Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ипотечных кредитов1 2 страница




3. С 1999/2000 г. до настоящего времени — стабильный, относитель- но высокий рост объема рынка микрофинансовых услуг, а также числа МФИ, появление интереса у отдельных банков к рынку микрофинан- сирования, активное развитие кредитной кооперации и ее частичная переориентация на рынок микрозаймов, на малый бизнес. Это пери- од официального признания микрофинансирования. Включение его как инструмента поддержки малого предпринимательства в федеральную программу, развитие микрофинансирования государственными фонда- ми поддержки малого предпринимательства за счет средств Федераль- ного фонда поддержки малого предпринимательства и методической поддержки Фонда «Евразия», активизация донорских программ. В это время произошло завершение формирования базового нормативно- правового поля для деятельности МФИ.

Некоторые эксперты выделяют еще один — четвертый этап, начи- нающийся в настоящее время: этап институционального оформления микрофинансового сектора, характеризующийся интенсивным инфор- мационным освещением микрофинансирования, тиражированием пе- редового опыта, активным распространением концепции самоокупа- емости МФИ. Главное — начинает формироваться инфраструктура сектора (консалтинговые, обучающие, маркетинговые услуги, экспер- тиза, лоббистская деятельность), проводятся исследования перспектив взаимодействия с другими секторами экономики (банками, госсекто- ром, промышленностью, общественными и профсоюзными объедине-


 

ниями, научно-образовательными учреждениями), реализуется и осве- щается в СМИ пилотная практика такого взаимодействия.

Развитие микрофинансирования и институтов микрофинансиро- вания в России имеет ряд схожих черт с общемировыми тенденциями. Вместе с тем имеется и ряд особенностей, обусловленных общеэконо- мическим российским контекстом и страновой спецификой. Многие современные черты обусловлены тем, что в целом микрофинансирова- ние как финансовый институт находится в Российской Федерации на стадии становления. Можно выделить основные отличительные черты, которыми характеризуется развитие микрофинансирования в России.

1. Существенный разрыв между спросом и предложением на рын- ке микрофинансовых услуг. Несмотря на довольно высокие темпы ро- ста рынка микрофинансовых услуг, существующие в последние годы, еще рано говорить о том, что специализированные микрофинансовые организации способны покрыть потребности предпринимателей в ми- крозаймах. Оценочный размер рынка микрофинансирования только в зоне предпринимательского кредитования (т. е. без учета потребно- сти в потребительских займах) для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц составляет около 300 млрд руб.1 По данным Рос- сийского микрофинансового центра, существующее предложение ми- крокредитов территории России составляет не более 10% от спроса на них. Однако потенциальное предложение со стороны населения в це- лом по России могло бы составить гораздо больший объем денежных средств, если иметь в виду средства, находящиеся «на руках» у населе- ния, которые при определенных экономических условиях могут быть размещены на депозитах различных организаций — банков, МФИ, вло- жены в другие инструменты. Эти средства, в свою очередь, могут пре- вратиться в микрокредиты.

Существующие МФИ самостоятельно без привлечения крупного ка- питала не в состоянии обеспечить весь спрос соответствующим предло- жением. В связи с этим значительный сегмент рынка остается заполнен- ным неформальными кредитами либо не удовлетворяется вообще. Во многом подобная ситуация связана с не очень продолжительной исто- рией развития микрофинансирования в России, выражающейся в недо- статочно высокой степени развития всех МФИ. С учетом того, что раз- мер удовлетворенного спроса на микрофинансовые услуги составляет не более 10% от потребности, у формальных институтов микрофинан- сирования достаточно хорошие долгосрочные перспективы развития.


1 Согласно данным Российского микрофинансового центра.


 

2. Некоммерческая ориентация микрофинансовой деятельности и значительная роль международных и зарубежных программ. Одной из главных особенностей развития микрофинансирования является его некоммерческий характер, т. е. большинство микрофинансовых институтов в Российской Федерации не преследуют цель получить прибыль в ходе своей деятельности: условия кредитования опреде- ляются таким образом, чтобы обеспечить самоокупаемость организа- ции. В этой связи необходимо отметить, что становление большинства организаций происходило при непосредственном содействии меж- дународных организаций; предоставляемые при этом ресурсы носи- ли, как правило, донорский характер. Влияние данных институтов на функционирование микрофинансовых организаций шло по несколь- ким направлениям:

● оказание микрофинансовых услуг напрямую;

● оказание микрофинансовых услуг опосредованно, за счет распреде- ления средств через российские организации;

● содействие развитию рынка микрофинансовых услуг в России за счет реализации образовательных, консультационных и других про- грамм в отношении различных МФИ в России;

● внедрение и распространение в России передовых методик микро- финансирования, операционных стандартов и др.

3. Высокая роль неформального сектора и собственных средств

в обеспечении финансирования малого бизнеса. Отличительной чертой российской практики является существование наравне с двумя тра- диционными системами (банковской и специализированной микро- финансовой) крупного неформального сектора финансирования мало- го бизнеса. Наличие данного сектора связано с высокими «теневыми» оборотами в сфере малого бизнеса, которые, во-первых, идут на финан- сирование собственной деятельности, а во-вторых, предоставляются в качестве «партнерских» займов, кредитов. О высокой доле собствен- ных средств в структуре источников финансирования субъектов мало- го предпринимательства в России свидетельствуют результаты различ- ных проводимых исследований, демонстрирующие, что в среднем для порядка 80–90% представителей малого бизнеса этот источник финан- сирования является основным.

Неформальный сектор начал формироваться в России еще до появ- ления цивилизованного рынка микрофинансирования. И сейчас роль неформального сектора остается очень значимой, хотя оценить его объ- ем крайне затруднительно.


 

4. Практически полное отсутствие собственных микрофинансо- вых программ у российских банков. Российские банки, несмотря на ра- стущую заинтересованность в охвате собственными услугами сектора малого предпринимательства, в настоящее время практически не раз- вивают собственные программы микрофинансирования на предпри- нимательские цели. Это связано как с объективными, так и с субъек- тивными факторами. Одним из основных моментов в данном случае является несоответствие существующего банковского законодатель- ства особенностям микрофинансирования. Но есть и другие причины. Российские банки традиционно привыкли работать с более крупны- ми клиентами, что связано с предпочтением экономии на издержках за счет эффекта масштаба. Для банков микрокредит — это кредит не менее $5 тыс., что заведомо больше, чем средний размер кредита, ко- торый выдают МФИ. Кроме того, банки пока не согласны использо- вать схемы обеспечения кредита, которые используются МФИ, счи- тая их «серыми». Также представляется неприемлемой для банков групповая ответственность при кредитовании, часто используемая МФИ. В этом отношении следует отметить, что некоторые предста- вители банковского сообщества полагают: использование механизмов микрофинансирования, которые практикуются небанковскими МФИ, может привести к серьезным имиджевым (репутационным) потерям, которые не смогут быть компенсированы даже супердоходами на ми- крофинансовом рынке. Однако отношение банков к микрофинанси- рованию начинает постепенно меняться.

5. Особенности правовой среды развития микрофинансирования в России. В качестве еще одной особенности развития рынка микро- финансирования можно привести отсутствие единого правового поля развития микрофинансирования: регулирование деятельности органи- заций, занимающихся микрофинансированием, осуществляется исхо- дя из организационно-правовых форм.

6. Специфика размещения микрофинансовых институтов по терри- тории России. В Российской Федерации нет единого рынка микрофинан- сирования. В одной трети регионов России вообще нет ни одного извест- ного МФИ, за исключением региональных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Наиболее развито микрофи- нансирование в Сибирском федеральном округе, Северо-Западном фе- деральном округе, Южном федеральном округе, Поволжском федераль- ном округе, в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. В целом по разным типам МФИ характерна различная степень их кон- центрации по территории России. Наибольшая территориальная кон-


 

центрация в европейской части России характерна для частных МФИ (в первую очередь работающих за счет средств международных и зару- бежных программ), а также специализированных банков.

Территориальное размещение МФИ можно объяснить следующи- ми факторами:

● основными регионами развертывания микрофинансовых программ, финансируемых или поддерживаемых международными донорами, стали северо-западная и центральная часть России;

● география распространения МФИ связана с общим уровнем разви- тия региона, активности малого предпринимательства, формирую- щего клиентскую базу микрофинансирования;

● также территориальное распределение МФИ может обусловливать- ся уровнем развития регионального законодательства, взаимоотно- шениями МФИ с региональными и местными властями.

7. Отсутствие льготного режима для развития рынка. Исходя из

того что МФИ в большинстве своем выполняют социальную функцию, для них может быть предусмотрено определенное льготное положение. Вместе с тем в России никаких льгот для МФИ в отличие от многих других стран с переходной экономикой (Киргизия, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан) не предусмотрено.

8. Большая мобильность МФИ по сравнению с банками и более опе- ративный поиск новых (коммерческих) источников финансирования. В России по сравнению с другими странами МФИ легче принимают концепцию самоокупаемости и стремятся активно взаимодействовать с коммерческими источниками финансирования, тогда как зарубеж- ный опыт развития микрофинансирования характеризуется более дли- тельным, некоммерческим финансовым сопровождением этого секто- ра — МФИ всегда поддерживались национальными и международными донорскими программами, не всегда заинтересованными в развитии ры- ночных начал в микрофинансировании.

Участники рынка микрофинансовых услуг. К основным потребите- лям микрофинансовых услуг относятся наиболее значимые в социаль- ном и экономическом контексте группы — это субъекты микро- и малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели, малообеспе- ченное и сельское население.

Существующие МФИ, предоставляющие услуги микрофинансиро- вания, в соответствии с действующим законодательством могут леги- тимно функционировать в различных организационно-правовых фор- мах (табл. 3.27).


 
 

 


Таблица 3.27

Основные типы микрофинансовых институтов в России

№ п/п Тип организации Законодательство Основные источники финансирования
Не регулируются Центральным банком Российской Федерации
  Кредитный потребительский кооператив Федеральный закон «О кредитной коопе- рации» № 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. Сбережения пайщиков (физических и юридических лиц)
  Сельскохозяйственный кре- дитный потребительский ко- оператив (СКПК) Федеральный закон «О сельскохозяй- ственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 де- кабря1995 г. Сбережения пайщиков (физических и юридических лиц — сельхозпроизводи- телей). Внешние заимствования
  Микрофинансовая организа- ция (МФО) Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых органи- зациях» № 151-ФЗ от 2 июля 2010 г. Собственный капитал. Внешние заим- ствования
  Государственные (муници- пальные и региональные) фон- ды поддержки малого пред- принимательства (ФПМП) Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. Субсидии муниципального и (или) регио- нального бюджетов. Внешние заимство- вания
  Частный фонд (ЧФ) Федеральный закон «О некоммерче- ских организациях» № 7-ФЗ от 12 янва- ря 1996 г. Пожертвования. Внешние заимствования
Регулируются Центральным банком Российской Федерации
  Небанковская депозитно- кредитная организация Федеральный закон «О банках и банков- ской деятельности» № 395-1 от 2 декабря 1990 г. Собственный капитал. Внешние заим- ствования. Депозиты юридических лиц
  Коммерческий банк Федеральный закон «О банках и банков- ской деятельности» № 395-1 от 2 декабря 1990 г. Собственный капитал. Внешние заим- ствования. Депозиты физических и юри- дических лиц

Наиболее многочисленную группу составляют кредитные потреби- тельские кооперативы. Кроме того, микрофинансированием занима- ются мирофинансовые организации, частные, государственные и му- ниципальные фонды поддержки предпринимательства и организации других форм, а также банки, реализующие микрофинансовые про- граммы.

Кредитный потребительский кооператив — добровольное объедине- ние физических и (или) юридических лиц на основе членства и по тер- риториальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного коопе- ратива. Кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 фи- зическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный коопера- тив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.

Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финан- совой взаимопомощи членов кредитного кооператива посредством:

● объединения паенакоплений и привлечения денежных средств чле- нов кредитного кооператива и иных денежных средств;

● предоставления займов членам кредитного кооператива для удо- влетворения их финансовых потребностей.

Кредитный потребительский кооператив не вправе выдавать и при-

влекать денежные средства в виде займов юридическим и физическим лицам, не являющимся его членами.

Для кредитных кооперативов установлены следующие обязатель- ные экономические нормативы:

● величина резервного фонда должна составлять не менее 5% (не ме- нее 2% — для кредитного кооператива, срок деятельности которо- го составляет менее двух лет со дня его создания) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредит- ного кооператива и отраженных в финансовой (бухгалтерской) от- четности на конец предыдущего отчетного периода;

● максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного члена кредитного кооператива или от нескольких членов кредит- ного кооператива, являющихся аффилированными лицами, должна составлять не более 20% (не более 30% — для кредитного коопера- тива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) общей суммы денежных средств, привлеченных кре- дитным кооперативом от членов кредитного кооператива на момент принятия решения о привлечении средств;


 

● максимальная сумма займа, предоставляемого одному члену кредит- ного кооператива, должна составлять не более 10% (не более 20% — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составля- ет менее двух лет со дня его создания) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом на момент приня- тия решения о предоставлении займа;

● максимальная сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива, являющимся аффилированными лицами, не может превышать 20% (30% — для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его созда- ния) общей суммы задолженности по займам, выданным кредит- ным кооперативом на момент принятия решения о предоставле- нии займа;

● минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива долж- на составлять не менее 8% суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от членов кредитного кооператива и отра- женных в финансовой (бухгалтерской) отчетности на конец преды- дущего отчетного года;

● максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами, должна составлять не более 50% общей суммы привлеченных де- нежных средств членов кредитного кооператива;

● общая сумма денежных средств, направляемых кредитным коопе- ративом в течение отчетного периода на цели, не связанные с вы- дачей займов членам кредитного кооператива, не может состав- лять более 50% общей суммы средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов в течение соответствующего отчетно- го периода.

В настоящее время в России функционирует более 1800 сельских

кредитных кооперативов, а также около 3600 кредитных потребитель- ских кооперативов граждан1.

Микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрирован- ное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учрежде- ния (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого парт- нерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность (предоставление микрозаймов).


1 Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам по состоя- нию на 1 января 2012 г.


 

Под микрозаймом понимается заем, предоставляемый займодавцем заемщику в валюте Российской Федерации на условиях, предусмотрен- ных договором микрозайма, в сумме, не превышающей 1 млн руб.

Микрофинансовая организация также вправе осуществлять вместе с микрофинансовой деятельностью иную деятельность, не противореча- щую законодательству Российской Федерации, в том числе привлекать денежные средства юридических лиц в виде займов и (или) кредитов, добровольных взносов, пожертвований и в иных формах. Микрофинан- совая организация не вправе привлекать денежные средства физиче- ских лиц, за исключением физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации; предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1,5 млн руб. или более по одному договору займа с одним займодавцем.

Для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные сред- ства клиентов в виде займов, установлены следующие обязательные экономические нормативы.

1. Норматив достаточности собственных средств микрофинансовой организации (НМО1), который определяет требования к минимальной величине собственных средств микрофинансовой организации, необхо- димых для выполнения микрофинансовой организацией обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц.

Числовое значение норматива НМО1:

● для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хо- зяйственного общества или товарищества, составляет не менее 5%;

● для микрофинансовых организаций, зарегистрированных в форме некоммерческого партнерства, составляет не менее 50%.

2. Норматив ликвидности микрофинансовой организации (НМО2) —

отношение суммы ликвидных активов микрофинансовой организации к сумме краткосрочных обязательств микрофинансовой организации.

Числовое значение норматива НМО2 составляет не менее 70%.

В настоящее время в России зарегистрировано около 1200 микрофи- нансовых организаций, из них более 120 государственных фонда под- держки предпринимательства1.

Деятельность кредитных потребительских кооперативов и микро- финансовых организаций в основном направлена на предоставление


1 Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам по состоя- нию на 1 января 2012 г.


 

финансовых услуг тем слоям населения, которые не имеют досту- па к традиционным банковским услугам, чаще всего они находятся в небольших городах и населенных пунктах России. В таких местах предложение банковских услуг крайне ограничено, что способствует формированию спроса на услуги небанковских организаций и созда- ет условия для их локального развития. Тем не менее даже в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах успешно работают ми- крофинансовые организации в различных формах. Наибольшая кон- центрация кредитных потребительских кооперативов и микрофинан- совых организаций наблюдается в Сибирском федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Южном федеральном округе, Поволжском федеральном округе, в Центральном федеральном окру- ге и на Дальнем Востоке.

Банки, реализующие микрофинансовые программы, в последнее вре- мя значительно активизировали свою деятельность. Вместе с тем суще- ствуют естественные ограничения по глубине проникновения банков на микрофинансовый рынок, такие как минимальный размер рента- бельного кредита и освоение сельских территорий. Другим более эф- фективным методом достижения микропредприятий для банков яв- ляется взаимодействие с МФИ, которые уже имеют определенный опыт в работе с этим целевым сегментом и обладают специальными технологиями.

Существуют следующие три модели взаимодействия банков и МФИ.

1. Организация банком дочерней микрофинансовой организации, аффилированной с ним, но имеющей собственную политику, самостоя- тельный штат и информационную систему. Дочерняя микрофинансовая организация регулируется администрацией банка и должна соответство- вать предъявляемым ей со стороны банка требованиям. К преимуще- ствам данной модели относятся:

● независимость микрофинансовой организации от банка в принятии оперативных решений;

● возможность создания более гибкой штатной структуры и исполь- зования отличных от банковских специальных технологий микро- финансирования.

Основным недостатком является дублирование функций между го-

ловным банком-учредителем и дочерней микрофинансовой организа- цией.

2. Стратегический договор банка с действующей микрофинансовой организацией, которая используется в качестве «розничного продавца».


Литература 241

 

Самой простой формой при данной модели являются обычные кредит- ные отношения между банком и микрофинансовой организацией, при которых банки выступают в качестве оптовых посредников, а микрофи- нансовые организации выполняют функции розничного продавца ми- крофинансовых услуг. При более сложных формах альянсов некоторые функции банков перекладываются на микрофинансовые организации. Преимуществом для микрофинансовых организаций является возмож- ность использования мощностей банка по обработке операций. А от бан- ка не требуется делать значительных инвестиций. Однако бывает до- вольно сложно заключить взаимовыгодное соглашение между банком и микрофинансовым институтом: нередко стороны не равны.

3. Модель обслуживающей компании, в качестве которой выступает нефинансовая компания, занимающаяся предоставлением банку услуг по управлению кредитами и выдаче займов, в то время как сами заемные средства находятся на счетах банка. Обслуживающая компания отно- сительно автономна в управлении, ее операции более прозрачны. В то же время, являясь организацией, обслуживающей только единственный банк, обслуживающая компания, как и внутреннее подразделение, мо- жет полностью воспользоваться его преимуществами.

 

Литература

1. Андрюшин С. А., Кузнецова В. В. Проблема «плохих долгов» и спосо- бы ее решения в российских банках // Бизнес и банки. 2009. № 26.

2. Бельзецкий А. И. Финансы и финансовый рынок: Учебно-методиче- ский комплекс. Минск: Изд-во МИУ, 2010.

3. Дворецкая А. Е. Долгосрочное банковское кредитование как фактор эффективного финансирования экономического роста // Деньги и кредит. 2007. № 11.

4. Депутатова Е. И. Особенности структурирования сделок при кре- дитовании инвестиционных проектов // Банковское дело. 2009.

№ 10.

5. Захарченко С. А. Кредитные гарантии как форма господдержки ма- лого бизнеса // Финансы. 2008. № 7.

6. Иванов В. В., Канаев А. В., Соколов Б. И., Топровер И. В. Теории кре- дита. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

7. Коркин В. М. Ссудный рынок России. М.: Экзамен, 2001.

8. Кроливецкая В. Э. Межбанковский кредитный рынок в системе фи- нансового рынка России. СПб.: Студия «НП-Принт», 2011.


 

9. Кроливецкая В. Э., Тихомирова Е. В. Банки в системе инвестиционно- го финансирования реального сектора экономики России // Деньги и кредит. 2008. № 11.

10. Кузнецова Л. Г. Структура и операции финансового рынка: Теоре- тический и институциональный анализ. Хабаровск: Изд-во «РИОТ- ПИ» Хабаровской краевой типографии, 2005.

11. Милюков А. И. Финансово-кредитный механизм развития регио- нов // Деньги и кредит. 2011. № 10. С. 6–9.

12. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. М.: Банк России, 2010.

13. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2010 г. М.: Банк России, 2011.

14. Спицын С. Ф. О роли кредитных организаций в развитии экономи- ки // Деньги и кредит. 2010. № 11. С. 18–20.

15. Тихомирова Е. В. Банковский рынок корпоративных кредитов Рос- сии. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

16. Финансовые рынки и экономическая политика России. М.: Науч- ный эксперт, 2007.

17. Финансы и финансовый рынок: Учебное пособие / Под ред. О. А. Пу- занкевич. Минск: БГЭУ, 2010.


Глава 4


РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Понятие рынка ценных бумаг и его функции

Общая характеристика финансового рынка позволяет рассматривать его как механизм перераспределения денежных средств между субъ- ектами экономических отношений. Рынок ценных бумаг охватывает те отношения, в рамках которых превращение накоплений и сбереже- ний в инвестиции происходит с помощью ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является самостоятельным, отдельным сегментом финансового рынка, его структура представлена на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Структура рынка ценных бумаг

 

Рынок краткосрочных ликвидных ценных бумаг следует относить к денежному сегменту финансового рынка, так как на нем совершают- ся сделки с финансовыми инструментами в ликвидной форме. Высокой ликвидностью обладают казначейские облигации, чеки, векселя, бан- ковские сертификаты, коммерческие ценные бумаги и др.

Рынок капитального долевого финансирования и рынок долгового капитального финансирования являются частью рынка капитала, где


 

совершаются относительно долгосрочные операции, обеспечивающие формирование собственного (акционерного) капитала фирм и корпо- раций, привлечение инвестиций и перераспределение корпоративного контроля. Здесь обращаются акции, инвестиционные паи, ипотечные сертификаты участия (рынок капитального долевого финансирования) и долгосрочные корпоративные облигации, ипотечные облигации и др. (рынок долгового капитального финансирования).

В современных условиях неопределенности экономических про- цессов, когда необходимо страховаться от потерь, появляются но- вые формы движения денежных средств и капитала, оформленные в финансовые инструменты второго, третьего и далее порядков, ко- торые называются производными финансовыми инструментами, т. е. сформировался новый сектор финансового рынка, который объеди- няет в себе совокупность экономических отношений в сфере срочной торговли финансовыми инструментами, удостоверяющими права на ресурсы или права на их получение. Этот рынок называется рынком срочных контрактов или рынком производных финансовых инстру- ментов (деривативов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.