Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С материально выраженной флексией,




Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Методическая задача.

Упражнения

Образец морфемного и словообразовательного разбора

Комментарии

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

 

 

- При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

- На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

- При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

 

 

I. Бес про свет н ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

2. свет

светило

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный

       
   


II. Бес просвет н ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

 

Установите соответствия между понятиями и определениями:

 

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

 

Корень слова

 

1. Все ли слова родственные?

- упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

 

- кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

 

2. Есть ли здесь родственные слова?

Однажды кот подкрался к попугаю:

-Сейчас тебя я, братец, попугаю.

 

В полях, не кошенных косой,

Всё утро дождик шел косой.

3. Сгруппируйте все слова по корням:

 

- косица, косить, косичка, косовище, косынка, наискось, косища, косарь, косогор, скосить, косыночка, сенокос, косоватый, искоса;

 

- летчик, улетучиться, по-летнему, летучий, летчица, летний, летательный, летом, летать;

 

- топить (печку), топка, топать, потопить (корабль), топлёное (молоко), утопающий, истопник, топот, растопка, топливо;

 

- косить (траву), косить (глазом), прикосновение, косцы, косичка, косой (заяц), касательная, окосеть, косарь, скошенный (луг), коса (девичья), коснуться;

 

- гореть, горец, горный, загорать, гора, горе, горняк, горевать,

сгорать, горянка, горючие (слёзы), пригорок, сгорание, угореть,

горелка, нагорный, погорелец, горняцкий, горестный, огорчиться.

 

- созреть, зоркость, зрение, зрелый, взирать, зрячий, зреть в

корень, зреет, призреть, перезрелый.

 

Сделайте вывод: что нужно учитывать, чтобы правильно выделить корень слова?

 

 

4. Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

 

5. Найдите «третье лишнее»:

- потолок, пот, потливый;

- сыр, сырость, сырок;

- море, морщина, морской;

- боль, больница, большой;

- умереть, замирать, примирение;

- росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

 

 

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод: как грамотно определить корень слова? Как предупреждать ошибки учащихся в выделении корня слова?

Флексия

1. Какие слова имеют окончание, какие не имеют?

Зима Кто Бордовый Бордо Веселее   Сочи Исстари Интересно играть Задание интересно Интересующийся   Весел Случай Хлопая Хлопал Похлопав  

2. Какие слова имеют материально выраженные окончания, какие – нулевые?

Шли Моя Мой Очки   Кольцо Колец Они Ночь   Тот Он Весь Даст   Ранний Медвежий Отцов портфель Пять отцов

3. Распределите слова на три группы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.