КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи диагностики развития
ИЗ ЛЕКЦИЙ Условие позитивного развития ребенка. Его индикаторы: - психологическое благополучие обоих родителей, но в первую очередь – того, с тем ребенок живет (следовательно повышается роль по реконструкции личностной идентичности, работа с потерей критичности) - Организация сотрудничества экс-супругов по воспитанию детей. Главное чтоб экс-супруги выполняли договоренности (стабилизация) - расширение круга общения ребенка, формирование деятельности ребенка с учетом возрастной специфики. - отказ от манипуляции, от коалиций, помощь родителю в «мы не будем против него» (мать с ребенком не должны создавать коалицию против отца)
31. Специфика возрастно-психологического консультирования.Задача, структура, методы. специфика заключается в том, что: 1. Родитель – инициатор диагностики. Ребенок сам не может обратиться по ряду причин. 2. Отдельные жалобы не прорабатываются, только комплексное психологическое обследование 3. Основа консультирования содержит в себе 3 главных геометрических фигуры: · График – возрастно-психологические особенности (что есть норма, а что у ребенка) · Треугольник – ССР, новообразования, деятельность · Круг – ССР, деятельность, эмоционально-личностная сфера, познавательная сфера. 4. Ну и конечно же – действие во благо ребенка. 5. Можно также вставить про принципы ВПК (вопрос 4) Специфика ВПК: 1. Специфичность центральной фигуры консультирования – ребенок (он находится в процессе развития). 2. Помимо конкретных жалоб и запросов, предъявляемых родителями, в сознании всегда должен возникать вопрос: «Как протекает развитие ребенка: полноценно/ущербно; гармонично/дисгармонично и т.д.?». ЗАДАЧИ:
Индивидуальная работа с населением по ВПК должна быть направлена: · на активную пропаганду психологических знаний среди родителей и учителей, · на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка, · на разработку рекомендация по организации коррекционно-педагогической работы с детьми. Общую задачу ВПК составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие: · Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психологического развития ребенка · Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации · Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детским патопсихологами и врачами) · Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц · Составление (совместно со специалистами по семейной психотерамии) рекомендаций по воспитанию детей в семье · Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями · Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
У психолога две основы работы по ВПК: 1) Опора на возрастную психологию 2) Опора на знание общего консультирования для работы с родителем (Пример: эмпатичное слушание родителя, безоценочное отношение….)
СТРУКТУРА МЕТОДЫ?????????????? Структура ВПК,это скорее всего этапы ВПК: 1) Предварительный этап (сбор информации, анамнезы, выдвижение гипотез, составление плана обследования, выбор методик) 2) Обследование 3) Аналитический этап (обобщение результатов методик, с опорой на литературу, тут мы строим псих диагнозу, увп, рекомендации) 4) Заключительный – беседа с родителями 5) Катамнестический (Бурм любит это, обратная связь от родителя спустя какое то время, он не обязательный, добавлен Бурменской)
Методы, это может быть имеется ввиду обследования, методики, анкетирования, беседы, наблюдения и т д
32. Возрастной принцип диагностики психического развития ребенка
Возрастной принцип диагностики психического развития ребенка был разработан Л.С. Выготским в рамках созданной им концепции возраста. Суть концепции связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функция (восприятие, внимание, мышление и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития. Все явления психического развития рассматриваются в контексте понятия возраста. Выготский производил выделение стадий по по ССР и новообразованиям. Впоследствии Леонтьев добавил еще и деятельность. А Эльконин выделил ССР, ведущую деятельность и новообразования для каждого возрастного периода, чередуя операционально-технические стадии с мотивационными. Основными составляющим психологического возраста являются: · Социальная ситуация развития (ММР) · Деятельность ребенка · Новообразования в сфере сознания и личности Согласно возрастному принципу диагностики психического развития ребенка характеристика каждого этапа развития включает в себя: 1. Описание особенностей ССР ребенка (учет отношений с «общественным взрослым», с близкими взрослыми и детьми. Учет опосредованного влияния различных микросредовых условий и особенностей обстановки. 2. Квалификацию развития деятельности. Это исследование реального процесса развития ребенка в его естественной обстановке, достигнутый уровень и особенности строение игровой, предметной и многих других видов деятельности. 3. Оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований). Например, дошкольник – уровень наглядно-образного мышления, общих познавательных мотивов, знаково-символической функции, развития общих представлений о действительности; младший школьник – уровни развития внутреннего (умственного) плана действий, обобщений и ряда других показателей. Во время кризисов содержание диагностируемых показателей должно дополняться симптомами переходных периодов. С позиции ВПП решение проблем развития, обучения и воспитания ребенка может быть успешным только под углом зрения содержания и закономерностей определенного этапа, на котором находится ребенок. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества. Для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: · постепенность, · неравномерность развития, · наличие “латентных” периодов (скрытое развитие, проявляющееся через некоторое время в виде «рывка) · различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, · своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Диагностика должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить “подгонку ” под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент.
Диагностика развития – система исследовательских приемов. 1. Определение реального уровня развития ребенка, в результате которого может быть установлен диагноз развития. Определение реального уровня развития нужно для: · практического вопроса воспитания и обучения ребенка, · контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития · установления расстройств в развитии · мероприятий по охране развития ребенка. Для определения реального уровня развития нужно изучать: · последовательность хода развития, · особенности каждого возраста, стадии и фазы, · основные типы нормального и аномального развития, · структуры и динамику детского развития в их многообразии. 2. Нахождение зоны ближайшего развития, т.е. определение процессов, не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания. Выясняя возможности ребенка со взрослым, мы определяем область созревающих интеллектуальных функций, которые в ближайшей стадии развития должны переместиться на уровень реального умственного развития ребенка. Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. В отличие от симптоматической диагностики (установление внешних признаков), диагностику, с целью определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося в этих признаках, называть клинической диагностикой. Переход от симптоматической к клинической диагностике – общий принцип всякой научной диагностики развития. В историю развития ребенка (Выготский) входит:: · выяснение наследственных особенностей, · среды, · история утробного и внеутробного развития ребенка в его главнейших чертах, · история воспитания личности. История развития и воспитания должна быть причинным жизнеописанием – изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависимость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое целое. Центром истории развития ребенка должно быть изучение и установление внутренних связей, в которых раскрывается процесс развития (путь от внешнего к внутреннему). Задачи: 1. Проследить влияние наследственности ребенка через все посредствующие звенья. 2. Наследственный анализ в педологии должен быть неизмеримо шире, чем в патологии, надо выяснить наследование конституционально заложенных черт, проявляющихся в развитии ребенка. Принципы педологической диагностики Выготского: 1. Делать отдельные выводы по четырем крупным областям поведения (в области двигательной, речевой, приспособления и социального поведения). 2. Этиологической, или причинная, диагностика (педологическая характеристика и диагноз должны вскрыть определенный динамический процесс (а не констатировать). 3. Диагностическое исследование предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью которой определяется самый диагноз. 4. Должны быть вскрыты причины, не только определяющие данное явление в конечном счете, но и ближайшим образом определяющие его. 5. Умения сделать прогноз (предсказать на основе этапов исследования путь и характер детского развития). Существенным моментом прогноза является разбивка его на отдельные периоды. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями.
33. Анализ ССР, его значение в оценке психического развития ребенка в систематизации данных. Факторы риска. Рассмотрим одну из составляющих понятия возраста – социальную ситуацию развития (ССР). Каждый возраст (Выготский) характеризуется прежде всего ССР, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе. С определенной СС неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику. Ведущая деятельность в рамках соответствующей ССР, влечет за собой появление новообразований. Они, накапливаясь с течением времени в имеющейся ССР, постепенно приходят в противоречие с этой СР и ведут к ее изменению и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Применительно к ИПК анализ ССР ребенка означает одновременный учет трех планов отношений: · Отношения с «общественным взрослым» (воспитатель, учитель и т.д.) воплощающем в своем поведении социальные нормы и требования, общественные смыслы деятельности · Индивидуальные, личностные отношения с «близким взрослым» (в первую очередь в семье) · Отношения с другими детьми (главным образом со сверстниками, или с тем, кого ребенок считает ребенком) Анализ ССР представляет исследование системы взаимоотношений ребенка со значимым для него лицами. Данный анализ предполагает участие опосредствованного влияния различных микросредоввых условий и особенностей обстановки – всегда присутствующих тонких (или грубых) различий в условиях жизни детей, т.е. объективной стороны ССР. Независимо от конкретных отношений прослеживается механизм формирования психологического неблагополучия: · 1 этап. Появление спокойного эмоционального дискомфорта (страх, обида, гнев и т.д.) в отношениях. · 2 этап – образование внутреннего конфликта (хочу, но не могу; должен, но не хочу; должен, но не могу). Проблема еще носит латентный характер, она не вида окружающим · 3 этап: стойкая психологическая дизадаптация (активный или пассивный протест)
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |