотя, по нашему мнению, эти понятия разнонаправлены. Если вид в большей мере связан с понятием предмета, то метод определяет действие. В чем, однако, сущность каждого из видов или методов обучения? Сущность проблемного метода состоит в том, что преподаватель создает проблемную ситуацию и показывает учащемуся логику ее решения и аргументирует ее. Частично-поисковый, или эвристический метод заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, а ученик с его помощью решает проблемную задачу. Исследовательский метод состоит в том, что преподаватель предлагает учащемуся систему проблемных заданий, а учащийся их выполняет «...вполне самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск». Данная позиция, отражающая меру активности учащегося и преподавателя в проблемном обучении, нам известна в свете уровневой концепции проблемного обучения, высказанной еще В. Оконем. Если проблемное обучение, по И.Я. Лернеру, неоднородно, т.е. представлено в трех «отличных друг от друга» видах или методах, то как оно соотносится с другими методами обучения? Во-первых, автор считает, что весь учебный процесс должен быть пронизан творческими задачами разной сложности; во-вторых, в практике обучения должны применяться вес три метода обучения; в-третьих, проблемный метод сочетается с другими методами обучения, поскольку проблемное обучение основывается на знаниях и умениях, «...усвоенных не методами проблемного обучения». Какое же определение дает И.Я. Лернер проблемному обучению? «Проблемное обучение состоит в том, - пишет И.Я. Лернер, - что в процессе творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование гражданской активной, высокоразвитой и сознательной личности…». Целый ряд исследователей, таких, как М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, полагают, что проблемное обучение - это целостный тип или система обучения. Интересен тот факт, что в 1975 г. почти одновременно выходят две книги о проблемном обучении, рассмотренном как тип и система с позиции психологии (Т.В. Кудрявцев «Психология технического мышления») и с позиции педагогики (М.И. Махмутов «Проблемное обучение»). Приведем мнение М.И. Махмутова относительно сущности проблемного обучения: «Проблемным мы называем обучение не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем -характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие учащегося, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением».
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |