Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационные задачи для разбора на занятии. Задания для внеаудиторной работы




Задания для внеаудиторной работы

Практические задания и ситуационные задачи

Контрольные вопросы

Качество клинической информации, ее интерпретация, стандартная схема научных сообщений

Информация – это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется следующими характеристиками:

- репрезентативность – правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации;

- содержательность - семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере;

- достаточность (полнота) - минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации;

- доступность - простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации;

- актуальность - зависит от динамики изменения характеристик информации и определяется сохранением ценности информации для пользователя в момент ее использования;

-своевременность - поступление не позже заранее назначенного срока;

- точность - степень близости информации к реальному состоянию источника информации;

- достоверность - свойство информации отражать источник информации с необходимой точностью;

- устойчивость - способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

В ходе медицинской практике по отношению к используемой информации должны применяться следующие положения:

- в большинстве случаев диагноз, прогноз и результаты лечения не определены и должны выражаться через вероятности;

- в клинические наблюдения заложены предвзятость и систематические ошибки, по сколько они сделаны экспериментатором - врачом на объекте наблюдения - человеке;

- любые исследования, включая клинические подвержены влиянию случайностей;

- клиницисты должны полагаться на наблюдения, основанные на твердых научных требованиях включая способы исключения предвзятости и оценку роли случайности (Г.В. Котельников, А.С. Шпигель, 2000).

Возникновение систематических отклонений (смещения) полученных данных от истинных значения может возникать на любых стадиях исследований, в результате допущенных погрешностей при планировании, организации и реализации исследования, т.е. происходит искажение информации. Систематические отклонения могут искажать информацию случайно, в результате чего происходит отклонение полученного результата от истинного как в одну, так и в другую сторону. Такое явление классифицируется как “случайность”. Таким образом, смещение и случайность не исключают друг друга и могут проявляться в сочетании. Присутствие одного из них в результатах любого исследования приводить не недостоверности информации и не позволяет сделать обоснованный научно-практический вывод. Следовательно, при проведении исследования и анализе его результатов необходимо руководствоваться такими критериями информации как ее достоверностью и полнотой.

Достоверная информация - это данные максимально точно соответствующие изучаемому явлению.

Понятие полноты информации включает и ее объем, и характер (разнообразие, всесторонность), в пределах необходимых для проведения исследования.

Анализ получаемой в процессе исследования информации (данных) требует не только оценки показателя достоверности и полноты полученных данных, но и показателя эффективности.

Основными критериями оценки эффективности научно-практического исследования служат клинические результаты и исходов лечения: выздоровление, летальность, продолжительность жизни, частота возникновения осложнений, степень различных видов реабилитации и т.д.

В окончательных клинических исследованиях в качестве основного критерии оценки должен использоваться истинный клинический исход – клиническое проявление, имеющее для пациента коренное значение и которого он хотел бы избежать (потеря конечности, инвалидность, смерть и др.).

Косвенный критерий оценки в клиническом испытании – лабораторный показатель или симптом, который заменяет клинически значимый исход, прямо характеризующий самочувствие больного, ее функциональное состояние и выживание. Изменения косвенного критерия оценки, вызываемые лечением, должны отражать изменения клинически значимого критерия (исхода)”.

Стандартная схема научного сообщения

Научная деятельность, как и любая творческая деятельность, - процесс, с трудом поддающийся формализации. Однако для обретения научной ценности и общественной значимости результаты научной деятельности должны быть определённым образом изложены, т.е. представлены в различной форме. Форма научного произведения зависит от содержания полученных материалов и их целевой направленности, от стиля научного изложения, обусловленного особенностями мышления автора.

Различают следующие функциональные стили научного изложения: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, учебно-научный и научно-популярный.

Научно-информативный стиль изложения предполагает такие формы (жанры) научных произведений как: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание.

Научно-справочный стиль изложения получает своё воплощение в форме словаря, справочника, каталога.

Учебно-научному стилю изложения соответствуют следующие жанры: учебник, методическое пособие, лекция, словарь и др.

К произведениям научно-популярного жанра относятся очерк, статья, лекция.

Для текста научной работы характерно:

- формально-логический способ изложения;

- смысловая законченность, целостность и связность;

- целенаправленность и прагматическая установка;

- терминологичность - выражение сущности явления, позволяющее в краткой и экономичной форме давать развёрнутые характеристики и определения научных фактов, понятий, процессов и явлений.

Общую схему хода научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выбор метода (методики) проведения исследования;

- описание процесса исследования;

- обсуждение результатов исследования;

- формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Стандартная схема стиля научного изложения (форма произведения)

Научный доклад – это публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-либо темы, чаще всего рассчитанное на специалистов в данной области, состоящий из следующих частей:

- краткого введения в виде вводных замечаний и практического значения рассматриваемой темы;

- основной части, раскрывающей сущность темы и главные её научные положения;

- выводов и предложений.

В связи с тем, что на изложение доклада или научного сообщения обычно отводят ограниченное время (10, 15, 20, 30 мин.), отдельные части его содержания должны быть хорошо проработаны и соизмеримы.

Тезисы доклада – это положения, кратко излагающие какую-либо идею или основные мысли доклада в 5-7 пунктах на 1,5-2 страницах машинописного текста для предварительного ознакомления с основными положениями доклада и для опубликования.

Научный отчёт – это сообщение, доклад о действиях, проведённых исследователем, содержащее: краткое изложение плана и программы пройденных этапов научной работы; детальную характеристику применявшихся методов исследования; сущность новых научных результатов; заключение, в котором подводятся итоги исследования и отмечаются вопросы, оставшиеся нерешёнными; выводы и предложения. К научному отчёту в качестве приложения даются материалы, служащие научной аргументацией отчёта (таблицы и пр.). Главное назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить выполненную работу после её завершения или за определённый период времени.

Структурными элементами отчёта о научно-исследовательской работе являются: титульный лист, список исполнителей; реферат (краткое содержание с основными выводами, не более одного печатного листа); содержание; перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов, используемых в отчёте; введение; основная часть; заключение; список использованной литературы и других источников; приложения с графиками, схемами и др.

Научная статья -научное сообщение небольшого объёма (около 8-10 страниц печатного текста с минимальным количеством графического материала), публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы. Эта форма научного произведения и представления результатов исследования позволяет вовлечь огромный массив эмпирических данных в научный оборот, имеет большое значение для развития теории и практики практической медицины, методики медицинских исследований.

Научная статья должна отвечать следующим принципам:

- название статьи отражает основную идею ее содержания;

- после названия статьи в первом верхнем углу первого листа пишутся инициалы и фамилия автора, иногда указывается город или вуз, где он работает;

- библиография, графики и другой иллюстративный материал, цитирование и т.п. оформляются по тем же правилам, что и в тексте диссертации;

- статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами.

3.4. Глоссарий

Достоверная информация - это данные максимально точно соответствующие изучаемому явлению.

Вторичные документы - справочная литература (энциклопедии, словари и т.д.), информационные издания (библиографическая, реферативная и обзорная информация), каталоги и картотеки, представляющие собой результат аналитико-синтетической переработки первичных научных документов.

Информационный поиск - некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определенную информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы.

Информационные ресурсы- документы и массивы документов в информационных системах, непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны и являются является источником информации.

Информация – это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Научный доклад – это публичное сообщение, развёрнутое изложение какой-либо темы, чаще всего рассчитанное на специалистов в данной области.

Научная статья -научное сообщение небольшого объёма (около 8-10 страниц печатного текста с минимальным количеством графического материала), публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы.

Научный отчёт – это сообщение, доклад о действиях, проведённых исследователем, содержащее: краткое изложение плана и программы пройденных этапов научной работы; детальную характеристику применявшихся методов исследования; сущность новых научных результатов; заключение, в котором подводятся итоги исследования и отмечаются вопросы, оставшиеся нерешёнными; выводы и предложения. Оперативная информация - информация о событиях регистрируемых в ходе исследования.

Первичные научные документы, непосредственно фиксирующие содержание и результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.

Перитетность – точность информации

Постоянный сбор данных означает регистрацию событий по мере их возникновения в течение необходимого промежутка времени.

Ревалентность информации – полнота поиска.

Ретроспективная информация – информация о событиях, произошедших до начала исследования (в далеком и относительно недалеком прошлом).

Тезисы доклада – это положения, кратко излагающие какую-либо идею или основные мысли доклада.

1. Какие вопросы необходимо поставить для получения правильных ответов на запрашиваемую клиническую информацию?

2. Перечислите компоненты, входящие в правильно поставленный клинический вопрос?

3. Перечислите факторы, влияющие на выбор критериев включаемых в клиническое исследование?

4. Изложите критерии включения информации в систематический обзор?

5. Перечислите элементы схемы иерархического построения структуры собираемой информации?

6. Изложите правила уменьшения вероятности случайных и систематических ошибок при сборе систематического обзора?

7. Перечислите компоненты формулы PICO?

8. Охарактеризуйте методы сбора информации?

9. Опишите способы сбора информации?

10. Изложите виды информационно-условного поиска информации?

11. Перечислите условия поиска информации?

12. Опишите этапы работы поисково-информационных систем?

13. Охарактеризуйте виды поисково-информационных систем?

14. Перечислите типы операторов алгебры логического поиска информации?

15. Изложите этапы методологии поиска информации?

16. Перечислите виды информационных ресурсов в Интернете?

17. Изложите достоинства первичной информации?

18. Какие недостатки присущи первичной информации?

19. Изложите достоинства вторичной информации?

20. Какие недостатки характерны для вторичной информации?

Задание 1.

1) Освоить манипуляцию “ Правильное формулирование клинического вопроса”

2) Условия: студент в рабочей тетради “Решение практических и ситуационных задач”:

- графически изображает схему правильной формулировки клинического вопроса вообще;

- составляет правильный клинический вопрос по диагнозу “Острый панкреатит”.

3) Результат: полученные результаты представляется преподавателю на проверку

4) Выводы: какое влияние оказывает неправильная формулировка клинического вопроса на клинический исход?

Задание 2.

1) Освоить манипуляцию “Поиск необходимой информации”

2) Условия: студент в рабочей тетради “Решение практических и ситуационных задач” составляет план правильного поиска необходимой для клинической практики информации. Каждый студент самостоятельно выбирает тему для поиска клинической информации. Например, студент “И” составляет план поиска научно-практической информации по “Острому панкреатиту”, студент “Н” – по “Острому холециститу” и т.д. Тема поиска информации не может совпадать у разных студентов, как внутри группы, так и между студентами разных групп.

3) Результат: полученные результаты представляется преподавателю на проверку

4) Выводы: какое влияние оказывает правильный поиск информации по различным аспектам клинических результатов?

Задача 1.

1) Освоить манипуляцию “Составление плана научного исследования”

2) Условие: студент в рабочей тетради “Решение практических и ситуационных задач” составляет план научного исследования соответственно требованиям доказательной медицины. Каждый студент самостоятельно выбирает тему для плана научного исследования. Например, студент “И” составляет план научного исследования по теме “Острый инфаркт миокарда у лиц, страдающих сахарным диабетом”, студент “Н” – по теме “ Острый панкреатит у лиц, злоупотребляющих алкоголем” и т.д. Тема поиска информации не может совпадать у разных студентов, как внутри группы, так и между студентами разных групп.

3) Результат: полученные результаты представляется преподавателю на проверку

4) Выводы: какое влияние оказывает правильное построение плана научного исследования на получаемые в ходе его результаты?

Задача 2.

1) Освоить манипуляцию “Сравнительная характеристика достоинств и недостатков первичной и вторичной информации”

2) Условия: студент в рабочей тетради “Решение практических и ситуационных задач” в сформированных им таблицах проводить оценку:

- достоинств и недостатков первичной информации;

- достоинств и недостатков вторичной информации;

-достоинств первичной и вторичной информации;

- недостатков первичной и вторичной информации

3) Результат: полученные результаты представляется преподавателю на проверку

4) Выводы: какая информация обладает большим количество достоинств, а какая -недостатков?

Раздел IV. Научно-медицинские исследования с позиций медицины, основанной на доказательствах

Здравоохранение, как отрасль деятельности общества с момента ее существования, постоянно формировала основные принципы медицинской науки и практики, пытаясь создать стройное мировоззрение для руководства к действию медицинскому персоналу. На первых этапах развития научно-практической медицины были сформированы действующие до сих пор постулаты: “Не навреди!”, “Надо лечить больного, а не болезнь”, “Легче предотвратить, чем лечить”, “Будущее принадлежит медицине профилактической” и др.

На сегодняшнем этапе дальнейшего развития медицины основополагающей доктриной является положение “Медицина должна быть доказательной”, т.е. деятельность практического врача должна неуклонно соответствовать базовому методическому подходу, основанному на проведении обязательных медицинских исследований в диагностике, лечении и профилактике. Это требование должно применятся во все сферах медицины, направлениях и специальностях базовой и высокотехнологичной медицинской помощи, причем, чем сложнее и квалифицированнее медицинские вмешательства, тем больших требуется доказательств эффективности и обоснованности вмешательства.

Исходя из выше изложенного, доказательная практически-научная медицина требует от врача следующих навыков:

- находить достоверную и доказательную информацию о методах и средствах диагностики, лечения, профилактики применительно к данному пациенту и разным когортам пациентов;

- осуществлять научно обоснованный выбор метода и средства диагностики, лечения и профилактики в отношении конкретного больного на основе принципов доказательной медицины;

- критически оценивать предоставляемую информацию (в научных статьях, на сайтах в интернете, в рекламных материалах и пр.) с точки зрения ее достоверности и доказательности;

- объективно оценивать эффективность применения методов и средств диагностики, лечения, профилактики в собственной практической деятельности.

Делая выбор средства или метода диагностики, лечения и профилактики, врач должен точно знать, что данный метод или средство обладает доказанными эффективностью и безопасностью, выраженными в цифрах.

Для исследователя в области медицины, в дополнение к указанным выше навыкам, врачу необходимо уметь:

- проводить научные биомедицинские исследования и оценивать полученные результаты на основе принципов доказательной медицины, а именно- осуществлять научно обоснованный выбор методов и типов исследований;

- правильно организовывать исследования;

- проводить адекватную статистическую обработку;

- объективно и корректно оценивать эффективность применения методов и средств диагностики, лечения, профилактики;

- представлять полученные результаты научной общественности и работникам практического здравоохранения в различных формах.

На фоне неуклонно развивающегося “информационного кризиса” часто сразу трудно определить критерии достоверности и полноты информации по разнообразным клиническим вопросам без наличия у медицинского работника фундаментальных знаний по оценке доказательности данных одним из ключевых положений, которых определение типа исследования, в которых получены указанные результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.