![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Tonus primus Protus authenticus d e f g a h c d Дорийский
G F ES D C C D E F G Речитация МЕССА → пение Проприй ← Ординарий → (Proprium) ---- (Ordinarium) ----
(антифон) ← Introitus (вход) Kyrie eleison → Gloria → ---- Oratio (молитва дня) ---- Epistel (послание) (респонсорий) ← Graduale (респонсорий) ← Alleluia (Tractus) ---- Evangelium Credo → (антифон) ← Offertorium (дароприношение) ---- Secreta (молитва о дарах) Praefatio (приготовление)---- Sanctus → Pater noster ---- Agnus Dei → (антифон) ← Communio (причащение) ---- Postcommunio Ite, missa est → (идите, отпущено) (Benedicamus) → Тексты суточных богослужений – Оффиция – также делятся на Ordinarium иProprium. К текстам ординариума в службах оффиция относятся “Te Deum” в Matutium, “Canticum Zachoriae” в Laudes, “Magnificat” в Vesper, “Canticum Simeonis” в Completorium.
Григорианское пение каролингской эпохи – сугубо одноголосное, исполняемое мужским хором. По своему характеру – сдержанное, возвышенное, отрешенное. Мелодия хорала - плавная, ритмически выровненная, с преобладанием поступенного развертывания, где восходящее движение уравновешивается нисходящим. С точки зрения соотношения текста и музыки, выделяются три стиля распевания текста: силлабический (одному слогу текста соответствует один тон мелодии), невматический (один слог текста распевается на два-три-четыре тона мелодии) и мелизматический (один слог распевается длительное время – более четырех тонов мелодии). Первыми свидетельствами систематизации певческого репертуара на Западе - каролингской кодификацией хорала Более ранним считается тонарий аббатства Сен-Рекье в Пикардии, появившийся незадолго до 800 года. Schola cantorum возглавлял ученик Алкуина Ангельберт. Предполагают (Мишель Югло), что около 800 года аббатство посетил Карл Великий (еще до коронации) вместе с Алкуином, который, по всей вероятности, и познакомил Ангельберта со своими теоретическими представлениями. Тонарий сохранился не полностью, но в дошедшем до нас фрагменте содержится классификация хоралов мессы с I по V лад. Лады представлены как парные модели (автентический и плагальный) – что отлично от византийской классификации ихосов (сначала 4 прямых, затем 4 плагальных). Помимо этого для каждого лада в тонарии приводятся по 4-5 интроитов, коммунио, офферториев и градуалов, и по 2-4 стиха аллилуйи. Ограниченное количество песнопений свидетельствует о том, что этот тонарий служил образцом примерного упорядочения песнопений, а не справочной книгой для кантора. Певческая школа Меца является одной из наиболее известных в империи Франков. Она была основана епископом Хродегангом (742-766 гг.), который взяв за основу правила бенедиктинцев, учредил в Меце свое каноническое правило «Regula canonicorum». Расцвет школы в Меце связывают с именем Альдрика (также обучавшегося у Алкуина в дворцовой школе Аахена). По мнению исследователя Вальтера Липпхардта, первоначально над тонарием работал Алкуин, а затем его переработал Альдрик. Теоретическая часть тонария во многом зависима от трактата Алкуина. В тонарии Меца структура более сложная: она содержит два теоретических трактата; песнопения в тонарии группируются согласно восьмиладовой схеме, по признаку соответствия дефиниций (каденционных формул) и идентификации антифонов по ладовым моделям типа «ноэан»[75]. В трактате отсутствует невменная фиксация. В дальнейшем, от трактата Меца путь ведет к трактату Аврелиана «Musica disciplina» («Наука музыки») – одному из крупнейших музыкально-теоретических трактатов каролингской эпохи.
Термин интонационная формула утвердился в медиевистике после публикации книги Т. Бейли (Bailey T. The Intonational Formulas of Western Chant. Toronto, 1974). Выделяются несколько типов формул: · типовые построения, из которых слагаются напевы песнопений; · мелодические построения вспомогательной функции («ноэаны», невмы), которые предназначались для облегчения отбора песнопений в службу, для напоминания певцам знакомого комплекса интонаций напева, различения ладов и т.д. · формулы псалмовых тонов – initium (начальная), mediation (серединная), termination (завершающая).
В одном из Византийских трактатов читаем: «Что такое ихос? Ихос – это то, что возбуждено дыханием, выдуто и воспринято многими отголосками, словно колебание инструмента, отраженное посредством панциря или шкуры». Образованию византийского осмогласия способствовало освоение богатейшего музыкально-теоретического наследия античности. В результате сформировался звукоряд из 5 ступеней – пентахорд – с III ступенью в качестве центрального основного тона. Состав пентахорда: Т + Т + 1/2Т + Т. Самый первый пентахорд – протопентахорд – послужил моделью для создания восьми ихосов и имел два наклонения: восходящее (активное, целеустремленно направленное вверх) и нисходящее (пассивное, опускающееся грузно вниз). Он перестраивался при помощи полутонового сдвига центрального тона. Интервальный состав сохраняется в обоих направлениях. Восходящий пентахорд – прямой ихос (ήχος, όρθός):
Нисходящий пентахорд – плагальный ихос (ήχος πλάγιος) – согласно Плусидиану, «лад косвенный, непрямой», «пассивно опускающийся»: Выделялись 4 прямых ихоса – c d e f g; d e f g a; e f g a h; f g a h c; и 4 плагальных – c d es f g; d es f g a; es f g a b; f g a b c[77]. В дальнейшем византийское осмогласие преобразовалось в ладовую систему древнерусского, григорианского и армянского пения. К середине Х века сложились три системы обозначения средневековых ладов «Итак, мы делим мелодии … на восемь тонов, дифференции и особенности которых церковному певцу … предосудительно не знать. Их этих /тонов/ четыре суть – главные, четыре же других, соответственно, подчиняются каждому из них, согласно порядку сему. Первый главный тон среди певцов называется authentusрrotus, то есть первый основной. Ему подчиняется plagisрrotus, который зовется побочным или косвенным первым. Второй главный тон именуется authentusdeuterus, что есть второй основной, и с ним связан plagisdeuterus, то есть второй побочный. Третий главный – это authentustritus или третий основной, а с ним plagistritus, то есть побочный третий. Четвертый главный - authentus tetrardus, чьим подчиненным будет plagistetrardus или побочный четвертый». К этим названиям были добавлены греческие имена ладов[78], и в результате целостная система названий средневековых ладов выглядит следующим образом:
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |