КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема возраста и возрастной периодизации
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывны, другие – что дискретный. Непрерывное развитие: процесс идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого нет. Дискретное развитие: развитие идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется; имеет главный (ведущий) фактор развитие. Поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга.
В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей. Два подхода: Стихийный подход – развитие складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств. Нормативный подход – идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильно организации обучения и воспитания. Выготский делит все периодизации на три группы: 1. Периодизация, построенная на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ним относятся периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Примеры: § К. Бюллер – теория трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект). По его мнению, ребенок начинает что-то осознавать после дошкольного возраста. § Р. Заззо – система воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0-3 – раннее детство; 3-5 – дошкольное детство; 6-12 – начальное школьное образование; 12-16 – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование. § П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов: беззубое детство, молочнозубое, период постоянных зубов. 2. Периодизация, основанная на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Примеры: § З. Фрейд – периодизация с учетом полового созревания. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству. § Л. Колберг сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня: 1). Страх наказания (до 7 лет); 2). Стыд перед окружающими людьми (13 лет); 3). Совесть (после 16 лет). § Э. Эриксон включает в себя 8 этапов Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возраст 1. Доверие – недоверия (1 год) 2. Достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2-4 года) 3. Предприимчивость и чувство вины (4-6 лет) 4. Умелось и неполноценность (6-11 лет) 5. Идентификация личности и путаница ролей (12-15 лет – девочки; 13-16 – мальчики) 6. Близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни) 7. Общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст) 8. Целостность и безнадежность. На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу. § Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие 4 стадии: сенсомоторная (от рождения до 18-24 месяцев); дооперационная стадия (от 1,5-2 до 7 лет); стадия конкретных операций (от 12 до 17 лет). 3. Периодизация на основе существенных критериев, признаков. Примеры: § Л.С. Слободчикова (своя оригинальная периодизация): 1. 1 ступень – оживление (от рождения до 1 года) 2. 2 ступень – одушевление (от 1 года до 5-6 лет) 3. 3 ступень – персонализация (от 6 до 18 лет) 4. 4 ступень – индивидуализация (от 17 до 42 лет) § А. Дистервег установил три возрастные стадии: господства ощущения; господства памяти; господства разума.
Проблема выделения основной возрастной периодизации до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результат изучения психического развития человека. Л. С. Выготский писал: «Только внутренние изменения самого развития. Только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка». Он предложил при создании периодизации использовать анализ ССР и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества. Идеи Выготского и Леонтьева послужили основой для Д.Б. Эльконина для создания возрастной периодизации развития ребенком, которая сейчас считается общепринятой в возрастной психологии.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |