Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус муниципального образования как участника лесных отношений




В соответствии со ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Согласно ст. 4 ЛК РФ муниципальные образования являются, наряду с Российской Федерацией, ее субъектами, гражданами и юридическими лицами, участниками лесных отношений, в которых от их имени участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.

По мнению А.А. Козодубовой, А.В. Яковлева эти полномочия можно подразделить на[30]:

- полномочия в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности;

- полномочия в отношении иных лесных участков (разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса);

- государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления (ст. 84 ЛК РФ).

В отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления:

- реализуют полномочия собственника (владеют, пользуются и распоряжаются такими лесными участками);

- устанавливают ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды;

- устанавливают ставки платы за единицу объема древесины;

- разрабатывают и утверждают лесохозяйственные регламенты;

- проводят муниципальную экспертизу проектов освоения лесов;

- осуществляют муниципальный лесной контроль.

В связи с изложенным рассмотрим следующий пример из судебной практики.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока, Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства. В настоящее время на территории Владивостокского городского округа осуществляются незаконные рубки деревьев, поселения Владивостокского городского округа, примыкающие к лесам, не подготовлены к предупреждению распространения природных пожаров на населенные пункты, что может повлечь серьезные негативные последствия. Разрешая спор по существу, суд установил, что в соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 16.02.2000 N 228 "Об утверждении земельного баланса г. Владивостока" в административном подчинении г. Владивостока по состоянию на 01.01.2000 находятся земли сельскохозяйственного назначения, из них, территории, покрытые лесом - 3750 га; земли лесного фонда - 20035 га. При этом, согласно данным государственного лесного реестра (форма 1 - ДЛР) по состоянию на 01.01.2013 в состав земель Владивостокского городского округа, на которых расположены леса, входят: земли лесного фонда - 19788 га, земли обороны и безопасности - 13471 га, земли иных категорий - 5097 га. Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, определены зоны городских лесов и городских лесопарков (Р-1), кроме того земли лесного фонда, земли обороны.

Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462), установлен градостроительный регламент рекреационной зоны, в составе которой определены зоны городских лесов и городских лесопарков. Уставом города Владивостока, принятым решением Думы г. Владивостока от 03.03.2005 N 49, к вопросам местного значение городского округа относится организация благоустройства территории г. Владивостока (включая озеленение), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г. Владивостока, осуществление муниципального лесного контроля (п. п. 25, 37 п. 1 ст. 5).Таким образом, именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории Владивостокского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа. Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Учитывая, что администрацией муниципального образования Владивостокский городской округ лесоустройство на землях городского округа не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не организован муниципальный лесной контроль, а также меры пожарной безопасности, не выполняются требования закона о предоставлении документированной информации содержащейся в государственном лесном реестре, предоставлении с орган кадастрового учета выписки из раздела лесохозяйственного регламента суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора[31].

Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в лесных правоотношениях через органы местного самоуправления и при наличии на территории соответствующего муниципального образования леса.

Полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяются в ст. 84 Кодекса. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Перечень полномочий органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ч. 1 ст. 84 Кодекса сформулирован как исчерпывающий.В то же время компетенция органов местного самоуправления может быть расширена за счет полномочий, указанных в ч. 2 данной статьи: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[32].

Наделение муниципальных органов конкретными государственными полномочиями осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, действует Закон Псковской области от 05.03.2005 N 421-оз "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по принятию решений о предоставлении в краткосрочное пользование участков лесного фонда в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций".

Муниципальные органы исполнительной власти реализуют полномочия в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов и определенных как городские леса. К ним относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, осуществление муниципального лесного контроля, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов и иные полномочия, которые должны осуществляться в отношении городских лесов за счет средств муниципальных бюджетов.

К вопросам местного значения муниципальных образований, в частности поселений, городских округов, отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора согласно ст. 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В то же время земли, занятые лесами, на которых находятся бытовые, промышленные отходы и мусор, территориально могут входить в пределы, например, городского округа, и соответственно обязанность по их сбору и вывозу будет возлагаться на городские администрации.

По мнению М.И. Василишиной, организация взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровня не подразумевает привлечение к сотрудничеству муниципальных органов власти, что представляется существенным недостатком действующей системы управления лесами. Органы местного самоуправления словно оторваны от иных органов управления лесными ресурсами и должны исполнять полномочия в отношении городских лесов, в отношении которых у них может не хватать ни знаний, ни средств, ни навыков управления (в частности, по разработке административных регламентов, проведению экспертизы освоения лесов и других полномочий). Изолированность местных органов власти не может способствовать эффективности управления городскими лесами на землях населенных пунктов, которые в большинстве случаев наиболее важны для городского населения, составляют "легкие" городской агломерации[33].

Подводя итоги по данной главе, можно сделать следующие выводы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство как одна из отраслей российского законодательства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. С учетом федеративного устройства нашей страны правовое регулирование лесных отношений осуществляется на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Разделение полномочий по управлению лесами между тремя уровнями власти: федеральной, региональной и муниципальной - закреплено в ст. 81, 82 и 84 ЛК РФ.

Распределение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, установленных в ЛК РФ - это итог децентрализации системы управления лесным хозяйством, последовательно проводимой в течение последних лет. В результате наиболее значительная часть управленческих полномочий передана органам государственной власти субъектов Федерации.

Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в лесных отношениях в двух качествах:

- как регуляторы лесных правоотношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их акты имеют властный, то есть государственно-правовой, публичный и административный характер;

- как собственники лесов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, в этом случае на равных началах с иными участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.