Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В-17 Семья как целостная система. Жизненный цикл развития семьи




Формы брака

На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Воспитание детей также осуществлялось всем родом.

Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода.

Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются всем родом

Родство определяется по материнской линии. Матриархат.

 

Стабильность брачных отношений обеспечила установление отцовства. Патриархат - установление отношения неравенства супругов по типу доминирования — подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье.

 

В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи:

— моногамная (единобрачная: один муж — одна жена) и

— полигамная (один муж — несколько жен).

 

Можно выделить три исторических типа семьи [Голод]:

1. Патриархальный тип, его принципы:

— жесткая половозрастная субординации и

— отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи.

Двойные стандарты для мужа и жены, в детско-родительских отношениях -

дух рабства

2. Детоцентристский тип семьи:

Приоритет воспитательной функции,

— относительное равноправие супругов,

— высокая близость отношений как супругов, так и родителей и детей.

Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. «Ребенку — лучшее», оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям.

3. Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении

последних десятилетий. Главное - забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности.

 

Специфика современной семьи:

  1. Особая роль родительства.

В истории были шесть стадий развития детско-родительских отношений (автор ЛЛойд-Демоз), стили воспитания:

1) инфантицид (детоубийство)

2) «бросающий» стиль воспитания (вне семьи)

3) амбивалентный (ребенок – «чистая доска» и добыча дьявола, надо лепить его душу, нет учета личности ребенка)

4) «навязчивый» (передача консервативных традиций)

5) социализирующий (подготовка ребенка к самостоятельной жизни)

6) «помогающий» (эмоциональная и духовная близость)

2. Основа супружеского союза - любовь, эмоциональное принятие и поддержка (а не «стерпится — слюбится» (19 век),

3. Семейная система является достаточно открытой

легко вступить в брак, но так же легко и развестись.

4. Переход от расширенной семьи к нуклеарной.

5. Снижение рождаемости

6. Увеличение числа разводов.

7. возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях

депривации общения с родителями

8. демократизация отношений в семье, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству;

9. возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое

родительство.

10. рост числа преступлений на семейно-бытовой почве.

11. увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов.

12. появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят задачи профессиональной карьеры (сложность: характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и

личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании

детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д)

 

Особенности именно российской семьи:

 

1. как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной,

2. высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;

3. спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;

4. дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в

жизнь семьи;

5. борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.

П.п. 2-5 выделили Эйдемиллер, Юстицкис

 

Мифы о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин» и о «маскулинизации женщин». Это мифы - ценность семьи растет!!! У нее остались 2 основные функции: эмоциональной поддержки и принятия, и воспитания детей.

 

 

Системный подход к семье - основной в современной психологии семьи.

Семья рассматривается (Минухин, Олсон, Сатир) как 1) открытая самоорганизующаяся социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, 2) реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи. Для нее характерны внешние и внутренние границы и иерархическая ролевая структура отношений.

Границы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным

окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри

семьи (внутренние границы). Границы бывают жесткие и подвижные.

 

Функционирование семьи подчиняется двум основным законам:

  • закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности)
  • закону развития (создание, развитие и прекращение существования), т.е. жизненный цикл.

 

Термин «цикл развития семьи» был впервые ввели Э. Дювалль и Р. Хилл в 1948 г. За основу взяли идею Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Отсюда - каждой стадии жизненного цикла семьи соответствуют свои специфические задачи развития.

 

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи.

 

Есть несколько периодизаций жизненного цикла семьи (Р. Нойберт, В. Баркаи, Хилл), они все основаны на детях - на критерии изменения места детей в семейной структуре и выполнении супругами воспитательной функции.

В периодизации М. Эриксона меньше роль воспитательной функции, у него жизненный цикл семьи составляют периоды:

  • ухаживания,
  • брачного поведения,
  • рождения ребенка и взаимодействия с ним,
  • зрелого брака,
  • отлучения детей от родителей,
  • пенсии и старости.

 

Рассмотрим жизненный цикл семьи по периодизации Б. Картер и М. Макголдрик, 1988.

Критериями этой периодизации являются следующие характеристики семьи:

1) цели;

2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;

3) состав семьи;

4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками (или нормативные кризисы семьи)

 

На каждой стадии может быть:

  • сценарий благополучия, успешное разрешение супругами задач, и
  • сценарий неблагополучия, неспособность разрешить эти задачи (может отражаться потом по следующих стадиях).

 

Жизненный цикл семьи включает шесть стадий (стаж супружества не определяет стадию. Переход семьи на новую стадию определяется решением задач рождения и воспитания детей):

 

Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады».

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности

личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи:

• эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

• развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону),

способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;

• становление Я личности через приобретение профессии и достижение

экономической независимости.

 

Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады».

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи:

• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;

• решение вопросов главенства и установление лидерства;

•распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;

•определение финансово-экономического статуса семьи, организация

семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

• организация досуга;

• брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье;

• формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей по-зиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных

целей;

•установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

 

Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста).

Цель: а) начало реализации функции воспитания детей, б) расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи:

• изменение структурно-функционального строения семьи, две подсистемы: супружеская и родительско-детская;

• формирование родительской позиции матери и отца;

• адаптация семейной системы к включению детей;

• выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

• установление новых отношений с расширенной семьей с включением

для прародителей ролей бабушек и дедушек.

 

Рождение ребенка влечет за собой изменения в жизни семьи в целом и личностном развитии каждого из супругов:

• развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца;

• изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение

функций и появление новых родительских ролей;

• изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений;

• изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.