КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В-17 Семья как целостная система. Жизненный цикл развития семьи
Формы брака На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Воспитание детей также осуществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются всем родом Родство определяется по материнской линии. Матриархат.
Стабильность брачных отношений обеспечила установление отцовства. Патриархат - установление отношения неравенства супругов по типу доминирования — подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье.
В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи: — моногамная (единобрачная: один муж — одна жена) и — полигамная (один муж — несколько жен).
Можно выделить три исторических типа семьи [Голод]: 1. Патриархальный тип, его принципы: — жесткая половозрастная субординации и — отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Двойные стандарты для мужа и жены, в детско-родительских отношениях - дух рабства 2. Детоцентристский тип семьи: Приоритет воспитательной функции, — относительное равноправие супругов, — высокая близость отношений как супругов, так и родителей и детей. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья — малодетная. «Ребенку — лучшее», оборотная сторона такой родительской любви — потворствование детским прихотям. 3. Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Главное - забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности.
Специфика современной семьи:
В истории были шесть стадий развития детско-родительских отношений (автор ЛЛойд-Демоз), стили воспитания: 1) инфантицид (детоубийство) 2) «бросающий» стиль воспитания (вне семьи) 3) амбивалентный (ребенок – «чистая доска» и добыча дьявола, надо лепить его душу, нет учета личности ребенка) 4) «навязчивый» (передача консервативных традиций) 5) социализирующий (подготовка ребенка к самостоятельной жизни) 6) «помогающий» (эмоциональная и духовная близость) 2. Основа супружеского союза - любовь, эмоциональное принятие и поддержка (а не «стерпится — слюбится» (19 век), 3. Семейная система является достаточно открытой — легко вступить в брак, но так же легко и развестись. 4. Переход от расширенной семьи к нуклеарной. 5. Снижение рождаемости 6. Увеличение числа разводов. 7. возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями 8. демократизация отношений в семье, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству; 9. возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. 10. рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. 11. увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» — сознательный выбор супругов. 12. появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят задачи профессиональной карьеры (сложность: характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д)
Особенности именно российской семьи:
1. как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной,
2. высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга; 3. спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность; 4. дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи; 5. борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы. П.п. 2-5 выделили Эйдемиллер, Юстицкис
Мифы о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин» и о «маскулинизации женщин». Это мифы - ценность семьи растет!!! У нее остались 2 основные функции: эмоциональной поддержки и принятия, и воспитания детей.
Системный подход к семье - основной в современной психологии семьи. Семья рассматривается (Минухин, Олсон, Сатир) как 1) открытая самоорганизующаяся социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой, 2) реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи. Для нее характерны внешние и внутренние границы и иерархическая ролевая структура отношений. Границы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). Границы бывают жесткие и подвижные.
Функционирование семьи подчиняется двум основным законам:
Термин «цикл развития семьи» был впервые ввели Э. Дювалль и Р. Хилл в 1948 г. За основу взяли идею Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи. Отсюда - каждой стадии жизненного цикла семьи соответствуют свои специфические задачи развития.
Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи.
Есть несколько периодизаций жизненного цикла семьи (Р. Нойберт, В. Баркаи, Хилл), они все основаны на детях - на критерии изменения места детей в семейной структуре и выполнении супругами воспитательной функции.
В периодизации М. Эриксона меньше роль воспитательной функции, у него жизненный цикл семьи составляют периоды:
Рассмотрим жизненный цикл семьи по периодизации Б. Картер и М. Макголдрик, 1988. Критериями этой периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) цели; 2) задачи, реализуемые для достижения этих целей; 3) состав семьи; 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными установками (или нормативные кризисы семьи)
На каждой стадии может быть:
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий (стаж супружества не определяет стадию. Переход семьи на новую стадию определяется решением задач рождения и воспитания детей):
Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады». Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу. Задачи: • эмоциональная дифференциация Я от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости; • развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера; • становление Я личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.
Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады». Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака. Задачи: • выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада; • решение вопросов главенства и установление лидерства; •распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение;
•определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания); • организация досуга; • брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье; • формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей по-зиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей; •установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).
Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста). Цель: а) начало реализации функции воспитания детей, б) расширение семейной системы с включением в нее новых членов. Задачи: • изменение структурно-функционального строения семьи, две подсистемы: супружеская и родительско-детская; • формирование родительской позиции матери и отца; • адаптация семейной системы к включению детей; • выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация; • установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.
Рождение ребенка влечет за собой изменения в жизни семьи в целом и личностном развитии каждого из супругов: • развитие идентичности супругов на основе принятия ролей матери и отца; • изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей; • изменение ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной, дружеских отношений и увлечений; • изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |