![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С материально выраженной флексией,
Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова. Методическая задача. Упражнения Образец морфемного и словообразовательного разбора Комментарии План 1. Выписать слово. 2. Произвести морфемный разбор. 3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26. 4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень. 5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему. 6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.
- При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу. - На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо. - Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме. - При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.
I. Бес про свет н ым 1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п. 2. свет светило подсветить 3. бесспорный пролесок летний бескрайний прогорел телефонный бесславный продавать лунный
II.
Установите соответствия между понятиями и определениями:
а) корень 1) Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражения значений рода, числа, падежа д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих аффиксов
Корень слова
1. Все ли слова родственные? - упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;
- кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;
2. Есть ли здесь родственные слова? Однажды кот подкрался к попугаю: -Сейчас тебя я, братец, попугаю.
В полях, не кошенных косой, Всё утро дождик шел косой. 3. Сгруппируйте все слова по корням:
- косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;
- летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;
- топить (печку), топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;
- косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;
- гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать, сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть, горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.
- созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в корень, зреет, призреть, перезрелый.
Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?
4. Как объединить слова? Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.
5. Найдите «третье лишнее»: - потолок, пот, потливый; - сыр, сырость, сырок; - море, морщина, морской; - боль, больница, большой; - умереть, замирать, примирение; - росток, расстилаться, возраст. Почему полезно давать такое задание учащимся?
Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Согнуть пришла разуться Предпочла сорвать выбрать Назвать послать раздаваться Виться начала подняла ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова? Флексия 1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?
2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?
3. Распределите слова на три группы:
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |