Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Обслуживание туристов автомобильным транспортом




 

План

 

1. Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

 

2. Обслуживание пассажиров на внутренних маршрутах.

 

3. Обслуживание пассажиров на международных маршрутах.

 

4. Прокат автомобилей.

 

Автомобильный транспорт играет существенную роль в организации туристских путешествий, что обусловлено его мобильностью, информативностью и дешевизной. Отличительной чертой автомобильных перевозок пассажиров является то, что они могут использоваться не только для перемещений туристов при организации экскурсионных, развлекательных, познавательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного или водного транспорта.

 

1. Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

 

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд правовых документов, регулирующих деятельность на данном транспорте во внутренних и международных сообщениях.

 

Под международными перевозками понимаются перевозки пассажиров, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Они представляют специфическую область турперевозок, так как осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, через чьи территории пролегает маршрут. Международные правовые документы охватывают целый ряд вопросов: инфраструктура, дорожное движение, требования к техническим средствам, условия работы экипажей транспортных средств, налоговое обложение, перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры и т.д.

 

В основе международных перевозок автомобильным транспортом лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа», которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 году. Данная Конвенция определяет основные понятия, такие как перевозчик, пассажир, транспортное средство и другие, перечисляются транспортные документы, определяется ответственность перевозчика за причиненный пассажиру ущерб. В Конвенции прописаны механизмы предъявления претензий и исков, определены размеры денежных выплат.

 

В октябре 1997 года в Бишкеке была принята «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государств СНГ. В данном документе оговариваются вопросы страхования, порядок прохождения таможенного, пограничного и санитарного контроля. Конвенция определяет ответственность перевозчика за причиненный ущерб, порядок и сроки предъявления претензий и исков. При этом сумма компенсаций устанавливается в соответствии с национальным законодательством.

 

Приложением к данной Конвенции идут «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств – участников СНГ», где регламентируются процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщении.

 

С целью либерализации пассажирских перевозок автотранспортом страны ЕС в 1982 году заключили «Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами». Впоследствии такое же соглашение было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и Восточной Европы и Турцию.

 

Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения заключены с Азербайджаном, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В соответствии с этими соглашениями сторонами заблаговременно предоставляются сведения по организации регулярных автомобильных перевозок с указанием маршрута, остановок, расписания движения, регулярности выполнения перевозок. Также в данных соглашениях прописаны правила организации нерегулярных автомобильных перевозок.

 

К международным документам относятся также «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15 ноября 1975 года) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 1 февраля 1991 года).

 

В первом документе определяются план международной сети «Е», перечень дорог международной сети, условия, которым должны соответствовать международные магистрали. Во втором, приведен перечень международных терминалов, пограничных пунктов и железнодорожно-паромных переправ и портов, имеющих значение для международных комбинированных перевозок.

 

Среди документов по организации дорожного движения следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 8 ноября 1968 года), «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 8 ноября 1968 года), «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 1 марта 1973 года). Данные документы утверждают единые основные требования к транспортным средствам, водителям, дорожным знакам и разметке, а также другие предписания для организации автомобильного сообщения.

 

Международное «Европейское Соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (от 1 июля 1970 года) определяет основные требования, предъявляемые к водителям транспортных средств, к их возрасту, квалификации, ежедневной норме продолжительности управления автомобилем и другие.

Существует также ряд документов, регламентирующих аспекты налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках, которые основываются на «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующем внутреннем законодательстве стран.

Авторитетными международными организациями в данном направлении являются Международный Союз автомобильного транспорта, куда входит и российская Ассоциация международных автоперевозчиков, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспортное совещание государств – участников СНГ и другие.

 

При осуществлении перевозок автотранспортом во внутреннем сообщении также существует ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок. Основным нормативным актом является «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (от 8 января 1961 года с последующими изменениями от 1974, 1980, 1991 годов).

 

Закон РФ «О безопасности дорожного движения» преследует цели защиты жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства путем предупреждения ДТП или снижения тяжести последствий, возникающих в их результате.

 

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23 октября 1993 года, с последними дополнениями 2006 года).

 

В целях повышения безопасности перевозок пассажиров автотранспортом приказом Министерства транспорта издано «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (8 января 1997 года). Этот документ определяет такие понятия, как автобус, автобусный маршрут, вид автобусных перевозок и другие. Здесь дана классификация автоперевозок, определены основные задачи физических и юридических лиц по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе при осуществлении туристско-экскурсионных поездок, при перевозке детей.

 

В 1997 году приняты также «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации». В них даются определения понятий пассажир, водитель, перевозчик, багаж, ручная кладь, автовокзал, автостанция и т.д., рассматривается порядок перевозки пассажиров различными автотранспортными средствами, обозначаются основные права и обязанности перевозчика и пассажира.

 

2. Обслуживание пассажиров на внутренних маршрутах.

 

В России пассажирские перевозки осуществляются на городских, пригородных и междугородных маршрутах в соответствии с «Временными правилами», которые являются обязательными для всех автоперевозчиков без исключения.

 

Правила перевозки пассажиров на маршрутных автобусах и таксомоторах.

 

Движение маршрутных автобусов и маршрутных таксомоторов организуется по расписанию, согласованному с органами местного самоуправления, для городских, пригородных и внутрирайонных маршрутов, органами исполнительной власти, для междугородних и внутриобластных маршрутов.

 

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом реализуется на основании договоров, которые заключаются между пассажирами и автотранспортными предприятиями (АТП). По договору перевозки пассажира АТП обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа – также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу. Пассажир обязан уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – за провоз багажа.

 

Заключение договора на перевозку на маршрутных транспортных средствах подтверждается выдачей пассажиру проездного документа (билета). Пассажир несет ответственность за проезд без билета или с недействительным билетом, за что на пассажира может быть наложен штраф. Отдельным категориям пассажиров предоставляется право льготного проезда на автотранспорте, что должно быть подтверждено наличием у пассажира соответствующего документа. Уровень тарифов устанавливается местными или региональными органами исполнительной власти. Изменения утверждаются этими же органами, о чем не менее чем за 15 дней должно быть проинформировано население через СМИ.

 

На городских и пригородных маршрутах один пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет включительно, если он не занимает отдельного места. При провозе нескольких детей в возрасте до 7 лет одного можно провозить бесплатно, а на других следует приобрести билеты за полную стоимость. Детей старше 7 лет провозят по полному тарифу.

 

Пассажир имеет право провозить бесплатно одно место ручного багажа размером не более 60х 40х 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетках, одну пару лыж, детские санки или коляску. Каждое место багажа сверх установленного размера должно оплачиваться в соответствии с тарифом. Упаковка перевозимого багажа должны полностью исключать возможность причинения какого-либо ущерба другим пассажирам и транспортному средству. Запрещено перевозить огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, едкие, ядовитые, зловонные вещества, огнестрельное оружие без чехла, а также предметы и вещи габаритом более 100х 50х 30 см или массой одного места более 60 кг. Билеты на провоз багажа на пригородных маршрутах продаются в кассах на конечных пунктах маршрутов, водителями или кондукторами в автобусах.

 

Для реализации междугородных автобусных маршрутов на остановочных пунктах организуются автовокзалы, автостанции, автопавильоны, оборудованные в соответствии с определенными требованиями: билетные кассы, перрон для посадки и высадки пассажиров, таблицы стоимости проезда, схемы маршрутов, расписание движения автобусов, туалеты, электрические часы, почтовый ящик.

 

Автовокзалы должны быть оборудованы залами ожидания для пассажиров, камерами хранения багажа, справочными бюро, буфетами, аптечными киосками, пунктом медицинской помощи, телефоном, почтой, комнатой матери и ребенка, служебными помещениями.

 

Камеры хранения обязаны принимать багаж пассажиров независимо от наличия у них проездных документов с оплатой за хранение по действующему тарифу. Камеры хранения могут быть автоматическими или кладовыми. При сдаче багажа на хранение пассажир может объявить его ценность с уплатой установленного тарифами сбора.

 

Билеты на проезд пассажиров и провоз багажа продаются в кассах автовокзалов, автостанций и в транспортно-экспедиционных агентствах, а там, где кассовая продажа не предусмотрена, — через кондукторов (водителей) непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта. При междугородной перевозке в билете указываются дата и время отправления автобуса, номер места в салоне, наименование станций отправления и назначения, а также стоимость проезда. В автобусах междугородних маршрутов перевозчик обязан предоставить пассажирам места для сидения. Поэтому продажа билетов и перевозка пассажиров больше количества мест для сидения не разрешаются.

 

В кассах начальных пунктов междугородных маршрутов продажа билетов производится в день отправления автобуса, а в кассах промежуточных пунктов – с момента получения сведений о наличии свободных мест на автобусе. За 5 мин до отправления автобуса продажа билетов заканчивается. В кассах предварительной продажи билетов их начинают продавать в пределах 7 суток и заканчивают за 1 сутки до отправления автобуса. Билеты можно заказать предварительно по почте (открыткой или телеграммой), а также по телефону. Заказ считается принятым, если он получен по почте или телеграфу не позднее 10 суток, а по телефону – не ранее 7 суток до указанного в заказе времени выезда. При этом в заказе указываются: фамилия заказчика, дата и время выезда, пункт назначения, количество билетов, способ получения (с доставкой или без доставки на дом или в офис).

 

За предварительную продажу билетов с пассажира, в том числе и имеющего право на льготный проезд, взимается комиссионный сбор в соответствии с установленными тарифами. Билеты действительны только на обозначенные в них день и рейс автобуса. Утерянные пассажирами билеты не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются.

 

На междугородных автобусах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно, если он не занимает свободного места. Для того чтобы ребенок в возрасте до 5 лет смог занять отдельное место, необходимо приобрести детский билет. Если с одним взрослым едут несколько детей младше 5 лет, то одного из детей можно провезти бесплатно, а на других следует покупать проездные документы по детскому тарифу, составляющему 50 % стоимости взрослого билета. Плата за проезд детей старше 10 лет взимается по полному тарифу.

Если пассажир опоздал на автобус, он имеет право в течение 3 часов с момента отправления автобуса возобновить проездной документ с доплатой 25% его стоимости или сдать билет в кассу – в этом случае с него взимается штраф в размере 25 % стоимости билета. При опоздании на рейс вследствие болезни или несчастного случая указанные права пассажир может реализовать в течение 3 суток с момента отправления автобуса, однако при этом он должен предъяв

 

3. Организация перевозок пассажиров на международном сообщении

 

Организация перевозок туристов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами осуществляется на основании двусторонних и многосторонних договоров, о которых говорилось ранее. Перевозки туристов с использованием автобусов в международном сообщении реализуются на регулярной и не регулярной основе. В любом случае они должны сопровождать набором целого ряда документов, относящихся к разрешительной системе и непосредственно к водителю и транспортному средству

 

Документы, необходимые при реализации международных автоперевозок

 

Набор документов, обязательных при выполнении международных перевозок, определяется, прежде всего, статусом перевозки. Для осуществления регулярной перевозки автотранспортному предприятию необходимо иметь разрешение на перемещение его транспортного средства по территории страны назначения и тран-зитных государств.

 

С целью получения разрешения на регулярную перевозку перевозчик обязан подать в Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ заявление с просьбой разрешить ему работать на регулярной автобусной линии. В заявлении должна быть указанная иностранная партнерская фирма, в сотрудничестве с которой будут осуществляться перевозки пассажиров. Это условие является обязательным, так как разрешительная система направлена на обеспечение примерно равного участия договаривающихся сторон в перевозочном процессе. К заявлению прилагаются: договор о сотрудничестве между перевозчиками; расписание движения с указанием пунктов посадки и высадки пассажиров на территории каждой страны; тарифы на проезд пассажиров; тарифы на провоз багажа; копии лицензий на осуществление международных перевозок; лицензионные карточки автобусов российского перевозчика.

 

В случае положительного решения разрешения на регулярные перевозки по территориям стран назначения и транзита выдаются сроком на 3 года. Копии разрешений должны находиться на борту автотранспортных средств и предъявляться по требованию лиц, уполномоченных производить контроль.

 

Помимо получения разрешения перевозчик должен разработать паспорт маршрута (содержание его описывалось выше) и перед первым регулярным рейсом провести технический рейс с участием всех водителей, которые будут работать на этом марш-руте.

 

Автобусные путешествия, организуемые туристскими фирмами, относятся, как правило, к нерегулярным перевозкам. При их реализации разрешения в большинстве случаев не нужны, однако они необходимы в том случае, если в обоих направлениях перевозятся группы пассажиров разного состава или если автобус прибывает пустым за группой, сформированной в другой договаривающейся стране. В Российской Федерации для нерегулярных перевозок, осуществляемых в страны Восточной и Западной Европы, основным контрольным документом являются «Листы поездок». Они представляют собой комплект документов, утвержденный Министерством транспорта РФ от 07.02.1997 г. и оформленный определенным образом в соответствии с «Европейским Соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами» (АСОР). Кроме того, у водителя должен нахо-диться поименный список пассажиров, заверенный печатью перевозчика. В случае отсутствия такого списка на перевозчика налагается штраф.

 

Некоторые турфирмы могут иметь на своем балансе туристско-экскурсионные автобусы, поэтому они должны знать перечень документов, касающихся водителя и автотранспортного средства, необходимых при выполнении зарубежных поездок. Для проезда по территории других стран водитель должен иметь международное водительское удостоверение. В соответствии с двусторонними соглашениями между Россией и рядом государств допускается возможность использования национальных водительских удостоверений, однако в этом случае срок пребывания водителей на территории этих стран, как правило, ограничивается компетентными органами. Поэтому владельцу автотранспортного средства лучше приобрести водительское удостоверение международного образца, которое выдается специальным подразделением ГИБДД на основании национального документа в установленном порядке.

 

К водителям, осуществляющим управление автобусом в международном сообщении, предъявляется ряд требований, изложенных в «Европейском Соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Требования касаются:

 

§ возраста водителей (не менее 21 года);

 

§ стажа работы и профессиональной пригодности.

 

Кроме того, для повышения безопасности дорожного движения Соглашением устанавливаются правила по соблюдению водителями режима труда и отдыха. Так, водитель не должен управлять транспортным средством более 9 ч в сутки (дважды в течение недели эта норма может быть увеличена до 10 ч). При этом после непре-рывного управления автотранспортным средством в течение 4,5 ч у водителя должен быть перерыв продолжительностью 45 мин или небольшие перерывы по 15 мин, распределенные на протяжении непрерывного срока управления машиной. Время ежедневного отдыха должно составлять у него не менее 11 ч. Если на маршруте работают два члена экипажа, то каждый из них должен иметь период непрерывного отдыха не менее 8 ч.

 

Тахографы, установленные на международных автобусах для контроля выполнения этих правил, записывают пройденный путь, скорость движения, период управления транспортным средством и продолжительность отдыха. Члены экипажей автобусов должны своевременно включать тахограф, всегда иметь при себе регистрационные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели и предъявлять их для проверки контролерам. В случае выхода из строя тахографа водитель обязан заполнить тахограмму вручную.

 

Одним из важных требований, предъявляемых к водителям международных автобусов (и индивидуальных транспортных средств), является наличие у них страхового полиса, подтверждающего факт страхования ответственности владельца автотранспортного средства за ущерб, нанесенный третьим лицам. За рубежом такой международный полис называется «Зеленая карта». Он дает право водителю машины въезжать на территорию любой страны, признающей систему «Green Card».

 

Страховой сертификат может быть оформлен на срок от 15 дней до 1 года. Сертификат заполняется латинскими буквами и содержит следующую информацию:

 

§ срок действия страхования (начало и конец);

 

§ регистрационный номер и марка автотранспортного средства;

 

§ тип транспортного средства («С» — тягач, «Р» — прицеп, «Е» — автобус);

 

§ наименование и адрес страхователя или лица, использующего транспортное средство;

 

§ дата выдачи страхового полиса.

 

В настоящее время практически во всех зарубежных странах запрещено движение без такого страхового сертификата — его необходимо предъявлять при пересечении каждой границы. В том случае, если международная «Зеленая карта» отсутствует, водителю придется приобретать национальные полисы страхования гражданской ответственности на въезд в каждую страну, расположенную по маршруту следования (что намного дороже). На величину стоимости «Зеленой карты» влияют категория автотранспортного средства и срок ее действия.

 

Данный международный сертификат можно купить на границе или приобрести заранее в страховых компаниях, в том числе в страховом отделе АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков). В случае истечения срока действия сертификата необходимо купить новую карту.

 

Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство о регистрации, которое выдается соответствующими органами государства (в РФ — органами государственной инспекции безопасности дорожного движения — ГИБДД). В свидетельстве содержится следующая информация:

 

§ регистрационный (порядковый) номер;

 

§ марка транспортного средства;

 

§ год выпуска (или дата регистрации);

 

§ порядковый номер шасси (заводской или серийный номер завода-изготовителя);

 

§ владелец и адрес владельца;

 

§ наименование организации, выдавшей свидетельство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.