Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансактный анализ общения




Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсут­ствует стремление понять и учитывать особенности лич­ности собеседника, используются привычные маски (веж­ливости, строгости, безразличия, скромности, участли­вости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стан­дартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не заде­вали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого чело­века как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если полу­чили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания лич­ности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности лично­сти, характера, возраста, настроения собеседника, но ин­тересы дела более значимы, чем возможные личностные

расхождения.

5) Духовное, межличностное общение друзей, когда мож­но затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. 6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонст­рация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение за­крытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют ха­рактера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблю­дай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3),симпатии — «будь добро­желателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативности — «твой вклад должен быть таким, какого требует совмес­тно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточнос­ти информации — «говори не больше и не меньше, чем требу­ется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) «выражай мысль ясно и убе­дительно для собеседника»; 6) «умей слушать и понять нуж­ную мысль»; 7) «умей учесть индивидуальные особенности со­беседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип «вежли­вости», а другой — на принцип кооперативное™, они могут лопасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следова­тельно, правила общения должны быть согласованы и соблю­дены обоими участниками.

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слу­шать.

 

ВОПРОС 120

Трансактный анализ общения выделяет три основные по­зиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднок­ратно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но, одновременно, и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегае­мой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровитель­ство, но, одновременно, и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять пози­цию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдерж­ку, солидность, ответственность за свои поступки, равнопра­вие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, стар­шей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, началь­ника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ре­бенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли со­седа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности: 1) «ка­рающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, ка­рает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, под­держивает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бун­тующего ребенка» (ведет себя по принципу «Не хочу, не буду,, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т, п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, которые могут понять друг друга, и двух собеседников с позиции Ребенка.

 

 

 

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрос­лую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно от­нестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взросло­го, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрос­лого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ре­бенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребе­нок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (со­циальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продав­ца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

 

 

вопрос 121




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.