КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободные Связанные
Корень слова Виды морфем Понятие морфемы Г. Словообразование Методическое пособие
Печатается по решению предметно-цикловой комиссии русской словесности
Составители: Панферова Е.Ю. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Парнюгина А.К. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ Российской Федерации
Пояснительная записка
Данное пособие предназначено студентам 2-6 группы, изучающим раздел «Морфемика. Словообразование» в курсе «Современный русский язык». Навыки выделения значимых частей слова (морфем), понимание значения частей слов и родственных связей, углубляемых в процессе морфемного и словообразовательного анализа, способствуют правильному словоупотреблению, развитию языкового чутья. Важность изучения разделов «Морфемика», «Словообразование» определяется тем, что более двух третьих орфографических правил опираются на умение анализировать состав слова.
Цель – формирование умений и навыков по разделу «Морфемика. Словообразование».
Задачи: 1. Знать основные понятия по разделу «Морфемика. Словообразование». 2. Понимать отличие между морфологическими и неморфологическими способами образования. 3. Уметь определять единицы морфемной и словообразовательной систем, способы словообразования. 4. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор. 5. Структурировать теоретический материал. 6. Оценивать собственные знания по изученной теме.
? Из каких частей состоит раздел «Словообразование»? Что изучает каждый подраздел?
Морфема – минимальная значимая часть слова. (Шанский Н.М., Лекант П.А.) Это «двуплановая единица, обладающая формой и значением (семантикой)» (Лекант П.А.)
? Выделите и прокомментируйте основные части определения корня. «Корень – морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющая его лексическое значение; общая часть родственных (однокоренных) слов». (П.А.Лекант) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Корень – главная и обязательная часть слова. Нет ни одного слова без корня: СОГНУТЬ. Чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова, опираясь налексическое значение слова; корень должен быть зафиксирован хотя бы в двух из них; выделить общую часть: ТЁМНЫЙ – ТЬМА, ПОТЁМКИ – корень –ТЁМ-, а не –тёмн-. В трудных случаях смотреть «Словарь морфем» и «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи. В корне может быть 2 – 6 звуков, реже 1. Больше 6 – в заимствованных словах: ультиматум. С выделением корня нужно быть осторожными: - не путать омонимичные корни: носик – носить (учитывать лексическое значение слова); - при подборе родственных слов нужно учитывать чередования гласных и согласных в корне: звук – звучать; растение – росток – выращивать (опираться тоже на ЛЗ). Нельзя путать однокоренные (родственные) слова и формы одного слова:
Разное лексическое значение Одинаковое лексическое значение Отличаются словообраз. аффиксами Отличаются окончаниями и формообразующими аффиксами Разные части речи – однокор. слова.
Вода, водный, приводниться. Вода, воды, воде, водою.
Виды корней:
Флексия (окончание) (от лат. «сгибание, изгиб»)
? Сравните два определения флексии. Составьте свое определение. Флексия (от лат. – сгибание) – наиболее употребительная разновидность словоизменительных морфем, служит для связи данной словоформы с другими словами. (Лекант П.А.) Флексия – это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. (Тихонов А.Н.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
? Все ли слова имеют флексию?
? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить флексию? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Трудные случаи выделения окончания:
- конь, краток, бежал; - линия, учение, санаторий, герой, сарай; - узкий, лисий – лисья, помещичий – помещичьи; - гуляй, намажь; пусти - пустите; улыбай ся – улыбайтесь; увидите - пишите
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |