Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три исторических типа общества




Общество.

Проверь себя.

1.Найдите в приведѐнном списке социальные характеристики человека:

1)использование орудий труда

 


2)способность к творчеству

 

3)развитая кисть руки

4)воображение

5)адаптация к окружающему миру

6)членораздельная речь

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Проблема Характеристика
  старение населения планеты,
  дисбаланс рождаемости и смертности
экологическая Загрязнение окружающей среды,
  нерациональное использование
  природных ресурсов

 

3.Верны ли суждения о глобальных проблемах?

 

А. Глобальные проблемы являются порождением политических процессов. Б. Глобальные проблемы возможно решить по инициативе общественных организаций.

1)верно только А

2)верно только Б

3)оба суждения верны

4)оба суждения неверны

 

4.Приведите 3 примера, доказывающие, что зависимость человека от природы увеличивается.

 

5. Приведите 3 примера, доказывающие, что зависимость человека от природы уменьшается.

 

6. Раскройте на 3 примерах глобальный характер экологической проблемы.

7. Приведите 3 доказательства неразрывной связи природы и культуры.

 

8. Приведите 3 отличия орудийной деятельности человека и поведения животных.

 

9. Составьте развѐрнутые планы на темы: «Взаимосвязь человека и природы», «Международный терроризм как глобальная проблема современности», «Падение нравственности личности в современном мире», «Проблема Севера и Юга и пути еѐ решения», «Социально-демографические проблемы современности»

 

10.Напишите эссе на темы: «Природу побеждают только повинуясь еѐ законам», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит еѐ законам».

 

 


 

 

Общество -обособившаяся от природы,но тесно с ней связанная частьматериального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Узкое значение:

- определѐнная группа людей

- этап развития общества

- совместная деятельность

- определенная страна

 

Широкое значение:

- часть материального мира

- все человечество в целом

- динамичная система

- совокупность способов взаимодействия и объединения

 

Сферы общественной жизни (подсистемы):

1. экономическая

2. политическая

3. социальная

4. духовная

Общество - сложная динамическая система:

- единая

- взаимосвязь элементов

- способность к развитию.

 

Элементы общества:

 

1. материальное производство 2.люди

 

3.система организации управления, право

4.общественные отношения.

 

Общественные отношения -относительно устойчивые отношения,затрагивающие важные стороны общественной жизни. Не все отношения являются общественными (когда спрашивают, как пройти к метро). Это могут быть отношения между индивидами и социальными группами.

 

Структура общественных отношений:

 

-субъекты -объекты -содержание

 

5.социальные институты -устойчивые нормы,механизмы,которыерегулируют определѐнную сферу общественных отношений

 


Виды социальных институтов:

- семья - удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода

- производство - в добывании средств существования

- государство - в безопасности и социальном порядке

- образование - в передаче знаний, подготовке кадров, социализации

- религия - в решении духовных проблем.

Функции социальных институтов:

 

-удовлетворяют потребности населения;

-организуют совместную деятельность;

-обеспечивают социализацию.

Функции могут быть:

-явные – официальные, признаются обществом (цель образования)

 

-скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (скрытая функция производства - повысить престиж в глазах других).

 

6.общественное сознание.

 

 

Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
аграрное западное информационное
традиционное    
     
1.основа производства - 1.промышленность 1.знания, информация,
земля, сельское   высокие технологии
хозяйство, труд.    
Натуральное хозяйство    
     
2. преобладание ручного 2. крупная машинная 2.компьютеризация,
труда промышленность широкое применение
    машинной техники
     
3.приспособление к 3. преобразование 3. преобразование
окружающей среде, окружающей среды окружающей среды
слияние с природой    
     
4. экстенсивный путь 4. интенсивный путь 4. интенсивный путь
развития развития развития
     
5. основной вид экспорта 5. средства производства 5. интеллектуальные
- сырьѐ   продукты (программы,
    изобретения)
     
6.коллективные формы 6.индивидуализм, 6.индивидуализм,
общежития. урбанизация появление мегаполисов
Замкнутость поселений    
     
7.высокая роль традиций, 7.снижение 7.снижение
обычаев    
     

 


8.высокая роль религии 8. секуляризация 8. главное - образование,
    наука.
     
9.диктаторские режимы, 9. демократия, наличие 9. стремление к
низкая соц.мобильность, соц.мобильности правовому государству и
слияние власти и   гражданскому обществу,
собственности.   отношения личности и
    государства строятся на
    взаимной
    ответственности, высокая
    мобильность
     
10.неграмотность 10. решаются задачи 10. непрерывное
большинства населения преодоления образование. Девиз:
  неграмотности «Образование через всю
    жизнь».
     
11.средняя 11. до 70 лет 11. более 70 лет
продолжительность    
жизни - около 40 лет    
     

Пути развития общества:

1. Прогресс -переход от менее совершенного уровня развития к более

 

совершенному.

 

Универсальный критерий прогресса -развитие техники+возможностьсамореализации человека в различных сферах деятельности (гуманизм)

Признаки прогресса:

-совокупность поступательных процессов;

-неоднородность;

 

-противоречивость;

-многомерность;

-конкретно-исторический характер.

 

Виды прогресса:

 

1. Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни,незатрагивающие основ существующего строя.

 

постепенные

 

сверху

частичные

не во всех сферах

 

Виды реформ:

1. экономические

2. политические

 

3. социальные

4. духовные

1. прогрессивные

2. регрессивные

 


2. Революция -полное или комплексное изменение всех или большинства

 

сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.

 

скачкообразные

снизу

полное изменение

все сферы

 

Виды революций:

1. кратковременные

 

2. долговременные (промышленный переворот, неолитическая революция) К.Маркс «революция - локомотив истории» Минусы революции:

 

- не все изменения отвечают интересам широких слоев

- утверждение диктатуры

- зачастую связаны с гражданской войной

 

2. Регресс -движение от лучшего к худшему.

Доказательства регресса:

- проблема перенаселения - экология

- убывающее плодородие почвы - радиационная опасность - падение нравственности - рост заболеваний

В целом общество развивается по пути прогресса.

 

 

Модернизация (в переводе с англ.) -осовременивание. Модернизация -изменение,усовершенствование,отвечающее современнымтребованиям.

 

Модернизация –процесс перехода от традиционного общества киндустриальному.

 

Виды модернизации:

 

1. органическая. Она подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания.

 

2. неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Начинается в экономической, политической и социальной сферах.

 

Глобализация -исторический процесс сближения народов,превращающийчеловечество в единую систему.

 

Факторы глобализации:

1. экономический (транснациональные корпорации)

 

2. политический (ООН)

 


3. социальный (Интерпол, гуманитарная помощь при землетрясении)

 

4. духовный (туризм).

 

Положительные последствия глобализации:

- сближение народов и государств

-стимулирование социально-экономического развития

-расширение возможностей самореализации человека

 

Опасности глобализации:

- унификация национальных культур

 

- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития -глобальные проблемы.

 

__________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.