Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческая концепция Б. Скиннера




Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель, Джон Уотсон (1878—1958), сформули­ровал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского behavior — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объек­тивный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми ре­акциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не под­лежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. че­ловек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, ре­гистрировать можно только реакции, внешние действия чело­века и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловли­вают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реак­ции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказы­вать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — ре­акция» S — R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффек­та Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное воз­награждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепле­ния, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведе­ния, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, измене­ние ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, пове­дение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программи­ровать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) под­верг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственно­сти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е тт. бихевиоризм представил свои концеп­ции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью под­ражать поведению других людей с учетом того, насколько бла­гоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние усло­вия; он также постоянно должен предвидеть последствия свое­го поведения путем самостоятельной оценки.

 

ВОПРОС 104

Поведенческая концепция рассматривает личность как си­стему реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скнннера. Скиннер выдвинул тео­рию оперантного бихевиоризма. Его механистическая концепция поведения и разработанная на ее основе технология поведения, используемая в качестве орудия управления поведени­ем людей, получили широкое распространение в США и ока­зывают влияние и в других странах, в частности в странах Ла­тинской Америки, как инструмент идеологии и политики.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скинкер формулирует положение о трех видах поведения: де­зусловно рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но толь­ко ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обита­ния. Реально процесс приспособления строится на основе ак­тивных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному ре­зультату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испус­каются») организмом, некоторые из которых оказываются пра­вильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они яв­ляются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вари­ант программированного обучения. Его принципиальная огра­ниченность состоит в сведении обучения к набору внешних ак­тов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащих­ся, и как следствие этого, обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Ски-нер исключает внутренний мир человека, его сознание из пове­дения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т. п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактив­ное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоя­тельств. Например, интерес соответствует вероятности, явля­ющейся результатом последствий поведения «проявления ин­тереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет прин­ципиального различия между человеком и животным, дости­гает у Скиннера своих пределов. Вся культуралитература, живопись, эстрада — оказываются в его трактовке «хитро­умно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответ­ственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного обще­ства Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии пове­дения. Технология поведения призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихеви­оризме, средством управления поведением не является обра­щение к сознанию людей. Таким средством выступает конт­роль за режимом подкреплений, позволяющий манипулиро­вать людьми.

Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необ­ходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в данный момент (за­кон субъективной ценности подкрепления) и, предоставляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека, или угрожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, возмож­но с высокой вероятностью управлять его поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловлива­ния: «поведение живых существ полностью определяется по­следствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными — живой организм проявит тенденцию повто­рять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъек­тивно оценивает вероятность наступления тех или иных послед­ствий, чем выше-субъективная вероятность наступления нега­тивных последствий, тем сильнее это влияет на поведение че­ловека (закон субъективной оценки вероятности последствий). Субъективная оценка вероятности наступления тех или иных последствий после реакций человека может не совпадать с объективной вероятностью этих последствий, но на поведение влияет именно субъективная вероятность, то, как человеку ка­жется, поэтому один из способов воздействия на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преуве­личение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что вероятность негативных последствий после ка­кой-либо его реакции незначительна, то он готов «рискнуть» и совершить данную реакцию.

ВОПРОС 105




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.