Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устный) Концепция развития интеллекта в трудах Ж. Пиаже




 

Жан Пиаже (1896-1980). Можно выделить два периода его научного творчества – ранний (до середины 1930) и поздний.

· Ранний период (до середины 1930) – объясняет закономерности развития мышления, оперируя двумя факторами – наследственностью и средой.

· Поздний период (с начала 1940) – активность субъекта как основа развития интеллекта.

 

Сравнение ранних взглядов Пиаже и Выготского (критика):

ПИАЖЕ ВЫГОТСКИЙ
Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество – таковы 3 направления, между которыми беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребёнка Аутистичное мышление не может быть исходной стадией в развитии мышления ребенка
Биологическое – изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, вытесняющая биологическое. Недостаточный учет Пиаже предметной практической деятельности в развитии мышления.
Реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения Эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
Существует не только эгоцентризм, но и логический эгоцентризм – логические и онтологические категории ребёнка эволюционируют параллельно. Связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики.
Речь – прямое выражение мышления Эгоцентрическая речь – есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней.
  Пиаже недостаточно принимает во внимание значение социальной ситуации. Говорит ли ребёнок более эгоцентрически или социально – зависит не только от его возраста, но и от условий, в которых он находится.

 

Развитие интеллекта (поздний Пиаже)

· Наследственность – стремление к равновесию

· Среда – обеспечивает возможности

· Важная роль отводится активности субъекта.

Периоды интеллектуального развития:

· сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет) – характеризуется функционированием наглядно-действенного и становлением наглядно-образного мышления. Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривание, хватание, сосание, кусание, жевание и т.д.

· дооператорный интеллект (2 – 7 лет). Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими, как язык, для сообщения этих понятий окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магически» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классификации объектов или событий.

· конкретные операции (7 – 9 – 10 – 11 лет). Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями. На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения

· формальные операции (11 – 12 – 15 лет и так далее). Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически.

Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.