КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формальные операции (11 – 12 – 15 лет)
ПОЗДНИЙ ПИАЖЕ РАННИЙ ПИАЖЕ В ранний период Пиаже объясняет закономерности развития мышления, оперируя двумя факторами – наследственностью и средой. Пиаже использовал новый метод изучения мышления – клиническую беседу. Он считал, что мышление напрямую выражается в речи (ошибка ранней теории).
Пиаже ввел новый метод изучения мышления – метод клинической беседы, т.к. считал, что мышление прямо выражается в речи (из-за этого ошибки его ранних теорий).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ детского мышления Пиаже считал: · Эгоцентризм – перенос внутренних побуждений на реальные связи вещей. Объекты и явления рассматриваются только со своей точки зрения · Магия – словам и жестам придается сила воздействия на внешне предметы · Анимизм – внешние предметы наделяются сознанием и волей · Артифициализм – явления окружающего мира считаются изготовленными людьми для своих целей · Реализм – не может фантазировать и представлять что-что, если никогда этого не видел. · Трансдукция – нет дедуктивного мышления, общения · Синкретизм · Непроницаемость для опыта Развитие мышления происходит в трех направлениях: 1. Разделение субъективного и объективного восприятия мира 2. Развитие умственной позиции 3. Развитие мышления – от восприятия отдельных вещей к восприятию связие между ними.
Периодизация развития мышления ( вытеснение природного и замена на социальное ): 1. Аутистической (от 0 до 2 лет) 2. Эгоцентрическое (от 2 до 12) 3. Социализированное (от 12 и далее) Отличие аутистического от социального:
Существуют два типа отношений: · принуждения (ребенок - взрослый) – приводит к вытеснению аутистической мысли и замене ее эгоцентрическим мышление · сотрудничества (сверстники) – приводят к социализированному мышлению
В концепции Пиаже сформулировано важнейшее положение о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотрудничества. Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью, и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов. Особенности эгоцентрической речи: · не направлена на собеседника · не выполняет коммуникативной функции · ничего не меняет в деятельности · фрагментарна и предикативна
Для оценки динамики изменения эгоцентричной речи ввел понятие коэффициент эгоцентричной речи = отношению количества эгоцентричных высказываний ребенка к общему числу высказываний.
Можно выделить следующие ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЕГО ТЕОРИИ: Плюсы: · описывается специфика детского мышления · констатируется эгоцентризм и ряд других возрастных феноменов развития мышления ребенка · отмечается роль социализации в развитии ребенка как общения (пока еще без действия) Минусы: · не рассматривается развитие мышления ребенка в зависимости от условий его развития. · неверно рассматривается роль эгоцентрической речи в развитии ребенка – как выражение внутреннего содержания сознания, «логики чувств», а не как средство самоорганизации.
Коэффициент эгоцентричной речи резко падал в ситуации когда ребенок видел, что его не понимают сверстники. При затруднениях – всплеск эгоцентричной речи. Эгоцентричная речь – переход от коммуникативной речи к планирующей. Главное отличие Пиаже и Выготского: У Пиаже эгоцентричная речь выражает особую познавательную позицию ребенка, А у Выготского – этап интериоризации речи.
В итоге в современной психологии разделили эти позиции: эгоцентричная речь и речь для себя (РДС). Отличия: Эгоцентричная речь отражает умственный эгоцентризм ребенка, РДС является переходной формой от внешнего к внутреннему способу мышления. Эгоцентричная речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей (коэффициент возраста) Эгоцентризм отмирает с возрастом, РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста.
В своих поздних трудах Пиаже учел активность субъекта как основу развития интеллекта. Четыре основные детерминанты развития интеллекта: · Фактор гомеостаза (равновесия) с внешней средой. Как только нарушается равновесие, организм проявляет активность. · Биологическое созревание. Создает предпосылки развития, но не определяет его содержание. · Собственная активность субъекта · Социальный опыт. Неусвоение социального опыта приводит к развитию интеллекта, а напротив, развитие интеллекта дает возможность для его усвоения. (У Пиаже усвоение социального опыта начинается поздно, в отличие от Выготского) Развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Интеллект выполняет функцию уравновешивания организма и внешней среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры. Приспособление осуществляется с помощью 2-х механизмов: 1. ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям, процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия. 2. аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации, изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. Адаптация – уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Пиаже выделяет две линии развития интеллекта: 1. Развитие познавательной позиции. 2. Изменение структур интеллекта (связывается с развитием действий и формированием операций) Периоды интеллектуального развития: · сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет) · дооператорный интеллект (2 – 7 лет) · конкретные операции (7 – 9 – 10 – 11 лет) · формальные операции (11 – 12 – 15 лет и так далее). Сенсомоторный интеллект (0-2 года). А. Центрация на собственном теле. 1. врожденные рефлексы (1 месяц жизни) – рефлексы сосания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами, упражнение рефлексов. 2. моторные навыки (1 – 4 мес.) – в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой формируются условные рефлексы (схватывание бутылочки с соской). Круговые реакции. 3. циркулярные реакции (4 – 8 мес.) – координация зрения и хватания (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки и т.д.) Вторичные круговые реакции. Б. Объективация практического интеллекта. 1. координация средств и цели (8 – 12 мес.) – действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели, развитие практического интеллекта. 2. случайное открытие новых средств (12 – 18 мес.) – потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы и т.п. Третичные круговые реакции. 3. изобретение новых средств (18 – 24 мес.) – поиск новых решений для достижения целей, решение задач в 2-3 этапа, путем инсайта. Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного и становлением наглядно-образного мышления. Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 - 11-12 лет): А. Дооперациональный интеллект Появление символической функции (речь, игра) и начало интериоризации схем действия.
1. развитие образно-символического мышления, позволяющего ребенку представлять объекты с помощью мысленных образов и обозначать их названиями и символами. 2. Мышление ребенка существенно отличается от мышления взрослого и по форме, по содержанию. Для структуры мышления ребенка свойственны 2 главные особенности: эгоцентризм и синкретичность. 3. Действия внутренние, необратимые. § Стадия интуативно – наглядного мышления (5 – 6 – 7 – 8 лет). 1. Ребенок приобретает способность к расположению объектов по размеру, к их классификации по существенным признакам (например, картинки, изображающие птиц, - к одной группе, рыб – к другой). 2. Сочлененная интуиция Б. Конкретные операции (8 – 11 лет). 1. Формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона. 2. Формируются понятия сохранения. 3. Простая обратимость – способность осуществлять внутреннее обратное действие. 4. Компенсация. 5. Идентичость – принцип неизменности объекта. 6. Формирование системы операций. 1. Мыслительные операции могут осуществляться без какой-либо конкретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции.
Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому. Таким образом, теория Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую. Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |