Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды эмпиризма




ТЕОРИЯ СОЗРЕВАНИЯ

Критика ВЫГОТСКИМ

Недопустимо сравнивать три принципиально различных линии развития – филогенез, онтогенез и социогенез.

Он критиковал положение о решающей роли наследственности, жестко детерминирующей последовательность и содержание стадий развития.

Он указывал на недопустимость отрицания значимой роли воспитания и обучения и абслоютизации стихийного характера развития.

P.S. Хотя теория рекапитуляции была подвергнута обоснованной и существенной критики, сама идея о наличии параллелей в истории развития человечества и индивидуальном развитии приобрели популярность и оказали влияние на: З.Фрейда, А. Гезелла, Ж. Пиаже, Э. Эрикосна.

Последовательность и содержание стадий психического развития оказываются полностью предопределены последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов ЦНС.

Принципиально отличный момент наследственность определяет только процессы созревания соответствующих структур ЦНС

Критика теории созревания:

1). Стремление биологизировать процесс психического развития человека, рассматривать его как подчиненное общим закономерностям онтогенетического развития всех животных видов без выделения качественного своеобразия онтогенеза человека;

2). Недостаточный учет роли среды, в том числе социальной среды как источника развития, задающего социально детерминированные формы высших психических способностей;

3). Игнорирование активной деятельности самого субъекта и обучения, обеспечивающих присвоение и интериоризацию этих способностей.

АССОЦИАНИЗМ (Дж. Локк, Д. Гартли, Н. А. Менчинская) – закон образования ассоциации. Все психические функции рассматриваются как цепь ассоциаций, определяющая процессы мышления, накопления ассоциаций и их функционирования.

БИХЕВИОРИЗМ провозгласил себя наукой о поведении.

Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция.

Основные направлений в бихевиоризме представлены тремя теориями:

Теорией классического обусловливания, услов­ный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, которая в дальнейшем преобразуется в схему: условный стимул => условная реакция.

Теория оперантного научения Б. Скиннера предлагает считать важнейшим условием выработки нового поведения немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции.

Схема имеет вид: поведение => положительное подкрепление => усиление (повторение) => поведение.

Отличие оперантного от классического состоит в систематическом контроле с целью подкрепления желательного адаптивного поведения.

Теория социального научения А. Бандуры указывает на принципиальные отличия в научении животных и человека. Научение человека осуществляется по механизму социального подражания.

Если у животных выработка нового поведения идет путем проб и ошибок, то у человека — путем имитации поведения социальной модели.

Ученый выделяет следующие этапы научения новому поведению:

· презентация модели поведения, подробное разъяснение;

· имитация, воспроизведение ребенком модели;

· предоставление обратной связи и подкрепления;

· оценка правильности поведения и подкрепление;

· упражнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.