Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические характеристики личности




Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется изменениями, как в психическом, так и в биологическом развитии, интеллектуальной взрослостью, социальной зрелостью, а также изменениями во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Становясь старше, у ребёнка появляются новые обязанности, он начинает участвовать в общественной жизни, в этот период он становится способным разделять деятельность на «мужскую» и «женскую». С желанием проявить себя, в ребёнке активно начинает формироваться личность. На фоне всех изменений происходит формирование новых интересов, они становятся более чёткими и стойкими. Активнее становится общение со сверстниками, а учебная деятельность отходит на второй план. Половое созревание и маргинальный период во многом определяют поведение молодых людей. Они хуже контролируют внешние проявления своих эмоций, физическая активность выше, чем у взрослых. Подростки стремятся отстраниться от влияния взрослых, проявить себя, чтобы отстоять вою автономность, они хотят сами отвечать за свои слова и поступки, иметь собственный выбор. Мы назовём это переходом от «зависимого детства» к «самостоятельности и взрослости».

Таким образом, главными движущими силами в этом возрасте являются общение с ровесниками и проявление индивидуальных свойств личности.

 

В ходе изучения личности социальная психология рассматривает совокупность определённых социально-психологических явлений, характеризующих свойства и особенности индивида, обусловленных его социальной средой или психологическими факторами.

Понятие характеристика произошло от греческого слова «character», что переводится на русский как отличительная черта – признак. Во многих источниках под характеристикой личности понимают совокупность её отличительных свойств. Личность человека, как части общества, всегда находится среди влияния различных отношений жизнедеятельности, Система взглядов и идей об обществе оказывает значительное влияние на саму личность, её психику, взгляд на мир, позицию в социуме.

И. Хофман, д. Браун и др. считают, что у личности есть внешний и внутренний слои. Внешний слой – это идеалы, внутренний – глубинные влечения на уровне инстинкта. Немецкий философ и психолог Людвиг Клягессчитал, что личность состоит из некоторых компонентов, а так же характера. Он предложил следующую схему личности:

1. материя (общие и специальные способности, задатки);

2. структура (структура внутренних движущих сил, выражающих волевую возбудимость, чувственную возбудимость и выражение внутренних эмоций);

3. качество характера (влечения и движущие силы – мотивация);

4. задатки самообладания (характеризуют поведение);

5. тектоника характера (определяет отношение названных свойств групп друг к другу).

Идеи Клягеса оказали немалое значение на развитие западноевропейской психологии (работы Р.Б. Кеттелла, Н.Т. Норманова и др.). Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под.ред. Л.А. Карпенко

Британский и американский психолог двадцатого века Рэймонд Кеттел выделил 3 аспекта личности:

1. Интерес. Кеттел считал, что уникальные черты проявляются в сферах интересов и установок.

2. Способности. Как характеристика, способности определяют умения человека и его эффективность в разных сферах деятельности.

3. Темперамент. Кеттел рассматривает черты темперамента, как определённые конституционные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. http://psychojournal.ru/psychologists/95-reymond-kettel-strukturnaya-teoriya-chert-lichnosti.html информационный портал по психологии

Сергей Леонидович Рубинштейн считает, что личность характеризуют:

1. направленность (установки, потребности и интересы);

2. способности - закреплённая система обобщённых психических деятельностей;

3. темперамент и характер.

(лекция-социально-психологические хар-киличн)

В рамках современного обществознания считают важным наличие следующих основных характеристик личности: разума, воли, свободы и чувств. Под волей понимается способность самостоятельно нести ответственность за свои эмоции и поступки. Под свободой понимается такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он сам является их причиной. Разумом называется способность анализировать повершённые действия, а чувства представляют собой эмоциональный процесс, сопровождающий сознательные действия человека. Мы согласны с мнением о том, что наличие данных характеристик является очень важной составляющей личности, так как оно совмещает в себе многое из вышеописанных структур личности.

Составляя социально-психологический портрет человека, учитывается его принадлежность к определённому типу нервной деятельности: флегматикам, сангвиникам, меланхоликам и холерикам.

Анатолий Генадьевич Маклаковв своей книге под названием «Общая психология» рассматривает темперамент как свойство личности. В энциклопедическом словаре «Основы духовной культуры» под свойствами личности понимают характерные признаки поведения, которые выражаются как качественная сторона личности и имеют тенденцию к повторяющемуся, выраженному и узнаваемому проявлению в аналогичных ситуациях. Так как характеристика – это совокупность отличительных свойств, мы будем рассматривать темперамент как одну из социально-психологических характеристик личности. Темперамент определяет психологические различия между людьми в интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, энергичности и в других характеристиках.

Б. М. Теплов дал такое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - с другой». (Теплов Б. М., 1985). Отсюда можно сделать вывод, что темперамент имеет две составляющие – активность и эмоциональность.

Активность показывает степень энергичности, скорость реакций. Эмоциональность характеризует протекание таких эмоциональных процессов как, например, радость или страх. (Маклаков А. общая психология)

Карл Густав Юнг выделил 2 общих типа: экстравертированный и интравертированный. Основным различаем этих двух типов является субъект - объектная ориентация. Экстраверт направлен на объект (направленность на других, на общество). Интроверта характеризует субъектная направленность (собственное мнение весомее, чем внешняя реальность).

Знаменитый врач античности Клавдий Гален первым разработал типологию темпераментов. Он выделил четыре типа темперамента, которые популярны в психологии и в настоящее время: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Все современные описания данных характеристик очень близки по смыслу. Мы приведём обобщённое описание данных характеристик, выражающее их основную суть.

Сангвиник – это уравновешенный человек с повышенной активностью, обладающий живой мимикой и выразительными движениями. У сангвиника легко меняется настроение по незначительному поводу. Этот человек способен, не утомляясь, работать продолжительное время, быстро привыкает к новой обстановке и легко сходится с новыми людьми. Экстраверт.

Флегматик активен, но не находчив. Ему трудно приспособится к новой обстановке и переключится на новое дело. Мало чувствителен и слабо эмоционален, уравновешен. В сложных ситуациях сохраняет спокойствие. Его движения, мимика и речь замедленны. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. Интроверт.

Холерик, как и сангвиник, очень активен, но его активность имеет неуравновешенный характер. Он очень вспыльчив и нетерпелив. Настойчив. Внимание трудно переключаемо. Экстраверт.

Меланхолик очень чувствителен, эмоционально неустойчив, неэнергичен и ненастойчив. Легко утомляется и мало работоспособен. Мимика невыразительна. Обычно он не уверен в себе, внимание его неустойчиво, процессы замедленны. Интроверт.

Польский психолог Ян Стреляю, считал, что темперамент играет важнейшую роль в адаптации индивида к окружающей среде. Он разработал собственную методику диагностики темперамента. Это опросник, направленный на изучение уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, уровня уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе. Опросник состоит из 134 вопросов, предполагающх ответы «да», «затрудняюсь ответить», либо «нет». Опросник адаптирован на русский язык Р. Н. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым.

Г. Айзенк предложил двухфакторную модель личности. Данная методика удобна тем, что определяет сразу два показателя: экстраверсия – интраверсия и нейротизм. Под нейротизмом здесь понимается результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Высокая степень нейротизма является показателем эмоциональной неустойчивости человека.

Рубинштейн и Клягес помимо прочих характеристик личности выделяли характер. Под характером мы понимаем совокупность её характеристик и свойств, влияющих на поведение личности. Так же можно сказать, что характер влияет на выбор образа жизни, потому как черты характера отражают то, как действует человек. Чтобы видеть разницу между характером и темпераментом, приведём несколько различий: темперамент не учитывает содержательную сторону личности, например, мировоззрение, интересы, убеждения. Так же не определяет предел возможных для конкретной личности достижений. Он характеризует лишь динамическую сторону деятельности человека. Характер, в свою очередь, имеет отношение к содержательной стороне личности.

Понятие «характер» впервые было введено коллегой Аристотеля Теофрастом для определения свойств человека. Существует множество черт и свойств характера. Под свойствами характера понимают не все особенности человека, а только выделяющиеся и устойчивые, по которым видно, как человек ведёт себя в разных обстоятельствах, как проявляет себя в обществе, по отношению к другим людям, к жизни и к самому себе. Зная характер человека, можно предположить чего от него можно ожидать, как он проявит себя. По степени выраженности свойств характера мы видим, чем отличается один человек от другого.

В средние века было принято определять черты характера личности по особенностям черепа человека. Эта наука имела название «френология». Так же характер определяли и по визуальной диагностике. В наше время учёные предпочитают выявлять свойства характера с помощью стандартизированных и проективных тестов.

Первую методику на выявление преобладающих черт характера разработал Леонгард. Она имеет название «акцентуации характера». Шмишек выделил следующие черты личности: гипертимность, эмоциональнось, циклотимность, дистимичность, демонстративность, педантичность, застревание, тревожность, возбудимость, экзальтированность. По его мнению, эти черты являются как бы заострением некоторых присущих человеку свойств, таких как склонность к повышенному настроению, склонность к депрессивному реагированию, к педантизму, к бредовым реакциям и др. Так же данная методика была адаптирована И. В. Крук для раннего выявления акцентуаций характера у подростков в соответствии с классификацией А. Е. Личко. В данной методике выделено 5 типов акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, сензитивный и психастенический (прил. 1).

Р. Кеттел в своём многофакторном опроснике рассматривал следующие свойства:

1. сизотимия (обособленность, отчуждённость), аффектотимия (сердечность, доброта);

2. десургенсия (рассудительность, озабоченность), сургенсия (беспечность);

3. слабость «Сверх-Я» (недобросовестность), сила «Сверх-Я» (высокая совестливость;

4. тректия (робость, застенчивость), пармия (смелость в общении);

5. безыскусственность (наивность, простота), искусственность (проницательность, рассчетливость);

6. гипертимия (самоуверенность), гипотимия (склонность к чувству вины);

7. консерватизм (ригидность), радикализм (гибкость);

8. социабельность (зависимость от группы), самодостаточность (самостоятельность);

9. импульсивность (низкий самоконтроль поведения), контроль желаний (высокий самоконтроль поведения);

10. нефрустрированность (расслабленность), фрустрированность (напряжённость);

11. низкий интеллект (глупый), высокий интеллект (умный);

12. слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость), сила «Я» (эмоциональная устойчивость);

13. конформность (покорность, зависимость), доминантность (настойчивость, напористость);

14. харрия (суровость, жёсткость), премсия (мягкость, нежность);

15. алаксия (доверчивость), протенсия (подозрительность);

16. праксерция (практичность), аутия (мечтательность).

Так как в данной работе нам интересен именно подростковый возраст, мы считаем, что целесообразным рассмотрение одной из важных особенностей подросткового возраста - формирование жизненных ценностей личности. Они формируются благодаря сфере интересов, о которой говорит Р. Кеттел. Возрастные изменения оказывают большое влияние на их образование. Вовлекаясь в социальную жизнь подросток может проявлять интерес к духовному состоянию общества, выражать желание оказывать содействие и помощь другим людям, стремится обратить на себя внимание, быть известным многим людям, стремится чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, у некоторых подростков возникает желание проявлять власть над другими, оказывать на них влияние. Осознавая непредсказуемость событий в обществе, он может беспокоиться за свою жизнь и жизнь близких людей; выражать озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми. Подросток может начать стремиться к духовному совершенствованию, интересоваться культурой, искусством, осознанно приобщиться к религиозной жизни. Стремясь к независимости, подросток желает самостоятельно определять ход своей жизни, может появиться нацеленность на материальный успех в будущем и стремление к личностному росту. В этом возрасте ребёнок может задуматься о здоровом образе жизни, начать заниматься спортом, следить за своей внешностью и модой.

Все эти вопросы становятся важными для ребёнка, находящегося в подростковом периоде, они определяют его жизненные ценности и характеризуют его как личность. Социально-культурные различия так или иначе изменяются в той среде, где растёт и формируется старшеклассник – в особенностях межличностных отношений, в его семье и молодёжной субкультуре, в которой находится подросток, а так же в сфере его увлечений. Кон И.С. Психология старшеклассника. М„ 1982, с.193-202

П. Н. Иванов и Е. Ф. Колобова разработали методику, позволяющую выявить жизненные ценности личности такие как свобода, открытость и демократия в обществе, безопасность и защищённость, служение людям, власть и влияние, известность, автономность, материальный успех, богатство духовной жизни, личностный рост, здоровье, привязанность и любовь, чувство удовольствия, межличностные контакты и общение, богатая духовно - религиозная жизнь, привлекательность. Она является оной из разновидностей вербальных проективных тестов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – Издательство Института психотерапии, 2005. – 496 с.

Данная методика удобна для нас тем, что она разработана для лиц школьного и послешкольного возраста и помогает выявить наиболее важные для подростка жизненные ценности, которые, на наш взгляд, дополняют общую картину личности подростка, поэтому мы будем использовать её в нашем исследовании. Вместе с тем мы будем использовать методику Шмишека «акцентуации характера», так как для подросткового возраста термин «акцентуации характера» является наиболее подходящим. В. В. Ковалёв отмечал, что в этом возрасте, ещё не сформирован тип характера и считал, что целесообразно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах. http://svitk.ru/004_book_book/16b/3568_lihko-psihopatii_i_akcentuacii.php#_Toc69313964




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.