Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи диагностики развития




ИЗ ЛЕКЦИЙ

Условие позитивного развития ребенка.

Его индикаторы:

- психологическое благополучие обоих родителей, но в первую очередь – того, с тем ребенок живет (следовательно повышается роль по реконструкции личностной идентичности, работа с потерей критичности)

- Организация сотрудничества экс-супругов по воспитанию детей. Главное чтоб экс-супруги выполняли договоренности (стабилизация)

- расширение круга общения ребенка, формирование деятельности ребенка с учетом возрастной специфики.

- отказ от манипуляции, от коалиций, помощь родителю в «мы не будем против него» (мать с ребенком не должны создавать коалицию против отца)

 

31. Специфика возрастно-психологического консультирования.Задача, структура, методы.

специфика заключается в том, что:

1. Родитель – инициатор диагностики. Ребенок сам не может обратиться по ряду причин.

2. Отдельные жалобы не прорабатываются, только комплексное психологическое обследование

3. Основа консультирования содержит в себе 3 главных геометрических фигуры:

· График – возрастно-психологические особенности (что есть норма, а что у ребенка)

· Треугольник – ССР, новообразования, деятельность

· Круг – ССР, деятельность, эмоционально-личностная сфера, познавательная сфера.

4. Ну и конечно же – действие во благо ребенка.

5. Можно также вставить про принципы ВПК (вопрос 4)

Специфика ВПК:

1. Специфичность центральной фигуры консультирования – ребенок (он находится в процессе развития).

2. Помимо конкретных жалоб и запросов, предъявляемых родителями, в сознании всегда должен возникать вопрос: «Как протекает развитие ребенка: полноценно/ущербно; гармонично/дисгармонично и т.д.?».

ЗАДАЧИ:

 

Индивидуальная работа с населением по ВПК должна быть направлена:

· на активную пропаганду психологических знаний среди родителей и учителей,

· на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка,

· на разработку рекомендация по организации коррекционно-педагогической работы с детьми.

Общую задачу ВПК составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

· Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка

· Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации

· Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детским патопсихологами и врачами)

· Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц

· Составление (совместно со специалистами по семейной психотерамии) рекомендаций по воспитанию детей в семье

· Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями

· Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

 

У психолога две основы работы по ВПК:

1) Опора на возрастную психологию

2) Опора на знание общего консультирования для работы с родителем (Пример: эмпатичное слушание родителя, безоценочное отношение….)

 

СТРУКТУРА МЕТОДЫ??????????????

Структура ВПК,это скорее всего этапы ВПК:

1) Предварительный этап (сбор информации, анамнезы, выдвижение гипотез, составление плана обследования, выбор методик)

2) Обследование

3) Аналитический этап (обобщение результатов методик, с опорой на литературу, тут мы строим псих диагнозу, увп, рекомендации)

4) Заключительный – беседа с родителями

5) Катамнестический (Бурм любит это, обратная связь от родителя спустя какое то время, он не обязательный, добавлен Бурменской)

 

Методы, это может быть имеется ввиду обследования, методики, анкетирования, беседы, наблюдения и т д

 

32. Возрастной принцип диагностики психического развития ребенка

 

Возрастной принцип диагностики психического развития ребенка был разработан Л.С. Выготским в рамках созданной им концепции возраста. Суть концепции связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функция (восприятие, внимание, мышление и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.

Все явления психического развития рассматриваются в контексте понятия возраста.

Выготский производил выделение стадий по по ССР и новообразованиям.

Впоследствии Леонтьев добавил еще и деятельность.

А Эльконин выделил ССР, ведущую деятельность и новообразования для каждого возрастного периода, чередуя операционально-технические стадии с мотивационными.

Основными составляющим психологического возраста являются:

· Социальная ситуация развития (ММР)

· Деятельность ребенка

· Новообразования в сфере сознания и личности

Согласно возрастному принципу диагностики психического развития ребенка характеристика каждого этапа развития включает в себя:

1. Описание особенностей ССР ребенка (учет отношений с «общественным взрослым», с близкими взрослыми и детьми. Учет опосредованного влияния различных микросредовых условий и особенностей обстановки.

2. Квалификацию развития деятельности. Это исследование реального процесса развития ребенка в его естественной обстановке, достигнутый уровень и особенности строение игровой, предметной и многих других видов деятельности.

3. Оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований). Например, дошкольник – уровень наглядно-образного мышления, общих познавательных мотивов, знаково-символической функции, развития общих представлений о действительности; младший школьник – уровни развития внутреннего (умственного) плана действий, обобщений и ряда других показателей. Во время кризисов содержание диагностируемых показателей должно дополняться симптомами переходных периодов.

С позиции ВПП решение проблем развития, обучения и воспитания ребенка может быть успешным только под углом зрения содержания и закономерностей определенного этапа, на котором находится ребенок.

Существуют возрастные ориентиры нормального развития.

Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся:

· постепенность,

· неравномерность развития,

· наличие “латентных” периодов (скрытое развитие, проявляющееся через некоторое время в виде «рывка)

· различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств,

· своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое.

Диагностика должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить “подгонку ” под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент.

 

Диагностика развития – система исследовательских приемов.

1. Определение реального уровня развития ребенка, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

Определение реального уровня развития нужно для:

· практического вопроса воспитания и обучения ребенка,

· контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития

· установления расстройств в развитии

· мероприятий по охране развития ребенка.

Для определения реального уровня развития нужно изучать:

· последовательность хода развития,

· особенности каждого возраста, стадии и фазы,

· основные типы нормального и аномального развития,

· структуры и динамику детского развития в их многообразии.

2. Нахождение зоны ближайшего развития, т.е. определение процессов, не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания. Выясняя возможности ребенка со взрослым, мы определяем область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны переместиться на уровень реального умственного развития ребенка.

Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.

В отличие от симптоматической диагностики (установление внешних признаков), диагностику, с целью определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося в этих признаках, называть клинической диагностикой.

Переход от симптоматической к клинической диагностике – общий принцип всякой научной диагностики развития.

В историю развития ребенка (Выготский) входит::

· выяснение наследственных особенностей,

· среды,

· история утробного и внеутробного развития ребенка в его главнейших чертах,

· история воспитания личности.

История развития и воспитания должна быть причинным жизнеописанием – изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависимость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое целое.

Центром истории развития ребенка должно быть изучение и установление внутренних связей, в которых раскрывается процесс развития (путь от внешнего к внутреннему). Задачи:

1. Проследить влияние наследственности ребенка через все посредствующие звенья.

2. Наследственный анализ в педологии должен быть неизмеримо шире, чем в патологии, надо выяснить наследование конституционально заложенных черт, проявляющихся в развитии ребенка.

Принципы педологической диагностики Выготского:

1. Делать отдельные выводы по четырем крупным областям поведения (в области двигательной, речевой, приспособления и социального поведения).

2. Этиологической, или причинная, диагностика (педологическая характеристика и диагноз должны вскрыть определенный динамический процесс (а не констатировать).

3. Диагностическое исследование предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью которой определяется самый диагноз.

4. Должны быть вскрыты причины, не только определяющие данное явление в конечном счете, но и ближайшим образом определяющие его.

5. Умения сделать прогноз (предсказать на основе этапов исследования путь и характер детского развития). Существенным моментом прогноза является разбивка его на отдельные периоды.

Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями.


 

 

33. Анализ ССР, его значение в оценке психического развития ребенка в систематизации данных. Факторы риска.

Рассмотрим одну из составляющих понятия возраста – социальную ситуацию развития (ССР).

Каждый возраст (Выготский) характеризуется прежде всего ССР, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе.

С определенной СС неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

Ведущая деятельность в рамках соответствующей ССР, влечет за собой появление новообразований. Они, накапливаясь с течением времени в имеющейся ССР, постепенно приходят в противоречие с этой СР и ведут к ее изменению и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.

Применительно к ИПК анализ ССР ребенка означает одновременный учет трех планов отношений:

· Отношения с «общественным взрослым» (воспитатель, учитель и т.д.) воплощающем в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности

· Индивидуальные, личностные отношения с «близким взрослым» (в первую очередь в семье)

· Отношения с другими детьми (главным образом со сверстниками, или с тем, кого ребенок считает ребенком)

Анализ ССР представляет исследование системы взаимоотношений ребенка со значимым для него лицами.

Данный анализ предполагает участие опосредствованного влияния различных микросредоввых условий и особенностей обстановки – всегда присутствующих тонких (или грубых) различий в условиях жизни детей, т.е. объективной стороны ССР.

Независимо от конкретных отношений прослеживается механизм формирования психологического неблагополучия:

· 1 этап. Появление спокойного эмоционального дискомфорта (страх, обида, гнев и т.д.) в отношениях.

· 2 этап – образование внутреннего конфликта (хочу, но не могу; должен, но не хочу; должен, но не могу). Проблема еще носит латентный характер, она не вида окружающим

· 3 этап: стойкая психологическая дизадаптация (активный или пассивный протест)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.