КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурно-историческая Концепция психического развития Л. С. Выготского
Критика школой Гальперина Задачи на сохранение и инварианотность помогают выявить уровень перехода от дооперационального к конкретно – операциональному интеллекту. Понятие «С.» означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип сохранения массы, он может не понимать принципа сохранения веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (так называемые горизонтальные декаляжи) обусловлены привязанностью ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала. В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (П. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой, выполненных под руководством Гальперина, показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания — критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации.
Важным научным вкладом Л. С. Выготского в создание теории психического развития ребенка стали: · создание учения о структуре и динамике психологического возраста как «единицы» анализа развития. Характеризуется структурой (ССР и новообразования) и динамикой (чередования спокойных и кризисных периодов) · обоснование принципа культурно-исторической природы психики и определение специфики психического развития человека как формирования ВПФ; (психические процессы социальны; интериоризация – процесс перехода социального во внутреннее) · выделение критериев психического развития: формирование ВПФ, психологических новообразований возраста; изменение системного и смыслового строения сознания; · открытие закона развития ВПФ как процесса интериоризации знаков и их значений, процесса генезиса человеческого сознания; · обоснование положения о ведущей роли обучения для психического развития ребенка; · определение критериев развивающего обучения (обучение в зоне ближайшего развития и построение содержания развивающего обучения как системы научных понятий); · разработка новой формирующей стратегии исследования в форме генетико-моделирующего эксперимента. Конкретной формой воплощения такого метода стала методика «двойной стимуляции». · Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания. Культурно-историческая теория – разработана в 20-30 гг. советским психологом Л.С. Выготским при участии его учеников А.Н. Леонтьева и Л.Р. Лурии.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов развития психики в онтогенезе: 1. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания. Отсюда вытекает учение о психологическом возрасте как единице анализа онтогенетического развития. 2. Закон гетерохронности развития – психическое развитие ребенка не совпадает с его хронологическим возрастом. 3. Закон развития высших психических функций (ВПФ) – генезис ВПФ как интериоризация знаков. 4. Закон ведущей роли обучения для развития. 5. Закон системного и смыслового строения сознания раскрывает природы сенситивных периодов.
Главная закономерность развития психики состоит в интериоризации (принятие информации в свой внутренний мир) ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |