Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус гражданина как участника лесных отношений




Правовой статус граждан, участвующих в лесных отношениях, зависит от вида лесных отношений. Участниками одних лесных правоотношений могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане (например, отношений по лесопользованию, требующие заключения письменного договора). К участию в других лесных правоотношениях допускаются несовершеннолетние граждане (например, заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд).

Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание понятия граждан (физических лиц):

- правоспособность (возникает с момента рождения и прекращается смертью, означает право иметь имущественные и личные неимущественные права, заниматься предпринимательством и любой иной не запрещенной законом деятельностью и т.п.);

- имя и место жительства;

- дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста либо ранее, в том числе со времени вступления в брак);

- недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом.

Под гражданами в качестве участников лесных отношений следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов).

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Поскольку Лесной кодекс РФ не устанавливает особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как участников лесных отношений, последние участвуют в лесных отношениях на территории РФ наравне с гражданами РФ.

Вместе с тем ЛК РФ на лесные участки и их использование распространены положения земельного и гражданского законодательства. Лесные участки фактически рассматриваются ЛК РФ как разновидность земельных участков. Согласно статье 36 (часть 1) Конституции "граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю". Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 23 апреля 2004 года N 8-П установил, что данное положение не запрещает иметь в собственности земельные участки не только гражданам РФ, но и иностранным гражданам и юридическим лицам как объединениям иностранных граждан[40].

В связи с этим иностранные лица могут быть участниками лесных отношений - арендаторами лесных участков. Но они, как и граждане РФ, не могут получить в собственность лесные участки на земли лесного фонда, поскольку все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

С учетом изложенного и норм Лесного кодекса РФ, как указывает С.А. Боголюбов, «можно говорить о "лесной" правоспособности и дееспособности граждан»[41].

Теперь рассмотрим права и обязанности граждан, использующих лес для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В ЛК РФ предусмотрен такой вид использования лесов, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Кодекс рассматривает рекреационную деятельность как организацию отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (ч. 1 ст. 41 ЛК РФ). В буквальном смысле "рекреационный" означает "предназначенный для отдыха, для восстановления сил"[42]. Под рекреацией понимается процесс восстановления здоровья и трудоспособности путем отдыха людей вне жилища. Наиболее распространена лесная рекреация, которая в развитых странах дает больший экономический доход, чем заготовка древесины[43].

В связи с изложенным рассмотрим следующий пример из судебной практики. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обратилось в суд с иском к Т. о расторжении договора аренды лесного участка, взыскании задолженности по арендной плате. Судом 1 инстанции иск был удовлетворен. Решение суда было обжаловано представителем ответчика - Б. по мотивам незаконности и необоснованности. Судебная коллегия пришла к следующему. Судом установлено, что 31 марта 2008 года между государственным учреждением <данные изъяты> Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО "<данные изъяты>" был заключен договор аренды лесного участка N 11, Согласно акту приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 5 к договору) арендатору передан лесной участок в целях использования лесов для рекреационных целей площадью 1,0 гектара, расположенный на территории Чебоксарского лесничества. 22 июля 2008 г. между ЗАО "<данные изъяты>" и Т. заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка N 11 от 31 марта 2008 г. (перенаем), согласно которому все права и обязанности арендатора по договору принимает ответчик. Таким образом, Т. стала арендатором лесного участка и на нее возложена обязанность по внесению арендной платы. Согласно ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 73 ЛК РФ).Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, сумма задолженности по состоянию на 25 декабря 2013 г. по арендной плате в федеральный бюджет за период аренды с 14 мая 2009 г. по 13 мая 2013 г. судом посчитана правильно и составляет <данные изъяты> руб.У становив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика задолженность по арендной плате и пени. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежала[44].

Рекреационное использование лесов необходимо для восстановления сил и сохранения здоровья большинства людей. Поэтому использование лесов для рекреационных целей имеет особое значение. Однако нахождение в лесу большого количества людей может привести к деградации лесов, снижает санитарно-гигиенические, водоохранные и почвозащитные функции леса, заключает в себе опасность возникновения рекреационной дигрессии[45]. Под рекреационной дигрессией понимается изменение в природных комплексах (главным образом в лесных биоценозах) под влиянием интенсивного использования последних для отдыха населения[46]. Поэтому существует необходимость правового регулирования рекреационной деятельности, осуществляемой в лесах.

Исследованием данной проблемы в советское время занимался В.П. Головач, который определял право пользования лесом в культурно-оздоровительных целях как "основанную на нормах лесного права гарантированную юридическую возможность граждан свободно пребывать в лесах, собирать грибы, ягоды, орехи, плоды, пользоваться санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами лесов в целях удовлетворения личных потребностей, требовать от всех других лиц не препятствовать осуществлению этого права"[47].

Лесным кодексом РФ 1997 г. было предусмотрено использование участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (ст. 80). Пользование участками лесного фонда в указанных целях не отождествлялось с правом граждан на свободное пребывание в лесах.В действующем ЛК РФ употребление нового термина "рекреационная деятельность" не повлияло на изменение содержания рассматриваемого вида использования лесов.

В ст. 11 ЛК РФ закреплено и раскрывается содержание права граждан пребывать в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

По поводу сбора гражданами лекарственных растений для своих нужд можно отметить следующее: в ст. 11 ЛК РФ это не предусмотрено, но такая возможность предусмотрена ст. 35 ЛК РФ, регламентирующей заготовку гражданами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд. Порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Пребывание граждан в лесах относится к праву общего природопользования, которое признается за всеми субъектами права. Для его осуществления не требуется какого-либо специального разрешения. Оно считается естественным правом каждого гражданина, принадлежащим ему изначально в силу его естественных потребностей в использовании некоторых свойств и качеств окружающей природной среды[48].

Между тем современные ученые высказывают беспокойство по поводу ограничения свободного и бесплатного пребывания граждан в лесах в связи с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. Согласно ч. 5 ст. 11 ЛК РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении работ. "Если обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах регулируется правилами соответственно о пожарной и санитарной безопасности в лесах, установленных органами государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, то, кто и как будет определять критерии безопасности граждан и при выполнении каких работ, законодателем не определено"[49]. Скорее всего, будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только в частных лесах, но и на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду. Впоследствии в ЛК РФ была включена норма, гласящая, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбора находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 ЛК РФ. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Статья 11 ЛК РФ рассматривает пребывание граждан в лесах как способ приобретения права собственности на общедоступные для сбора дикорастущие плоды, ягоды и другие пищевые лесные ресурсы и недревесные лесные ресурсы. Данное положение соответствует ст. 221 ГК РФ об обращении в собственность общедоступных для сбора вещей.

Лесной кодекс РФ 2006 г. относит к использованию лесов для рекреационных целей только осуществление рекреационной деятельности (п. 8 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ, ст. 41 ЛК РФ). При изучении действующего ЛК РФ встает вопрос о соотношении рекреационной деятельности в соответствии со ст. 41 ЛК РФ с правом пребывания граждан в лесах, закрепленным ст. 11 ЛК РФ. Необходимо обратить внимание на важность данной проблемы. "Такой вид лесопользования граждан, как свободное пребывание их в лесах, является первичным. Это объясняется значением использования лесов в культурно-оздоровительных целях"[50]. Они в значительной степени отличаются друг от друга. В Лесном кодексе РФ 1997 г. право граждан на свободное пребывание в лесах лесного фонда и лесах, не входящих в лесной фонд, определялось как публичный лесной сервитут (ст. 21).

Содержание права использовать леса для рекреационной деятельности включает право субъекта использования лесов возводить временные постройки, осуществлять их благоустройство, возводить физкультурно-оздоровительные сооружения и др. Содержание права граждан пребывать в лесах предполагает возможность осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62) Приказ Рослесхоза от 21.02.2012 N 62При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам. Основой использования лесов для осуществления рекреационной деятельности является проект освоения лесов. В соответствии с ним производится благоустройство предоставленных участков, уход за лесами.

Таким образом, можно прийти к выводу, что право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах является одной из разновидностей использования лесов для рекреационных целей, поскольку основной целью граждан при нахождении в лесах являются отдых и физкультурно-оздоровительная деятельность (в том числе при сборе дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов). При этом использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в соответствии со ст. 41 ЛК РФ также является разновидностью использования лесов для рекреационных целей.

Использование лесов осуществляется гражданами для собственных нужд в различных целях: для заготовки древесины (ст. 30 ЛК РФ), заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (ст. 33 ЛК РФ), заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (ст. 35 ЛК РФ), осуществления любительской и спортивной охоты (ст. 37 ЛК РФ).

Заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется на основе ч. 1 ст. 30 ЛК РФ, согласно которой граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане могут, не оформляя прав на лесные участки, заготавливать древесину для различных целей, связанных с собственными нуждами: отопления, возведения строений и других.

Как указывает В.К. Быковский, заготовка гражданами древесины для собственных нужд имеет ряд специфичных черт по сравнению с общим порядком заготовки древесины. Данная деятельность не является предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 30 ЛК РФ). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 30 ЛК РФ) Граждане в целях заготовки древесины не вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (ч. 7 ст. 29, ч. 3 ст. 30 ЛК РФ)[51].

В ЛК РФ нормы, устанавливающие правовой режим заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных средств предпринимателями и гражданами для собственных нужд, дифференцированы. Предприниматели для осуществления указанных видов использования лесов должны заключить договор аренды. На них возлагаются обязанности по составлению проекта освоения лесов, представлению лесной декларации, отчета по использованию лесов и отчета по охране и защите лесов и др. Граждане, осуществляющие данные виды использования лесов, договор аренды не заключают. Данная деятельность осуществляется на основе ст. 11 ЛК РФ, закрепляющей право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Поскольку деятельность граждан по сбору недревесных и пищевых лесных ресурсов для собственных нужд не является предпринимательской деятельностью, то они не вправе возводить в лесу навесы, размещать сушилки, грибоварни и другие временные постройки.

Лесной кодекс РФ 2006 г. предусматривает возможность ограничения права граждан на заготовку и сбор недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбор ими лекарственных трав для собственных нужд только в случаях, предусмотренных ст. 27 ЛК РФ. Пребывание граждан в лесах может быть запрещено или ограничено в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Кроме того, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5 ст. 11 ЛК РФ). Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ст. 11 ЛК РФ, не допускается.

В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 82 ЛК РФ порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации приняты как специальные законы, регулирующие тот или иной вид использования лесов, так и законы, регулирующие сферу лесных отношений в общем.

В ЛК РФ предусмотрено право граждан использовать леса для осуществления любительской и спортивной охоты (ст. 37 ЛК РФ). Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире, в частности Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире". Следует отметить, что в перечне видов использования лесов, содержащемся в ст. 25 ЛК РФ, данный вид использования лесов не предусмотрен. Однако упомянутый ранее Федеральный закон "О животном мире" не разделяет виды охоты. Специальные правила в области любительской и спортивной охоты установлены Приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 «Об утверждении Правил охоты». В нем установлено, что охота должна осуществляться с разрешенными орудиями охоты, с соблюдением установленных правил и на основе охотничьих билетов, выдаваемых уполномоченными организациями.

Из анализа ЛК РФ можно сделать вывод, что использование лесов для осуществления любительской и спортивной охоты можно отнести к рекреационному использованию лесов, более точно - к праву граждан свободно пребывать в лесах, поскольку порядок использования лесов для осуществления любительской и спортивной охоты сходен с общим порядком пребывания граждан в лесах. Часть 1 ст. 37 ЛК РФ прямо закрепляет, что использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется в соответствии со ст. 11 ЛК РФ. Любительская и спортивная охота близки по своей сути к пребыванию граждан в лесах, поскольку предназначены для отдыха населения и восстановления сил. Поэтому можно утверждать, что использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты относится к использованию лесов для рекреационных целей.

Теперь рассмотрим права и обязанности граждан, осуществляющих землепользование на лесных участках.

Статьей 38 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства. На землях лесного фонда могут осуществляться следующие виды использования лесов для ведения сельского хозяйства: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность. Данный перечень носит открытый характер, поскольку сельскохозяйственная деятельность отличается разнообразием и в ЛК РФ нельзя предусмотреть все ее виды. Гражданам лесные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства на титулах безвозмездного срочного пользования и аренды.

Использование лесов гражданами для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений по своему характеру близко к рассмотренному выше виду использования лесов - ведению сельского хозяйства на землях лесного фонда, поскольку согласно ч. 1 ст. 39 ЛК РФ выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. В Лесном кодексе РФ 1997 г. этот вид использования лесов не был предусмотрен. Данная деятельность осуществляется на лесных участках, расположенных в том числе на землях лесного фонда. Как и большинство других видов предпринимательской деятельности по использованию лесов, использование лесов для выращивания различных растений осуществляется на основании договора аренды лесного участка. В большинстве случаев выращивание лесных плодовых, ягодных растений невозможно за короткий срок, и это обстоятельство обуславливает заключение договора аренды лесного участка на длительный срок.

Индивидуальные предприниматели имеют право использовать леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 43 ЛК РФ. В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкоплотные и наименее ценные лесные насаждения.Подробнее данный вопрос рассмотрен п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Рассмотрим также следующий пример из судебной практики.

Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению лесами Брянской области о признании незаконным решения об отказе в изменении в сторону увеличения границ лесного участка; обязании внести в договор аренды земельного участка изменение границ арендуемого лесного участка в соответствии с изменениями, внесенными в лицензию на право пользования недрами. Предприниматель считает отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование было удовлетворено, поскольку факт того, что спорные лесные участки, за счет которых подлежал увеличению предоставленный предпринимателю лесной участок, не относятся к категории защитных лесов, был установлен[52].

Согласно ст. 44 ЛК РФ граждане имеют право использовать леса для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов. Частью 3 ст. 44 ЛК РФ закреплено, что лесные участки для данных целей предоставляются гражданам в соответствии со ст. 9 ЛК РФ. Подробнее данный вопрос рассмотрен п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Ст. 45 ЛК РФ предусмотрено право граждан на использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Лесные участки для строительства линий электросвязи, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов предоставляются гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, либо на праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), либо на праве аренды лесных участков, либо на праве безвозмездного срочного пользования лесными участками. Подробнее данный вопрос рассмотрен п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Граждане имеют право использовать леса для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для переработки древесины и иных лесных ресурсов на праве аренды (ч. 2 ст. 46 ЛК РФ). Подробнее данный вопрос рассмотрен п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Теперь рассмотрим права и обязанности граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность по лесопользованию.

Граждане имеют право осуществлять заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 8 ст. 29 ЛК РФ). Граждане в целях заготовки древесины вправе осуществлять на землях лесного фонда строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных или сплошных рубок (ч. 1 ст. 17 ЛК РФ). Лесное законодательство ограничивает вырубку лесов. В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЛК РФ граждане имеют право заготавливать живицу. Как и при осуществлении других видов предпринимательской деятельности по использованию лесов, правоустанавливающим документом является договор аренды. Подробнее данный вопрос рассмотрен в п. 3.1. настоящей работы.

Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных (целевых) пород (ч. 1 ст. 42 ЛК РФ). В настоящее время лесные плантации создаются в Нижегородской и Ульяновской областях во исполнение положений Киотского протокола. До 2010 г. планируется расширить не только географию, но и увеличить финансирование создания "лесов Киото" - до 1,5 млрд. руб[53]. Особенностью данного вида использования лесов является то, что согласно ч. 5 ст. 42 ЛК РФ на лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений. Гражданам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с настоящим Кодексом, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут осуществляться как предпринимательская деятельность, регулируемая ст. 32 ЛК РФ, либо гражданами для собственных нужд в потребительских целях (ст. 33 ЛК РФ).

Согласно ст. 32 ЛК РФ заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса. К ним относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы. Граждане осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков. Подробно данный вопрос рассмотрен в п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Согласно ст. 34 ЛК РФ граждане имеют право осуществлять заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. Подробно данный вопрос рассмотрен в п. 3.1. настоящей работы, так как таким же правом наделены юридические лица.

Ст. 36 ЛК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели могут использовать леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Лесные участки предоставляются для ведения охотничьего хозяйства гражданам на праве аренды. Необходимо различать использование лесов для ведения охотничьего хозяйства и использование лесов для осуществления любительской и спортивной охоты. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства является предпринимательской деятельностью, осуществляется на основании договора аренды лесного участка, для ведения охотничьего хозяйства предоставляются земельные участки из состава земель лесного фонда. Использование гражданами лесов для осуществления любительской и спортивной охоты производится без предоставления лесных участков и заключения договора аренды лесного участка и не имеет характера предпринимательской деятельности.

Таким образом, участниками лесных отношений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Понятие гражданина (физического лица), его правоспособность и дееспособность установлены в ГК РФ.

Участниками одних лесных правоотношений могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане. К участию в других лесных правоотношениях допускаются несовершеннолетние граждане. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Граждане могут использовать лес как для предпринимательской деятельности, так и для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Исходя из понятия лесной рекреации как пребывания людей в лесах в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях можно сделать вывод, что к использованию лесов для рекреационных целей следует относить не только осуществление рекреационной деятельности (ст. 41 ЛК РФ), но и пребывание граждан в лесах (ст. 11 ЛК РФ) и осуществление любительской и спортивной охоты (ст. 37 ЛК РФ). Такой подход позволяет установить взаимосогласованные правила использования в рекреационных целях лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и разработать общие нормы рекреационной нагрузки на лес как экосистему. Необходимо учитывать общие нормы рекреационной нагрузки, создаваемой гражданами при пребывании в лесах на конкретном лесном участке, например, при предоставлении лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты и др.

Использование лесов гражданами для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных средств, осуществления любительской и спортивной охоты осуществляется без предоставления им лесных участков в соответствии с предоставленным гражданам правом на свободное пребывание в лесах, закрепленное ст. 11 ЛК РФ.

И в заключении данной главы приходим к следующим выводам.

В соответствии со ст. 4 ЛК РФ юридические лица и граждане являются участниками лесных отношений.

В соответствии с ЛК РФ использование лесов может осуществляться юридическими лицами и гражданами как для предпринимательских целей, так и в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ЛК РФ установлены виды использования лесов, которые признаются предпринимательской деятельностью, и определено содержание каждого из видов предпринимательской деятельности. Кодекс предусматривает, что данные виды деятельности осуществляются на основании договора аренды лесного участка. Перечисление в ЛК РФ действий предпринимателя, которые в совокупности составляют содержание предпринимательской деятельности дает возможность установить круг обязанностей арендатора.

ЛК РФ предусматривает осуществление юридическими лицами и гражданами различных по содержанию видов деятельности по использованию земельных участков, занятых лесами, которые, по существу, являются видами землепользования, поскольку при их осуществлении не используются полезные функции лесов и лесные участки предоставляются для проведения на них соответствующих работ. Правовое регулирование использования лесов при осуществлении землепользования осуществляется лесным и земельным законодательством.

 

 


Заключение

В результате исследования темы выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы.

Понятие "использование лесов" - это широкое понятие, включающее в себя понятия "лесопользование", а также другую деятельность, которая непосредственно не связана с использованием и переработкой лесных ресурсов, но оказывает непосредственное влияние на их состояние. Использование лесов можно определить как извлечение полезных свойств леса как природного объекта и природного ресурса и полезных свойств земельного участка, на котором произрастает лес.

Использование лесов допускается с предоставлением или без предоставления лесных участков. В случаях, если лесопользование представляет собой предпринимательскую деятельность, лесные участки предоставляются только на договорных условиях. Использование лесов вне зависимости от вида носит целевой характер, поскольку освоение лесов осуществляется с соблюдением целевого назначения.

Виды использования лесов установлены ст. 25 ЛК РФ. Данный перечень видов использования лесов является открытым. Почти все виды использования лесов, предусмотренные ЛК РФ, являются предпринимательской деятельностью.Главным основанием возникновения права использования лесов для граждан и юридических лиц является договор аренды лесного участка.

Правовое регулирование лесных отношений осуществляется на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования могут выступать в лесных отношениях в двух качествах:

- как регуляторы лесных правоотношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их акты имеют властный, то есть государственно-правовой, публичный и административный характер;

- как собственники лесов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, в этом случае на равных началах с иными участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами.

В настоящее время от имени Российской Федерации в лесных отношениях участвуют разные федеральные органы государственной власти. Среди них центральное значение имеют Министерство природных ресурсов РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений достаточно детально определены в ст. 81 Кодекса. Перечень указанных полномочий является открытым.

Полномочия и компетенция органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений установлены в ст. 82 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 83 ЛК РФ большинство полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время ответственность за то, что происходит с лесами, практически полностью возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены ст. 84 ЛК РФ. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ.

Юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд, являются участниками лесных отношений. Юридические лица, в том числе юридические лица с иностранным капиталом, могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. Закрепление статуса участников лесных отношений за юридическими лицами свидетельствует об особом значении частноправовых начал при регулировании лесных отношений. Юридические лица могут использовать лес как для предпринимательских целей, так и для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Участниками лесных отношений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Понятие гражданина (физического лица), его правоспособность и дееспособность установлены в ГК РФ. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Правовой статус граждан, участвующих в лесных отношениях, зависит от вида лесных отношений. Граждане могут использовать лес как для предпринимательской деятельности, так и для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Анализ действующего лесного законодательства, регулирующий деятельность участников лесных отношений по использованию леса, выявил следующие проблемы и пути их решения:

- при использовании лесов для рекреационных целей не учитываются общие нормы рекреационной нагрузки, создаваемой гражданами при пребывании в лесах на конкретном лесном участке. Так как для рекреационных целей следует относить не только осуществление рекреационной деятельности, но и пребывание граждан в лесах и осуществление любительской и спортивной охоты. Необходимо разработать общие нормы рекреационной нагрузки на лес как экосистему;

- возможность монополизации лесного сектора лицами, осуществляющими заготовку древесины. Необходимо установить ограничения на размер лесных участков, находящихся в пользовании одного субъекта или группы взаимозависимых лиц. Размер может быть различным в зависимости от вида лесопользования и производственных характеристик хозяйствующего субъекта;

- отсутствие государственной политики, направленной на стимулирование предпринимательства в сфере пищевых лесных ресурсов. Введение протекционистской системы экспортно-импортных пошлин на сырье и готовую продукцию благоприятно отразилось бы не только на состоянии отрасли, но и на отечественной экономике в целом;

- проблема многоцелевого использования участниками лесных отношений лесного участка. Пользование одним лесным участком несколькими лицами не позволяет строго разграничить ответственность лиц за содержание участка и соблюдение норм о его целевом назначении, что может привести к нарушению основных принципов лесного законодательства, а именно принципов защиты и охраны лесов. Кроме того, некоторые виды лесопользования могут быть практически несовместимыми на одном и том же лесном участке в одно и то же время. Существует практическая необходимость в надлежащем правовом урегулировании сложившейся ситуации, которая должна быть решена законодателем либо внесением соответствующих изменений и уточнений в Лесной кодекс РФ, либо в ином федеральном законе.

 

Список использованной литературы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.