Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Сознание




Проверь себя.

 

1.Аня – староста класса. Она всегда готова оказать помощь своим одноклассникам. Это утверждение характеризует Аню как:

1)индивида

 

2)человека

3)личность

4)субъекта

2.Верны ли суждения:

 

А. Любой человек является личностью.

Б. Не всякий человек обладает индивидуальностью.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

3.Вставьте недостающее звено: 1) задатки; 2)способности; 3)……..; 4)

 

талант; 5)гениальность.

4. Назовите 3 измерения сущности человека.

5. Назовите 3 уровня развития способностей человека.

6.Приведите 3 примера зависимости личности от воспитания.

7.Назовите 3 отличия характера от темперамента.

 

8.Приведите 3 примера неповторимых социально-психологических свойств человека.

 

9.Составьте развѐрнутые планы на темы: «Личность – социальное существо», «Цель и смысл жизни человека», «Человек как духовное существо», «Человек. Индивид. Личность».

 

10. Напишите эссе на тему: «Люди – хозяева своей судьбы».

 

 


 

 

 

Мышление -вид умственной деятельности,заключающийся в познаниисущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

 

Роль мышления:

1. позволяет познать окружающий мир

2. развивает способность к творчеству

3. осуществляет целеполагание

4. позволяет накапливать опыт

5. развивает способностей человека

 

6. способствует преобразованию окружающего мира (изобретения)

 

Виды мышления:

1. наглядно-образное

2. абстрактно-логическое

3. предметно-действенное

1. теоретическое (познание мира)

2. практическое (постановка целей, выработка планов)

 

1. логическое

2. интуитивное

1. репродуктивное (воспроизводство)

2. продуктивное (творчество)

 

Операции мышления:

 

1. Анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.

 

2. Синтез - мысленное объединение отдельных элементов целого.

3. Сравнение - установление сходства и различия объектов.

 

4 .Обобщение - переход от мыслей о конкретных объектах или группах к свойствам их классов и родов.

 

5. Абстрагирование - мысленное отвлечение с целью понимания качества познаваемого объекта.

 

6. Моделирование – исследование свойств и связей на специально построенных моделях.

 

Речь – исторически сложившаяся форма общения посредством языка. Сознание -высшая,присущая только человеку и связанная речью функциямозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности.

 

Сознание – не только отражение, но и анализ, способность переносить позитивный опыт на новые обстоятельства. Присуще только человеку.

 

Свойства сознания:

1. идеальность - независимость от существующей действительности- 2*2=4

 

2. интенциональность - направленность на какой-либо предмет, человек никогда не думает ни о чем

 


3. идеаторность - творческое начало

 

4. субъективность

 

Формы сознания:


 

индивидуальное

(личные идеи, ценности)


 

 

общественное

(традиции, менталитет)

 


 

обыденное

 

(повседневная жизнь)


 

 

теоретическое

 


 

общественная

психология

 

(чувства, настроения)


 

 

общественная

идеология

 

(система взглядов)

 


Формы общественного сознания:

1.искусство

2.религия

3.мораль

4.наука

5.право

 

6.идеология

Бессознательное -совокупность психических процессов,функций,операций,

представленных в структуре сознания.

Бессознательное:

- не отделяет себя от объекта;

- не обладает механизмом психических связей;

 

-не производятся причинно-следственные связи; -проявляется в простых психических реакциях.

 

Виды бессознательного:

 

1. никогда неосознаваемое (инстинкты, влечения, реакции) Инстинкт -целесообразное поведение без осознания цели,ситуация прикоторой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Рефлекс -реакция,не поддающаяся сознательному контролю,бессознательныйответ организма на раздражение.

 

2.ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения Стереотип -принятый в обществе образец.

 

3.сверхиндивидуальное бессознательное (типичные образцы поведения, которые не оспариваются).

 

____________________________________________________________________ Дополнительные материалы по теме. Психика -совокупность душевных процессов и явлений(память,воля и пр.).

 


Память -процесс сохранения прошлого опыта,делающий возможным его

 

повторное использование.

Воля -сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

 

Первым исследовал структуру сознания З.Фрейд. Он выделил:

 

1. Ид - Подсознательное или Оно - биологические потребности + вытесненные желания, является строительным материалом для личности.

 

2. Эго - Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.

 

3. Суперэго - Сверхсознание или СверхЯ — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.

 

Либидо -сексуальный или половой инстинкт.

Сублимация -переключение либидо на другую деятельность.

 

Следует различать разумную способность и сознание.

 

Разумная способность - умение отражать окружающий мир, использовать знания. Может быть и у животных.

 

К.Юнг различал личное (детские впечатления) и коллективное (мифы, фольклор, сновидения) бессознательное.

 

    Проверь себя.    
1.Соотнесите понятия и процессы:    
А. инстинкт самосохранения   1)сознательное  
Б. приобретение квартиры   2)бессознательное
В. Рефлекс        
Г. сила воли        
Д. влечение        
Заполните таблицу.      
А Б В Г Д
         

 

2.На 3 примерах покажите взаимосвязь между психикой человека и его деятельностью.

 

3.Приведите 3 примера подтверждающие роль мышления в жизни человека.

 

4.Составьте развѐрнутые планы на темы: «Мышление и его роль в деятельности человека», «Сознательное и бессознательное».

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.