Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэффициент сплоченности группы на констатирующем этапе




Таким образом, мы получили, что

Уровень благополучия в группе на констатирующем этапе

Э.Г. средний уровень
К.Г. средний уровень

 

Из таблицы 7, мы видим, что в группах преобладает средний уровень благополучия взаимоотношений между детьми - это свидетельствует о хорошей групповой сплоченности.

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых мы и высчитали коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов.

- в Э.Г. коэффициент сплоченности группы Сгр =78/100=0,78;

а в К.Г. - Сгр =74/100=0,74.

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Полученные результаты мы оформили в таблице.

Таблица 8

Э.Г. 0,78
К.Г. 0,74

 

Из таблицы 8, мы видим, что в группах – высокий коэффициент сплоченности(0,78 и 0,74). Это свидетельствует о том, что в воспитательной группе детей связывают хорошие взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

На формирующем этапе, мы провели ряд занятий для экспериментальной группы по формированию нравственных качеств.

У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленная на воспитание нравственных убеждений, суждений, оценок и понятий. К этой группе относятся этические беседы.

Для формирования нравственных качеств у детей экспериментальной группы мы использовали цикл этических бесед. Основная часть цикла состояла из бесед по обсуждению сказок и рассказов, взятых из книг М.С. Кутовой «Сказки от слез: бережём нервы родителей», В.Н. Петровой «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов». Кроме этого проводились тематические этические беседы. Ход нескольких бесед мы посчитали необходимым осветить в нашей работе (приложение 3).

Для повышения эффективности этических бесед в ходе занятий мы соблюдали следующие условия:

1. необходимость проблемного характера беседы, борьбы взглядов, идей, мнений, где вопросы должны быть нестандартными, важно оказание помощи при ответе на них.

2. предоставлять детям возможности говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. уходить от лекции: взрослый говорит, дети слушают. Лишь

откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют педагогу направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ребята свою душу.

4. материал для беседы подбирать близкий эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы могут быть успешными.

5. мнение каждого ребенка учитывать, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Этические беседы с детьми проходили в непринужденной обстановке. Они не носили морализующего характера, содержали назидания, упреки и насмешки. Дети высказывали свои суждения, свободно делились впечатлениями.

В процессе беседы, с помощью вопросов, ярких примеров, убедительных замечаний, уточнения высказываний детей, обеспечивались активность ребят и закрепление верных суждений, оценок.

Последовательность вопросов подводила детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

В этических беседах со старшими дошкольниками присутствовали элементы занимательности. Для этого в содержание бесед были включены различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки дошкольников. Развитие общественного мнения происходило за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной

жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступали в качестве критериев нравственной оценки.

Обобщая итоги беседы, приводились яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделялись те категории, которые составляли цель беседы.

С помощью педагога ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников и взрослых, а также понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Эстетический фон нашим занятиям создавали стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включали детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создавали рисунки по мотивам сказок, рассказов, мы их рассматривали и обсуждали в группе.

Ожидаемый результат проведенного формирующего этапа – это проявление в практике поведение детей в различных ситуациях нравственных качеств.

На контрольном этапе была проведена завершающая диагностика, результаты которой приведены в таблицах и рисунках. Исследование проводилось на основе констатирующего этапа.

Методика исследования: А.Б. Дерманова «Закончи историю»

Таблица 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.