Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финалис d d e e f f g g




Лады I II III IV V VI VII VIII

VIII. Tonus octavus Tetrardus plagalis d e f g a h c d Гипомиксолидийский

VII. Tonus septimus Tetrardus authenticus g a h c d e f g Миксолидийский

VI. Tonus sextus Tritus plagalis c d e f g a h c Гиполидийский

V. Tonus quintus Tritus authenticus f g a h c d e f Лидийский

IV. Tonus quartus Deuterus plagalis h c d e f g a h Гипофригийский

III. Tonus tertius Deuterus authenticus e f g a h c d e Фригийский

II. Tonus secundus Protus plagalis a h c d e f g a Гиподорийский

К этому же времени были выработаны и основные тоновые категории средневековых ладов:

Реперкусса тон псалмодирования.

Финалис конечный тон

Амбитус – объем напева.

Они выполняли важную функцию, являясь факторами, помогающими определить принадлежность той или иной мелодии к одному из ладов. Их соотношение образует основу структуры каждого из ладов. «Лад есть такая закономерность, по которой можно распознать любую церковную мелодию и судить о ней, рассматривая начало, середину и конец» - Й. де Грокейо трактат “De muzica”.

 

Амбитус d-d ı A-a e-e ı H-h f-f ı c-c ı g-g ı d-d ı

Реперкусса a f c ı (h) a (g) c ı a d ı c ı (h)

 

В середине IX века канонический певческий репертуар стал обогащаться за счет включения секвенций и тропов.

Секвенция от лат. sequentia – sequor – следовать, идти за. Музыкально-поэтический жанр, возникший в середине IX века (приписывается монаху из Санкт-Галленского монастыря Ноткеру Заике) как расширение оригинальных юбиляций, следующих за Аллилуйей (от древне-еврейского халлейлуйя – хвалите Бога), предваряя чтение Евангелия. Первоначально после исполнения Аллилуйи и последующего стиха – Versus, появились ликующие юбиляции на гласные, затем эти «вокальные каденции» (по выражению Ю. Холопова) стали снабжаться текстом (по принципу силлабической подтекстовки) - prosa ad sequentia. Наибольшее распространение секвенции получили в 12 веке. Среди авторов выделяются Адам из парижского аббатства Сен-Виктор и Фома Аквинский. Постановлением Тридентского собора (16 век) в культовом репертуаре были оставлены только 4 секвенции: пасхальная «Victimae paschall laudes», на праздник Троицы «Veni sancte spiritus», на праздник Тела Господня «Lauda Sion Salvatorem» и секвенция «Dies irae» (в составе Реквиема). Позднее была допущена ещё одна секвенция на праздник Семи скорбей Марии - «Stabat Mater».

В античной риторике термином «троп» обозначали оборот речи. В эпоху Средневековья под тропами понималивставки и дополнения (как тестовые, так и музыкальные), составленные на основе библии, предназначенные для украшения литургического текста и придания ему большей торжественности. Например, текст “Criste Eleison” – «Христос, помилуй» расширялся до “Criste, rex unice, Patris almi Nate co-aeterne, eleison” – «Христос, единый царь, вечный Сын возлюбленного Отца, помилуй».

Эволюция тропов (появление диалогической формы) привела к образованию литургической драмы – разновидности религиозного представления. Первоначально литургическая драма была частью рождественского или пасхального богослужения. Сюжеты заимствовались из Священного писания. В дальнейшем религиозные представления вышли за пределы церкви, стали исполняться с использованием декораций и костюмов на специально выстроенном помосте (сцене) на площади перед церковью, привлекая как значительное количество исполнителей, так и зрителей.

Традиция исполнения григорианских хоралов потеряна в веках. В 1833 году по заказу Римского папы в бенедиктинском монастыре Солезма начали собирание и изучение григорианского пения. На рубеже XIX и XX веков (начиная с 1893 года) появились первые издания. 22 ноября 1903 года Папа Пий Х объявил римский хорал официальным пением католической церкви.

Солезмскими монахами публиковались два типа сборников: песнопения мессы и напевы оффиция.

· Сборники мессы:

1. Graduale Romanum – все напевы мессы на все дни литургического года.

2. Gregorian Missai – все напевы для воскресной службы.

3. Liber cantuolis – все напевы мессы на все литургические праздники.

· Сборники оффиция (службы суточного цикла – Laudes (утреня), Vesper (вечеря), Completorium (повечерие), службы малых часов - первого, третьего, шестого и девятого, Matutium (ночная служба - три ночных часа):

1. Antiphonole Monasticum – 1934 г., все службы дневных часов.

2. Liber humnarius – григорианские гимны на весь суточный цикл.

3. Psalterium menasticum – псалмы на всю суточную службу.

4. Cantus selecti – григорианский репертуар для литургических праздников.

5. Processionale monasticum – 1893г., песнопения проприума старинных монастырских процессий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.