Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Модель стратегий НЛП




Искажение

Обобщение

Опущение

Картографирование»: создание «карт» для описания территории

Бэндлер и Гриндер считают, что при создании внутренних «карт» мира (наших «программ») мы используем три процесса моделирования. Это опуще­ние, обобщение и искажение, и они определяют то, как мы абстрагируемся от территории и преобразу­ем ее в репрезентативную «карту».

Мы осуществляем опущение из-за того, что не можем обработать все миллиарды бит информации, вторгающиеся в нашу нервную систему в каждый конкретный момент. Это ошеломило бы нас. Наш сенсорный аппарат также не позволяет ввести все доступные данные. Наши глаза видят только очень узкую часть светового спектра. Наши уши восприни­мают только очень узкий диапазон звуковых частот. Итак, мы имеем дело с реальностью не непосред­ственно, а косвенно, при помощи мозга и нервной системы. Мы регистрируем только малую часть по­ступающих образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Избирательно обрабатывая информацию, наш мозг защищает нас. Опущение становится проблемой только тогда, когда мы опускаем существен­ные или важные элементы информации.

Хаксли (Huxley, 1954) говорит, что функция моз­га и нервной системы заключается в:

«защите нас от ошеломления и замешатель­ства, вызванного огромным количеством по большей части бесполезной и нерелевантной информации, посредством отбрасывания в каж­дый момент большей части того, что в противном случае мы должны были бы воспринять или за­помнить. Для обеспечения биологического вы­живания информация должна поступать в созна­ние через редукционный клапан мозга и нервной системы. То, что выходит с другой стороны, пред­ставляет собой ничтожно маленькую струйку осознанной информации, которая помогает нам выжить на этой планете»

Далее он описывает, как при помощи языка мы выражаем и подтверждаем переживание «мира уменьшенной осведомленности».

Миллер (Miller, 1956) в своей классической рабо­те утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 ± 2 элементам информации за раз. Это значитель­но ограничивает наши знания и нас самих. Поэтому для того чтобы наше «подсознание» управляло восприятием, научением и «программами», они должны стать привычными. Когда мы многократно повторяем определенный мыслительный паттерн, он выпадает из сознания, как если бы мы хранили его неосознанно. В этой модели осознание считается «ре­зультатом деятельности нервной системы». Репре­зентация становится осознанной только тогда, когда достигает определенного уровня интенсивности. Осознание может работать с 7 ± 2 элементами ин­формации за раз (элементы в сознании связаны с формированием паттерна опыта, который мы еще не сделали неосознанным), поэтому, когда информация достигает статуса ТОТЕ, она выпадает из сознания, освобождая его для новой информации.

Миллер (Miller, 1956) в своей классической ра­боте утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 ± 2 элементам информации за раз.

Чрезмерное количество информации приводит к тому, что мы делаем обобщения, нужные для резюмирования паттернов. Обобщая при помощи катего­ризации, организации, абстрагирования и перевода знаний на более высокий уровень, мы упрощаем мир. Мы делаем обобщения, относя предметы с похожей функцией, структурой, природой и т. д. к одной категории. Обобщая, мы опираемся на гештальты значений, значимые конфигурации и синтез информа­ции. Мы ищем паттерны, и когда находим повторяющийся время от времени опыт, мы часто приходим к заключению, что имеем дело с паттерном. Это со­храняет нам время и избавляет от проблем, так как мы не должны постоянно сталкиваться с новым ми­ром. Мы делаем обобщения, чтобы внести в мир по­рядок и значение; это основано на нашей способности замечать паттерны похожих синтаксиса, содержа­ния, формы и значения.

При построении моделей мы неизбежно искажаем информацию, опуская и обобщая данные. Мы воспринимаем территорию через наши фильтры восприятия. Когда мы встраиваем наши программы, наши «мысли» (репрезентативные системы) перемещаются на более высокий логический уровень в качестве убеждений, ценностей и установок (искажения более высокого уровня). Когда мы «видим» в чем-то потенциал, мы искажаем. Когда мы наделяем что-то значением или ценностью, мы искажаем. Этот процесс моделирова­ния не является ни хорошим, ни плохим, просто наша нервная система таким образом обрабатывает и орга­низует данные. Следовательно, «цвет» существует не во внешнем мире, а внутри нашей нервной системы.

Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) «организует» нас. В конечном счете, формат искажения психологически организует саму нашу «суть» или личность (то, как мы думаем, воспринимаем, чувствуем, оцениваем, верим и поступаем). Иначе говоря, наши «карты» рефлексивны в том смысле, что они формируют нас по своему образу. Убеждения и ценности, берущие начало в «картографировании», вызывают у нас «состояния сознания», которые, в свою очередь, определяют, мотивируют нас и управляют нами. Это создает особенности нашей «личности» (Hall & Воdenhamer, 1997b) перемещения по реальности. Это объясняет, почему очень интеллектуальные люди могут совершать глу­пые поступки. У них есть внутренняя «карта», кото­рая потребовала этого! Их «карты» «программиру­ют» или контролируют их восприятие, поведение, коммуникации, навыки, состояния и т. д. Если их «карты» привели к опущению чего-то существенно­го, к поспешному обобщению принципа, правила или убеждения, к чрезмерному искажению, то програм­мы (стратегии) могут организовать и мотивировать их непродуктивным образом.

Что же является результатом опущений, обоб­щений и искажений? Внутренняя «карта» мира - парадигма. Мы создаем эту «карту» для того, чтобы перемещаться по реальности.

Эти процессы и знания мы называем стратегиями. Когда мы «запускаем мозг» и нервную систему с определенным образом структурированными и органи­зованными опущениями, обобщениями, искажениями и т. д., наш мозг привыкает «приходить в одно и то же место». Он разрабатывает стратегию, или последова­тельность использования репрезентативных систем, для создания опыта. По этой причине мы говорим, что каждый опыт имеет внутреннюю структуру. Даже у таких дезорганизованных состояний, как безумие, за­мешательство, стресс, промедление и т. д., есть опре­деленный специфический сенсорный план.

Стратегии являются просто формальными описани­ями того, что мы делаем внутри своей головы и нервной системы для создания конкретного поведения, состоя­щего из мыслей, эмоций, убеждений, ценностей, состо­яний, навыков, опыта, коммуникации или чего-нибудь еще. Все виды поведения (обучение, запоминание, мо­тивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) яв­ляются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.

Каждая форма искажения (например, убеж­дения, ценности, образы восприятия) «орга­низует» нас.

Все виды поведения (обучение, запомина­ние, мотивация, выбор, коммуникация, изме­нение и т. д.) являются результатом система­тически упорядоченных последовательно­стей сенсорных репрезентаций.

Заключение

В этом простом введении в понятия, составляю­щие «сознание», «личность» и субъективный опыт человека, описаны неотъемлемые элементы нашего поведения. Теперь нас интересует, как эти элементы объединяются и сочетаются для создания «субъек­тивного опыта».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.