КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)
Семья со взрослыми детьми). Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста. Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей – на пенсию, среднее поколение супругов-родителей - в кризисе середины жизни, и младшее поколение — подростки — в пубертате!!! Особая уязвимость семейной системы на этой стадии жизненного цикла, больше всего измен и разводов.
Цель: развитие семейной системы с учетом а) растущей независимости детей и б) уже заботы о старшем поколении (прародителях). Задачи: •пересмотр системы детско-родительских отношений - признания права подростков на взрослость и предоставление им независимости и самостоятельности; •забота о старшем поколении семьи (прародителях); • принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и признание старшим поколением роли лидера за средним поколением; • решение задач возрастного развития, преодоление кризиса середины жизни, разрешение задач личностного развития, профессионального и карьерного роста.
Могут жить вместе или отдельно.
Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами. Задачи: • реконструкция семейной системы как диады; • формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый—взрослый»; •включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков); • освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки; • повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Завершение выполнения воспитательной функции, отделение взрослых детей и опять спустя много лет на первом плане - собственно супружеские отношения, «время диады». Часто - чувство утраты смысла жизни, обесценивание семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель — воспитание детей). Деструктивный выход из кризиса- попытки вторжения родителей в семью взрослых детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство.
Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений. Задачи: • сохранение интересов, активности и взаимодействия в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей; • выполнение социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки); • приобретение мудрости и опыта старости; • переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников; • построение модели жизнедеятельности после утраты супруга; • «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
Необходимость изменения ролевой структуры семьи определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Еще одна проблема— это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга, их варианты: • «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество; • «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла; •доминирующий эгоцентризм, полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов; ведущий тип деятельности — забота о себе и самообслуживание; • интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип деятельности — забота о членах расширенной семьи; • самореализация в профессиональной или общественной деятельности; • повторный брак, создание новой семейной системы.
Переход со стадии на стадию представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы. С. Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3—7 и 17—25 лет стажа. Кризис 3—7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах. Обычно совпадает со стадией семьи с маленькими детьми. Кризис 17—25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.
Ненормативные кризисы: развод, измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т.д.
Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические. К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родите- ля или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то из ее членов.
Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов противодействия стрессу. Психологическим механизмом адаптации к кризису, согласно Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |