Решить систему уравнений – значит найти множество её решений.
Решением системы двух уравнений с двумя переменными является пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное числовое равенство.
Системы уравнений с двумя переменными можно решать: а) графическим способом;б) способом подстановки;в) способом сложения (вычитания).Выбор способа решения зависит от уравнений, входящих в систему.
Графический способ применим к решению любой системы, но с помощью графиков уравнений можно приближенно находить решения системы. Лишь некоторые найденные решения системы могут оказаться точными. В этом можно убедиться, подставив их координаты в уравнения системы.
Способ подстановки «хорош» при решении систем, когда одно из уравнений является уравнением первой степени. Полезно помнить алгоритм решения этим способом:
1.Из уравнения первой степени выражают одну переменную через другую.
2.Подставляют полученное выражение в уравнение второй степени
3.Решают получившееся уравнение.
4. Находят соответствующие значения второй переменной.
Способом сложения лучше пользоваться в случае, когда оба уравнения системы есть уравнения второй степени.
1. Решим систему уравнений
Решение: Выразим из второго уравнения переменную x через y: .
Подставим в первое уравнение вместо x выражение , получим уравнение с переменной y:
.
После упрощения получим равносильное уравнение
.
Решив его, найдем, что , . Подставив в формулу , получим: .
Подставив в формулу ; , получим:
.;Итак система имеет два решения:
, и , . Ответ можно записать также в виде пар: , .
Если система состоит из двух уравнений второй степени с двумя переменными, то найти ее решения обычно бывает трудно. В отдельных случаях такие системы удается решить, используя способ подстановки или способ сложения.
2. Решим систему уравнений
Решение: Т.К. , выразим из второго уравнения переменную y через x: .; Подставим в первое уравнение вместо y выражение .
Получим уравнение относительно x: . , .
По формуле находим y:
, .
Значит, система имеет два решения:
, и , .
Ответ: , .
3. Вычислите координаты точки В.
Решение. Точка В является пересечением прямых и . Решив систему , найдем, что ; .
Ответ:В (-3,4;0,4).
4. Решите систему уравнений .
Решение. Преобразуем второе уравнение системы к виду . Подставим в него . Выполнив преобразования, получим систему:
.
Решив эту систему, получим: (-2;6), (3;-4).
Ответ: (-2;6), (3;-4). Возможна запись ответа в другом виде: , , , , или и .
Другое возможное решение. Выразим из первого уравнения одну из переменных через другую, например, . Подставим во второе уравнение системы, получим уравнение . После преобразований получим квадратное уравнение .
Найдем корни данного уравнения и соответствующие значения y, получим: (-2;6), (3;-4).
Тема 11 Составление уравнения по условию текстовой задачи
Теория
Практика
Решение сложных задачцелесообразно начать с повторения алгоритмарешения системы уравнений с 2-мя неизвестными:
-Обозначить неизвестную величину переменной (при решении задачи с помощью системы уравнения вводят несколько переменных);
-Выразить через нее другие величины;
-Составить уравнение (или систему уравнений), показывающее зависимость неизвестной величины от других величин;
-Решить уравнение (или систему уравнений);
-Сделать проверку при необходимости;
-Выбрать из решений (или систему уравнений) те которые подходят по смыслу задачи;
-Оформить ответ.
2. Задачи на движение по реке. При решении задач на движение по реке необходимо учесть, что
, где:
– скорость по течению реки;
– скорость объекта при движении против течения реки;
– собственная скорость движущегося объекта;
– скорость течения реки.
1. Расстояние между двумя причалами по реке 14 км. На путь против течения реки лодка затратила на 1 ч больше, чем на обратный путь по течению. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч.
Обозначьте буквой х собственную скорость лодки (в км/ч) и составьте уравнение по условию задачи.
1) 2)
3) 4)
Решение.x (км/ч) — собственная скорость лодки, тогда (км/ч) — скорость по течению, (км/ч) — скорость против течения.
Расстояние между причалами 14 км, следовательно,
(ч) — время движения лодки по течению;
(ч) — время движения лодки против течения.
Время движения лодки против течения больше, чем по течению, на 1 час, поэтому составим уравнение: .
Ответ: 2.
2. Прочитайте задачу: «От турбазы до станции турист доехал на велосипеде за 5 ч. На мопеде он мог бы проехать это расстояние за 3 ч. Известно, что на мопеде он едет со скоростью на 8 км/ч больше, чем на велосипеде. Чему равно расстояние от турбазы до станции?»
Выберите уравнение, соответствующее условию задачи, если буквой х обозначено расстояние (в км) от турбазы до станции.
1) 3)
2) 4)
Решение. Пусть х км — расстояние от турбазы до станции. Тогда км/ч — скорость, с которой турист едет на велосипеде; км/ч — скорость, с которой турист едет на мопеде. Известно, что скорость на мопеде на 8 км/ч больше скорости на велосипеде: запишем уравнение .
Уравнение может быть записано и в другом виде, например, , но его легко преобразовать к виду: .
Ответ: 3.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление