КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коэффициент сплоченности группы на контрольном этапе
Из таблицы 16, мы видим, что в группах – высокий коэффициент сплоченности (0,74 и 0,78). Это свидетельствует о том, что в группе детей связывают хорошие взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Проводя сравнительно - сопоставительный анализ результатов социоматрицы на констатирующем и контрольном этапах, мы видим, что изменились некоторые цифры в социоматрице, но итоговый результат остался хорошим, как в Э.Г., так и в К.Г. Проводя исследования, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей. На протяжении исследования за детьми велось наблюдение. В поступках и действиях ребят, прошедших цикл занятий по развитию нравственных качеств, произошли изменения. В процессе формирования нравственности у детей появилось чувство собственного достоинства, гордости и угрызения совести — этот «внутренний судья», «контролер» мыслей, поступков и действий. Дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Они стали более дружелюбными, заботливыми и ласковыми, переживают, если кого-то обидели, искренне, самостоятельно просят прощение.
Выводы по II главе 1. В первом параграфе, мы рассмотрели методики нравственного воспитания детей дошкольного возраста: - А.Б. Дерманова«Закончи историю»; - А.Б. Дерманова; «Сюжетные картинки»; - Т.Д. Марцинковская социометрическая методика «Два домика». Методика А.Б. Дерманова «Закончи историю» предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Методика: А.Б. Дерманова «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Социометрическая методика исследования Т.Д. Марцинковская предназначена д ля выявления характера отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы. В этом параграфе, мы также организовали исследование, в котором приняло участие 2 группы - по 20 детей в возрасте 6-7 лет старшей группы. Исследование проводилось вгороде Зеленодольске МБ ДОО №13 «Гусельки» в период с марта по май 2016 г. 2. Во втором параграфе, мы провели эксперимент, описали результаты по экспериментальному исследованиюметодики нравственного воспитания детей дошкольного возраста и проанализировали результаты исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом констатирующем этапе была проведена первичная диагностика, на формирующем этапе - мы провели занятия для экспериментальной группы по формированию нравственных качеств, а на контрольном этапе – провели завершающую диагностику по данным методикам. Для формирования нравственных качеств у детей экспериментальной группы мы использовали цикл этических бесед. Основная часть цикла состояла из бесед по обсуждению сказок и рассказов, взятых из книг М.С. Кутовой «Сказки от слез: бережём нервы родителей», В.Н.Петровой «Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов». Кроме этого проводились тематические этические беседы. Проводя сравнительно - сопоставительный анализ по методике А.Б. Дерманова «Закончи историю» мы видим, что у детей после занятий по нравственному воспитанию не произошли изменения по оценке осознания нравственных норм, но в общем, у них высокие показатели нравственности, где ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. Проводя сравнительно - сопоставительный анализ по методике А.Б. Дерманова «Сюжетные картинки», мы видим, что у детей после занятий по нравственному воспитанию произошли изменения эмоционального отношения к нравственным нормам в экспериментальной группе (у 5% детей), но в общем, у них и были высокие показатели нравственности. Здесь ребенок обосновывает свой выбор; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д. Опираясь на данные социометрии по социометрической методике Т.Д. Марцинковская «Два домика», мы определили, что в группах преобладает - средний уровень благополучия взаимоотношений между детьми - это свидетельствует о хорошей групповой сплоченности. Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности. В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственностиличности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели. После проведения контрольной диагностики методики «Два домика» мы видим, что дети получили примерно равное количество положительных выборов. Эти данные свидетельствуют о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Проводя сравнительно - сопоставительный анализ результатов социоматрицы на констатирующем и контрольном этапах, мы видим, что изменились некоторые цифры в социоматрице, но итоговый результат остался хорошим, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Изменение выборов детей связаны с ссорами между ребятами из-за игрушек, но в целом дети дружные. Проводя исследования, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.
Заключение Рассмотрев содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогической литературе, мы выяснили, что нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: - самоценность личности; - уважение личности ребенка; - природосообразность воспитания; - добро и ласка как основное средство воспитания. Изучив механизмы, задачи, а также средства и методы нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы. Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. После того как мы провели экспериментальное исследование эффективности методики нравственного воспитания детей дошкольного возраста и проанализировали результаты исследования, мы поняли, что этические знания крайне необходимы ребенку, чтобы он мог ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Моральные понятия и представления хотя и не определяют полностью соответствующего поведения дошкольников, но являются важной его предпосылкой. Возникающие в процессе деятельности нравственные отношения влияют на усвоение нравственных норм. Моральные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно-полезного труда и других видов деятельности, в которых могли бы реализоваться их знания о нормах и правилах морали. Эффективность этического просвещения зависит от того, насколько оно направлено на нравственное развитие детей. Определяя содержание этических занятий, разрабатывая методику их проведения, педагог должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности дошкольника, на перспективу его нравственного, интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Результативность этих занятий зависит и от того, насколько педагог умело воздействовал на чувства детей. На протяжении исследования за детьми велось наблюдение. В поступках и действиях ребят, прошедших цикл занятий по развитию нравственных качеств, произошли изменения. В процессе формирования нравственности у детей появилось чувство собственного достоинства, гордости и угрызения совести — этот «внутренний судья», «контролер» мыслей, поступков и действий. Дети стали проявлять сопереживание, сочувствие и сострадание. Дети стали более дружелюбными, заботливыми и ласковыми, переживают, если кого-то обидели, искренне, самостоятельно просят прощение. Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода. Итак, контрольный этап исследования позволил прийти к выводу, что эффективность методики нравственного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается, если происходит целесообразное и систематическое планирование и использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей. Следовательно, рассмотрев все задачи курсовой работы, мы доказали, что гипотеза полностью подтвердилась. Список использованной литературы
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2004. 2. Борисова, Н.А. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009.-№5.- С. 9-12. 3. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 496 с. 4. Валлон, А.Н. Психическое развитие ребенка. - М., 2008. - 230с. 5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 2009. 6. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.33-35. 7. Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С.25-27. 8. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000.- 225с. 9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. Виноградовой А.М. - М.: Просвещение, 2009. - 270с. 10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2006.- 240с. 11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 2000. -225с. 12. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 2004. - 118с. 13. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества. - Л., 2001. - 165с. 14. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272с. 15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001 16. Денисенко, Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. №1. - С.100-106. 17. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с. 18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. М., 2007.- 116с. 19. Зеньковский, В.В. Психология детства. - Е., 2005. - 240с. 20. Козлова, С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия».- 416 с..2000. 21. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2002. - 168с. 22. Лихачев, Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М,2001.—607с. 23. Методика «Закончи историю» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.34-35. 24. Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.35 25. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 2000.- 335с. 26. Основы специальной психологии/ Под ред. Кузнецовой Л.В. - М.: Академия, 2002. - 340с. 27. Пиаже, Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 2009. 28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 2004. - 345с. 29. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 2005. - 118с. 30. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с. 31. Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. - М.,2006.-445с. 32. Усова, А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 2000. 33. ФГОС дошкольного образования,2013 г. 34. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с. 35. Эльконин, Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 2002.
Приложение 1 Методика: А.Б. Дерманова «Закончи историю» Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально. Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи. История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему? История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил… Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка и правильность ответа (правильно - плюс, неправильно - минус), по возможности дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов: 0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей. 1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. Методика: А.Б. Дерманова «Сюжетные картинки». Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников, которые подлежат моральной оценке: - Мальчик защищает девочек или малышей. - Мама несет сумки, а мальчик идет рядом и улыбается. - Мaльчик сломал куклу, девочка плaчет. - Мaльчик дaрит девочке цветы. - Девочка рвет книгу. - Мальчик подклеивает книгу. - Мальчик гладит по голове девочку, которая плачет. - Мальчики играют в футбол. - Девочки, ccорясь, тянут куклу. - Мальчики и девочки играют дружно. Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный. Все ответы ребенка и правильность ответа (правильно - плюс, неправильно - минус), по возможности дословно, фиксируются в протоколе. Обработка результатов: 0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д. Социометрическая методика исследования Т.Д. Марцинковская «Два домика». Методика предназначена д ля выявления характера отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы. Ребенку давался лист бумаги, на котором были нарисованы два небольших домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета. Все ответы ребенка фиксируются в протоколе. Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике. Все данные записываются в таблицу. Исследование проводится индивидуально, беседуя с каждым из детей. Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения. Обработка результатов: Ответы детей заносятся в специальную таблицу (социоматрицу). Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования Условные обозначения для социоматрицы: + положительный выбор (ответ на первый вопрос); - отрицательный выбор (ответ на второй вопрос). Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе Выделяют следующие типы социометрического статуса: - «популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов; - «предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды»); - «пренебрегаемые» или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора; - «изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками); - «отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы. Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как «звезды», так и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды». Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: - высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. - средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. - низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»). При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы: Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Приложение 2 1.Методика исследования: А.Б. Дерманова «Закончи историю».
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |