Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каролингское возрождение




Карл Великий был помазан на царство в 754 при жизни отца, Пипина Короткого; до 771 правил совместно с братом Карломаном. Завоевания Карла Великого (в 773-74 Лангобардского королевства в Италии, в 772-804 области саксов и др.)[72] привели к образованию обширной империи. Политика Карла Великого (покровительство церкви, судейские и военные реформы и др.) содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Целью деятельности Карла было создание благоустроенного христианского государства. Войны Карла ставили целью расширение христианского мира. За время его царствования франки совершили 53 похода, из них 27 возглавлял сам Карл; за период его правления Франкское государство увеличилось вдвое. 25 декабря 800 года в Соборе Св. Петра папа Лев III короновал Карла императором.

Культурный подъем в империи Карла Великого и его преемников на территории современных Франции и Германии в 8-9 вв. позднее был назван «Каролингским возрождением». Для каролингской культуры характерно обращение к античному наследию. Центром Каролингского возрождения стала так называемая Академия, придворный кружок, которым руководил англосакс Алкуин [73] и членом которого был Карл Великий. Ко двору Карла и его наследников были приглашены наиболее образованные люди того времени, среди них — выдающийся мыслитель раннего средневековья Иоанн Скот Эриугена. Карл Великий, до конца дней остававшийся неграмотным, уделял большое внимание образованию. В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 — об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным). В государстве всячески культивировалась латинская словесность. Карл интересовался также германскими древностями, повелел записывать песни и сказания на народных языках, составить германскую грамматику. Развивались историография, возобновился биографический жанр. В церковных центрах и монастырях (Тур, Корби, Реймс, Фульда, Рейхенау) возникли школы и скриптории, распространился новый шрифт (каролингский минускул). Подъем переживали архитектура [культовые центрические (капелла в Ахене, 798-805 гг.) и базиликальные постройки, нововведением был вестверк (Корвей, 873-885), светские здания, пфальцы, бурги, известные в основном по описаниям] и изобразительные искусства: монументальная живопись (мозаики, фрески, сохранилась во фрагментах), книжная миниатюра, косторезное мастерство и ювелирное искусство; развивались литье, чеканка, гравировка по металлу. Хорошо сохранились каролингские рукописи, украшенные миниатюрами, с богатыми ювелирными окладами и вставками из слоновой кости. Иллюстрировались Библия и богослужебные книги (евангелисты, ветхозаветные и евангельские сцены, портреты каролингских правителей). Сюжетные изображения появляются в инициалах. Скульптура представлена главным образом рельефами слоновой кости, по стилю близкими к миниатюрам, статуями-реликвариями, окладами алтарей («Алтарь Вольвинуса», ок. 835, Милан).

Значительные изменения в эпоху Каролингского возрождения произошли в певческой литургии. Каролинги позаботились о единстве, упорядочении церковного мира в империи. В 754 году мецский епископ Хродеганг (папский легат в Галии) учредил правило “Regula canonicorum”. Оно стало нормой организации церковной и монашеской жизни франкского королевства[74]. В 816 году на Аахенском Соборе это Правило было принято в качестве обязательного для всех франкских церквей (просуществовало до 11 века).

Карл Великий вместе с Алкуином объезжал монастыри и стремился установить единообразный порядок литургической практики на всей территории Франкской империи.

В монастырях сложилась традиция нескольких суточных богослужений, именуемых службами Оффиция. Согласно трактату 1196года “Praepositini Gremonensis. Tractatus de officiis” суточных служб 8:

1. Утреня (Laudes): начало в полночь или в два – в половине третьего пополуночи.

Пролог: символ веры, «призывательный» псалом (XCIV) и гимн.

Основная часть: три идентичных по составу «полунощницы» (nocturnus). В каждую из полунощниц входит три псалма, три чтения (тексты Писания, проповеди пап и отцов церкви, отрывки из богословских трактатов) и три респонсория. Пение респонсория начинал солист, исполнявший основной его текст, который сразу же повторялся хором, затем солист пел начало великого славословия («Слава в вышних Богу), хор повторял текст респонсория, солист пел малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу), хор – вторую часть основного текста, солист – весь текст. В конце утрени – «Песнь хвалебная» («Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем»).

2. Хваления (Matutium): половина пятого – пять часов утра.

Пять псалмов, гимн, песнь (ветхозаветный лирический текст, менявшийся по дням недели), новозаветное благодарение Захарии (Лука, I, 68-70), две молитвы и “антифон блаженной деве Марии” (шестистрочный гимн в честь Богородицы).

3. Первый час: шесть часов утра. Гимн, псалом, малый респонсорий, чтение из мартиролога, две молитвы и малое чтение.

4. Третий час: девять часов. Месса.

5. Шестой час: полдень.

6. Девятый час: три-четыре часа пополудни.

Службы Шестого и Девятого часа идентичны: гимн, псалом, малый респонсорий, молитва.

7. Вечерня (Vesper): половина пятого пополудни.

Пять псалмов, гимн, «песнь» Богородицы («Величит душа моя Господа» - Лука, II, 45-55), две молитвы, антифон Деве Марии.

8. Повечерие (Completorium): шесть часов вечера.

Малое чтение, исповедание грехов понедельным целебрантом, хоровое исповедание грехов, псалом, гимн, малый респонсорий, «песнь» Симеона Богоприимца» («Ныне отпущаеши» - Лука, II, 29-32), две молитвы, антифон деве Марии, символ веры.

Главное богослужение католической церкви - Месса (от лат. missio – освобождаю, отпускаю). Символический смысл мессы связан с таинством евхаристии – обрядом причащения. При причащении человек под видом хлеба и вина принимает плоть и кровь Иисуса Христа, становится, таким образом, причастным к Христу.

Христианское объяснение семантики причащения находится в евангельском предании о тайной вечере:

53 «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нём».

(Евангелие от Иоанна, 6: 53-56)

Однако истоки этого обряда лежат в дохристианских культах: в митраизме, оргиастических мистериях Диониса, культе Бахуса, критских орфических мистериях и др. Обряд вкушения плоти и крови бога по своему происхождению восходит к первобытным временам и к тотемическим культам. В религиях первобытности и древности было широко распространено представление о том, что, принимая внутрь частицу тела своего божества, человек обретает его силы и мудрость, его доблесть и хитрость. Будучи центральным элементом христианского культа, обряд причащения сыграл большую роль в оформлении всего богослужения.

Центральное католическое богослужение делится на две части: литургию оглашенных и литургию верных.

I. Месса оглашенных: первая часть службы, к которой наряду с членами церкви допускались и «оглашенные», то есть лица, готовящиеся к крещению, но ещё не прошедшие через это таинство.

Интроит (входная): песнопение хора, сопровождающее процессию духовенства из ризницы к алтарю; исполнение антифонное – перекличка двух полухорий.

Kyrie eleison («Господи, помилуй»): хор.

Gloria («Слава в вышних Богу»), так называемое «великое славословие»: хор.

Коллекта («Сборная молитва»); в древней литургии отмечала момент полного сбора паствы; произносится целебрантом – священником, совершающим литургию.

Послание: отрывок из «Посланий» или «Деяний» апостолов; читается иподиаконом.

Градуале: псалмопение с амвона на данный день церковного года; исполнение со ступеней амвона (gradus – cтупень), респонсориальное – хор и солист.

Аллилуйя: исполнение респонсориальное; по траурным дням сменяется «трактом», единственным сольным песнопением мессы.

Евангелие: читает диакон.

II. Месса верных: таинство евхаристии; оглашенные из церкви удаляются.

Credo: хор

Офферторий: песнопение хора, сопровождавшее всенародное приношение к алтарю даров.

1. Проскомидия: приготовление даров.

Молитва о принятии даров: псалом XXV; читает целебрант.

Молитва о благоприятствии жертвы: читает целебрант.

“Тайная молитва”: читает целебрант.

2. Освящение даров.

Приступ: хор и целебрант.

Канон Sanctus: неизменная часть мессы

3. Причащение.

«Отче наш».

Коммунио: молитва при причащении целебранта.

Посткоммунио: молитва «по причащении».

4. Отпущение от мессы.

Текст мессы складывался постепенно, на протяжении нескольких веков (c II века). Окончательное утверждение католического ритуала произошло в каролингскую эпоху. Текст мессы включает обязательные, неизменные части – Ordinarium, и подобающие – Proprium, изменяющиеся в зависимости от церковного календаря.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.