Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)




Семья со взрослыми детьми).

Стадия 5. Период отделения детей, приобретающих взрослый статус

Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии

— совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей – на пенсию,

среднее поколение супругов-родителей - в кризисе середины жизни,

и младшее поколение — подростки — в пубертате!!!

Особая уязвимость семейной системы на этой стадии жизненного цикла, больше всего измен и разводов.

 

Цель: развитие семейной системы с учетом а) растущей независимости детей и б) уже заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи:

•пересмотр системы детско-родительских отношений -

признания права подростков на взрослость и предоставление им независимости и самостоятельности;

•забота о старшем поколении семьи (прародителях);

• принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;

• решение задач возрастного развития, преодоление кризиса середины жизни, разрешение задач личностного развития, профессионального и карьерного роста.

 

Могут жить вместе или отдельно.

 

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.

Задачи:

• реконструкция семейной системы как диады;

• формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый—взрослый»;

•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа

дочери, внуков);

• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

• повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности

и возможной смерти родителей.

 

Завершение выполнения воспитательной функции, отделение взрослых детей и опять

спустя много лет на первом плане - собственно супружеские отношения, «время диады».

Часто - чувство утраты смысла жизни, обесценивание семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель — воспитание детей). Деструктивный выход из кризиса-

попытки вторжения родителей в семью взрослых детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство.

 

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи:

• сохранение интересов, активности и взаимодействия в супружеских парах вопреки

физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;

• выполнение социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

• приобретение мудрости и опыта старости;

• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;

• построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

• «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной

смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.

 

Необходимость изменения ролевой структуры семьи определяется неравномерностью

процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей.

Еще одна проблема— это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга, их варианты:

• «жизнь в прошлом», уход в воспоминания и идеализация прошлого,

потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;

• «жизнь как ожидание смерти», подготовка к «воссоединению» с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск

философского обоснования завершения жизненного цикла;

•доминирующий эгоцентризм, полная концентрация на собственном

здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов; ведущий тип деятельности — забота о себе и самообслуживание;

• интеграция как упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки); ведущий тип деятельности — забота о членах расширенной семьи;

• самореализация в профессиональной или общественной деятельности;

• повторный брак, создание новой семейной системы.

 

Переход со стадии на стадию представляет собой нормативные кризисы в развитии семейной системы.

С. Кратохвил выделяет «стандартное» время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3—7 и 17—25 лет стажа.

Кризис 3—7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах. Обычно совпадает со стадией семьи с маленькими детьми.

Кризис 17—25 лет выражен не столь ярко, но более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.

 

Ненормативные кризисы: развод, измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т.д.

 

Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.

К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родите-

ля или ребенка; супружескую измену; резкое и кардинальное изменение в

социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения семьи); тяжелое хроническое заболевание кого-то

из ее членов.

 

Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов противодействия стрессу.

Психологическим механизмом адаптации к кризису, согласно

Дж. Сандлеру, является отказ от достижения прежнего идеального образа

семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.