Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Tonus primus Protus authenticus d e f g a h c d Дорийский




G F ES D C

C D E F G

Речитация

МЕССА

→ пение

Проприй ← Ординарий →

(Proprium) ---- (Ordinarium) ----

 

(антифон) ← Introitus (вход)

Kyrie eleison

Gloria

---- Oratio (молитва дня)

---- Epistel (послание)

(респонсорий) ← Graduale

(респонсорий) ← Alleluia

(Tractus)

---- Evangelium

Credo

(антифон) ← Offertorium (дароприношение)

---- Secreta (молитва о дарах)

Praefatio (приготовление)----

Sanctus

Pater noster ----

Agnus Dei

(антифон) ← Communio (причащение)

---- Postcommunio

Ite, missa est

(идите, отпущено)

(Benedicamus) →

Тексты суточных богослужений – Оффиция – также делятся на Ordinarium иProprium. К текстам ординариума в службах оффиция относятся “Te Deum” в Matutium, “Canticum Zachoriae” в Laudes, “Magnificat” в Vesper, “Canticum Simeonis” в Completorium.

Песнопения певческого репертуара, сложившегося в империи Франков в VIII-IX столетиях в период целенаправленной деятельности церковных и светских властей по реорганизации галликанского обряда по римскому образцу, получили название григорианского хорала. Данному репертуару было присвоено имя влиятельного римского папы Григория Великого (ок. 540-604 гг., понтификат 590-604 гг.). Собственно к хоралам этого периода времени он имел опосредованное отношение - каролингские систематизаторы использовали лишь авторитет его имени. Прямых материальных свидетельств певческой практики докаролингской эпохи нет. Однако в целом традицию пения того времени можно представить по описаниям, сохранившимся в различных источниках.

Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим. С точки зрения соотношения текста и музыки, выделяются три стиля распевания текста: силлабический (одному слогу текста соответствует один тон мелодии), невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии) и мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии).

Первыми свидетельствами систематизации певческого репертуара на Западе - каролингской кодификацией хорала - являются тонарий Сен-Рекье и тонарий Меца, датированные концом VIII - началом IX столетий. Они представляют собой певческие сборники, где содержатся начальные тексты песнопений, расположенных согласно восьмиладовой схеме. Письменная фиксация мелодий в них отсутствует. Тем не менее, каролингские тонарии играют важную роль в становлении письменной традиции певческого репертуара на Западе.

Более ранним считается тонарий аббатства Сен-Рекье в Пикардии, появившийся незадолго до 800 года. Schola cantorum возглавлял ученик Алкуина Ангельберт. Предполагают (Мишель Югло), что около 800 года аббатство посетил Карл Великий (еще до коронации) вместе с Алкуином, который, по всей вероятности, и познакомил Ангельберта со своими теоретическими представлениями. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы с I по V лад. Лады представлены как парные модели (автентический и плагальный) – что отлично от византийской классификации ихосов (сначала 4 прямых, затем 4 плагальных). Помимо этого для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи. Ограниченное количество песнопений свидетельствует о том, что этот тонарий служил образцом примерного упорядочения песнопений, а не справочной книгой для кантора.

Певческая школа Меца является одной из наиболее известных в империи Франков. Она была основана епископом Хродегангом (742-766 гг.), который взяв за основу правила бенедиктинцев, учредил в Меце свое каноническое правило «Regula canonicorum». Расцвет школы в Меце связывают с именем Альдрика (также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик. Теоретическая часть тонария во многом зависима от трактата Алкуина.

В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата; песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан»[75]. В трактате отсутствует невменная фиксация.

В дальнейшем, от трактата Меца путь ведет к трактату Аврелиана «Musica disciplina» («Наука музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.

Широко известные нам научные представления о ладовой системе хорала с устойчивым описанием восьми октавных рядов принадлежат эпохе после XII века. Однако данная ладовая система сложилась в каролингскую эпоху, хотя и не является плодом теоретического осмысления исключительно западноевропейских теоретиков. Она была заимствована Западом в VIII столетии из Византии. В ее основе - византийский Октоих Иоанна Дамаскина.[76] Этот философ был не только автором целого ряда крупных богословских трактатов. Дамаскин ценился весьма высоко как поэт-гимнолог. Его служба на Пасху (особенно пасхальный канон), каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознеceниe, его осьмигласник («Октоих» — воскресные службы, разделенные на 8 гласов) — превосходные, истинно поэтические произведения. Всех канонов им написано до 64. Еще при жизни песнопения Дамаскина распространились далеко за пределами Греции. За необычайный поэтический дар ему было дано прозвание «Златоструйный». Введение в богослужение песнопений Дамаскина изменило весь строй Восточной церкви. По повелению Карла Великого, Октоих И. Дамаскина был принят к употреблению и в Западной церкви. Впервые сведения о восьми церковных ладах появляются в трактате Флакка Алкуина “De musica”. Эти же идеи разрабатывались и в целом ряде других трактатов каролингской эпохи - “Musica disciplina” Аврелиана из Реоме, “De musica” Хукбальда, анониме “Alea musica”. В них зафиксированы принципы формульного лада с его формообразующими категориями, представлена классификация интервалов – консонанс, диссонанс, установлен октавный характер восходящего звукоряда, разработана нотация.

В эпоху раннего средневековья тип мелодики носил формульный характер. Мелодика хорала с ее постоянным вращением вокруг определенного набора интонаций, словно в зеркале отражала неизменную повторяемость извечных событий Священной истории, обусловленную календарной цикличностью церковного года. Феномен мелодической типизации (формульности) напевов был обусловлен способом бытования хоральных песнопений – устной традицией передачи.

Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул:

· типовые построения, из которых слагаются напевы песнопений;

· мелодические построения вспомогательной функции («ноэаны», невмы), которые предназначались для облегчения отбора песнопений в службу, для напоминания певцам знакомого комплекса интонаций напева, различения ладов и т.д.

· формулы псалмовых тонов – initium (начальная), mediation (серединная), termination (завершающая).

Самые ранние свидетельства о церковных ладах исследователи связывают с именем Амвросия Медиоланского (340-397гг.). Греки назвали декламирование слов на определенных тонах ήχος - ихос – «оглашающий» [славянский вариант его перевода – глас].

В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры».

Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях.

Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):

 

Нисходящий пентахорд – плагальный ихос (ήχος πλάγιος) – согласно Плусидиану, «лад косвенный, непрямой», «пассивно опускающийся»:

Выделялись 4 прямых ихоса – c d e f g; d e f g a; e f g a h; f g a h c; и 4 плагальных – c d es f g; d es f g a; es f g a b; f g a b c[77].

В дальнейшем византийское осмогласие преобразовалось в ладовую систему древнерусского, григорианского и армянского пения.

К середине Х века сложились три системы обозначения средневековых ладов . Фрагмент из анонимного трактата начала Х века знакомит нас с двумя из них:

«Итак, мы делим мелодии … на восемь тонов, дифференции и особенности которых церковному певцу … предосудительно не знать. Их этих /тонов/ четыре суть – главные, четыре же других, соответственно, подчиняются каждому из них, согласно порядку сему. Первый главный тон среди певцов называется authentusрrotus, то есть первый основной. Ему подчиняется plagisрrotus, который зовется побочным или косвенным первым. Второй главный тон именуется authentusdeuterus, что есть второй основной, и с ним связан plagisdeuterus, то есть второй побочный. Третий главный – это authentustritus или третий основной, а с ним plagistritus, то есть побочный третий. Четвертый главный - authentus tetrardus, чьим подчиненным будет plagistetrardus или побочный четвертый».

К этим названиям были добавлены греческие имена ладов[78], и в результате целостная система названий средневековых ладов выглядит следующим образом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.