Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория литературы. Теория и история литературной критики




Становление научной поэтики в филологии ХХ века. Объект и интенции теории литературы: терминологизация объекта, понятие меры объективности в научной поэтике, установка на абстрагирование. Синхрония и диахрония в теории литературы. Поэтика – семиотика – риторика – герменевтика – критика: теория литературы и смежные области научного знания.

Литература и реальность. Эстетико-функциональные теории и идея «антимиметичности» искусства (Р. Якобсон, Я. Славиньский, Е. Фарыно); концепция «референциальной иллюзии» Р. Барта. Прагмасемантические теории и «реабилитация мимезиса» в концепциях Л. Линского, Дж. Серля.

Литература как «особый язык»: литература и «вторичные моделирующие системы». Коммуникативная онтология художественного текста: правила кодирования/декодирования. Понятие «герменевтического круга». «Модель читателя» в постструктурализме.

Поэзия и проза в системе со-противопоставлений. Теория «двойной сегментации» стиха в теоретической поэтике ХХ века (Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. И. Шапир, И. П. Смирнов и др.). Поэзия и проза в историческом освещении (Ю. М. Лотман).

Тропы и фигуры в художественной речи: история и теория вопроса. Классическая и новая трактовка риторического в художественном дискурсе. Идея «метафороцентризма» и кризис «метонимического» в теоретической поэтике ХХ века.

«Внутренний мир» литературного произведения: пространство – время – событие. Модель «сюжет – фабула» и ее трансформации в теоретической поэтике ХХ века; кризис фабулярности во второй половине ХХ века (Ю. Лотман, В. Руднев). Сюжетосложение: элементарные единицы и их комбинаторика. Вопрос об элементарных единицах сюжетосложения: «тема» – «мотив» – «функция» (А. Н. Веселовский, Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, Ю. К. Щеглов). Проблема «сюжетного синтаксиса» в концепции В.Я. Проппа и работах французских структуралистов.

Композиция: объем и рабочее поле категории. «Композиция» и «архитектоника» в концепции М. М. Бахтина. Композиция и проблемы «точки зрения» и «перспективы» в теоретической поэтике ХХ века (Б. А. Успенский, М. Л. Гаспаров).

Субъект в литературном произведении: психологический и событийно-функциональный подходы. Система персонажей и перспектива авторской позиции. Структурообразующие механизмы системы персонажей. Вопрос о лирическом субъекте: «лирический герой» и «герой ролевой лирики». Субъектная структура в лирике.

Спорные вопросы и проблема уровней описания повествовательных инстанций; принятые термины и дефиниции. Теория «образа автора» и ее методологическая эволюция в науке ХХ века. Философско-эстетическая концепция автора М.М. Бахтина. Рецептивная теория автора в работах французских постструктуралистов (Р. Барт, Ю. Кристева).

Жанр, род и смежные категории. Проблемное поле теории жанра: постановка проблемы, опорные термины и дефиниции. Методологические аспекты жанровой типологии: жанр и род. Проблема синхронии и диахронии в жанровой теории. Канонические и неканонические жанровые структуры. Категории «канон» и «внутренняя мера» в теоретической поэтике (Д. С. Лихачев, Н. Д. Тамарченко).

Эпика – лирика – драма: канонические и неканонические формы в их историческом развитии.Эпика: родовые признаки эпического произведения «твердые» и «свободные» формы в эпическом произведении; проблема эпического события и эпического героя; типология эпических форм; вопросы кроссжанрового взаимодействия. Драма: родовые признаки драматического произведения, каноническое и неканоническое в драме; пространство-время драматического события; сюжет драмы; слово в драме; классическая драма и вопрос о «новой драме» в жанровой перспективе. Лирика: родовые свойства лирического произведения канонические и неканонические структуры в лирике; проблема события в лирическом произведении и структура «лирической реальности»; слово-образ в лирике; канон в лирике и проблема деканонизации лирических жанров.

Проблема стиля в теоретической поэтике: методологические поиски. Формы «чужого слова» в художественном произведении: категориальное поле анализа. Проблема сказа в теории литературы ХХ века: дискуссии и выводы. Текст – интекст – интертекст: соотношение понятий и история вопроса.

Русский формализм в контексте теоретической поэтики: формализм как первый этап кодификации теоретической поэтики; «остранение» как метаконцепт русского формализма. Критика «формального метода» в концепции П. Н. Медведева – М. М. Бахтина. Идеи «структуры» и «моделирования» в русском и французском структурализме. Поэтика французского структурализма: генезис, проблемное поле, точки зрения. Ревизия структуралистской парадигмы в концепциях У. Эко. Теоретическая поэтика французского постструктурализма: генезис, проблемное поле, точки зрения. Новейшие западные концепции теории литературы: феминизм, гендерные исследования, историзм, неориторика и др. Развитие литературной критики в России: XVIII-XXI в. Основные имена, этапы, методологии. Динамика литературно-критического процесса в России в ХХ веке. «Толстый журнал» как историко-литературный и литературно-критический феномен. Влияние теории литературы и литературного творчества на литературную критику. Роль самоопределения литературы (литературных манифестов, трактатов и т.п.) в структуре литературно-критического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.