Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русской литературы XX века




Парадигмы художественности в литературе начала ХХ века: реализм – модернизм – «между реализмом и модернизмом». Философско-эстетическая ситуация в литературе «серебряного века»: литература в поисках философских претекстов.

М. Горький: мировоззрение и поэтика. Философские и социальные претексты антропологической концепции М. Горького: от Ф. Ницше до социализма. Эволюция горьковского «метасюжета» о Человекобоге: идеология – этика – эстетика. Драматургия М. Горького начала ХХ в.: новая поэтика и новая тематика.

Художественный метод И. Бунина: реализм или символизм? «Лирический» нарратив в ранней прозе И. Бунина («Антоновские яблоки», Эпитафия», «Осенью» и др.) Тематический репертуар прозы И. Бунина 1910-х гг. Обновление новеллистического жанра: сдвиг композиционной рамки, нелинейная фабула.

Стилевые стратегии прозы А. Куприна. Тематическая «полифония» ранних рассказов А. Куприна как поиск «своего» художественного языка. Трансформация темы «маленького человека».

Экспериментальная поэтика Л. Андреева. Демифологизация исторического, литературного и библейского текстов в прозе Л. Андреева («Мысль», «Рассказ о семи повешенных», «Жизнь Василия Фивейского»» «Красный смех» и др.) «Неореалистический» и «панпсихический» театр Л. Андреева: две версии драматической формы.

Русский символизм – от «школы» к «миросозерцанию»: проблема типологизации явления. В. Брюсов – теоретик и практик русского символизма. Символизм и смежные явления: импрессионизм К. Бальмонта. Философия В. Соловьева и младосимволизм. От символа к мифу: два варианта текста-мифа в русском символизме (Д. Мережковский и А. Блок). «Трилогия вочеловеченья» А. Блока как текст-миф. Смена поэтологических констант в «трилогии» А. Блока. Поэтика «лирического» театра А. Блока. Творчество А. А. Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать» как блоковское осмысление революции. Композиция и структура поэмы «Двенадцать».

Предсимволистский роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»: столкновение мифологический структур как поиск сюжетного решения. Жанровые варианты русского символистского романа: роман-притча (Д. Мережковский), роман-стилизация (В. Брюсов), роман-мистерия (А. Белый). Романическая сюжетность в прозе А. Белого: эволюция от гоголевского («Серебряный голубь») к пушкинскому («Петербург») тексту. «Петербург» А. Белого» как новый символистский роман.

Акмеизм в русской литературе начала ХХ века: теория и история. Вопрос об историко-литературном статусе акмеизма. Манифест в литературе акмеизма (С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам). Три варианта акмеистской поэтики: Н. Гумилев – О. Мандельштам – А. Ахматова. Поэтическая система А. Ахматовой, специфика лирического мышления. Тема исторической ответственности художника в контексте размышлений Ахматовой о 20-м веке. «Поэма без героя» как поэтический итог творчества Ахматовой. «Три поэтики» О. Мандельштама. Мандельштам как оппонент символизма. Эволюция «культуроцентризма» от «Tristia» к «Новым стихам». Особенности поэтики позднего Мандельштама. Интертекстуальная поэтика Мандельштама.

Русский футуризм как социокультурный феномен. Культура манифеста в русском футуризме: «наука как прием» литературы. Типологические аспекты русского футуризма: единство и многообразие течений. Модусы художественной реальности в русском футуризме: лингвистический, религиозный и народно-карнавальный аспекты. Поиски новой фактуры текста: вербальное, аудиальное, визуальное в футуристическом тексте.

Религиозно-философские основания «новокрестьянской» поэзии. Базовые мифопоэтические метафоры в «новокрестьянской» поэзии и их образные воплощения. Специфика образного ряда: структура, семантика, функции. Творчество С. А. Есенина до и после 1917 года. Развитие эстетики и поэтики С. А. Есенина после «новокрестьянского» периода. Специфика имажинистской поэтики Есенина (стихи 1920-1921 годов, «Пугачев»). Творчество Есенина после имажинизма, «классическая» поэтика позднего Есенина.

Литературный процесс 1917-1932 годов. Поляризация литературной жизни. Начало послереволюционной эмиграции деятелей искусства. Формирование новой писательской среды.

Наследники футуризма: имажинисты, Леф. Творчество В. Шершеневича, А. Мариенгофа, С. Есенина. Эстетическая концепция ЛЕФа. Принципы производственного искусства, утилитарного искусства, социального заказа, «Литературы факта». Поэзия В. Маяковского 1920-х годов в контексте эстетики ЛЕФа. Связь категорий идеала и будущего в поэтическом мире В. Маяковского, его «революционная утопия» и «рационалистическая религия».

Поэтическая специфика творчества Б. Пастернака. Образ лирического героя, особенности мировосприятия Пастернака, взаимодействие человека и мира как лирическая тема творчества. Позднее творчество Б. Пастернака, своеобразие христианской идеоологии поздних сборников.

Роман в 1920-е годы: эстетические версии жанра и путь к универсализму. «Конармия» И. Бабеля и другие прозаические циклы как жанровая альтернатива роману. Универсализм как преодоление антиномичности постреволюционной культурной ситуации.

Реалистический роман М. А. Шолохова. Эстетика и поэтика «Тихого Дона». Роман в контексте литературной традиции и в контексте художественного универсализма.

Модернистская проза А. П. Платонова: «Чевенгур», «Котлован». Утопизм и антиутопизм. Философия Платонова и его «идея жизни». Интеграция основных стилистических тенденций 1920-х годов («орнаментальных», экспрессионистских, футуристических) в языке и стиле произведений Платонова.

Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» как интегральный итог творческого пути Булгакова. Философский характер романа. Сатирический компонент романа, тема литературной жизни в романе. Философия Булгакова в историко-социальном контексте.

Литературный процесс в 1930-е и 1940-е годы. Эстетика социалистического реализма. Ликвидация литературных объединений и образование Союза Советских Писателей в 1932 году. Революционный роман 1930-х годов как пример соцреалистического творчества.

Литература периода Великой отечественной войны. Нивелировка культурных и эстетических противоречий в литературе военных лет. Новое поколение писателей: А. Твардовский, В. Гроссман, К. Симонов, В. Некрасов. «Военные» произведения писателей старшего поколения: Б. Пастернака, А. Платонова.

Творчество А. И. Солженицына. «В круге первом» как попытка полифонического романа. Смысл названия романа. Христианский «след» в романе.

Жанровое своеобразие творчества В. М. Шукшина. Характеры и судьбы героев. Разрушительно-созидательное начало в герое Шукшина. Тип конфликта.

Театр А. Вампилова как начало нового этапа в развитии современной драматургии. Соединение разных типов художественного обобщения в творчестве А. Вампилова. «Утиная охота» как философская драма. Проблема сущности и предназначения человека. Чехов и Вампилов – внешнее и внутреннее сходство в методе, жанре, мотивной структуре.

Творчество В. С. Маканина. Традиции Пушкина, Лермонтова, Толстого.

Проблематика творчества С. Д. Довлатова. Своеобразие метода и стиля. Особенности повествовательной манеры. Смерть автора. Природа смеха, комизма (комическое начало) в творчестве писателя.

Черты постмодернизма в художественном мире В. Пелевина. Эволюция творчества. Философская база и методологические источники творчества. Философская или квазифилософская проблематика творчества. Черты творческой индивидуальности В. Сорокина. Жанрово-композиционные особенности романа В. Сорокина «Норма». Своеобразие языка и стиля. Концепция жизни – антижизни в дилогии «Лед», «Путь Бро». Феномен «антилиберальной» дистопии: «День опричника», «Сахарный Кремль». «Метель» как прецедентный текст.

Л. Петрушевская. Идейно-художественное своеобразие творчества. Природа конфликта в драматургии и прозе Л. Петрушевской. Творчество Т. Толстой. Жанровое своеобразие романа Т. Толстой «Кысь». Интертекстуальная природа романа. Проблема языковых мутаций. «Кысь» как «постмодернистский роман для простонародья».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.