Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание, обработка и анализ полученных результатов




Описание выборки исследования и диагностического инструментария

На проверку выдвинутой гипотезы была подобрана выборка из старших школьников МБОУ КСОШ №1 в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 37 человек.

Сбор эмпирического материала проводился при помощи следующих методик:

1) Личностный опросник Шмишека «Акцентуации характера» в адаптации И. В. Крук.

Цель методики: диагностика подросткового типа акцентуации характера.

Возрастной диапазон применения: 12-18 лет.

Описание методики: опросник состоит из 88 вопросов, предполагающих ответы «да», либо «нет».

Методический материал: бланк с вопросами, лист бумаги для ответов, ручка.

Содержание методики и характеристик типов акцентуаций можно найти в приложении 7.

2) Проективный тест «определение жизненных ценностей личности» (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова).

Цель методики: определение жизненных целей – ценностей.

Возрастной диапазон применения методики: методика предназначена для лиц школьного и послешкольного возраста.

Описание методики: необходимо продолжить напечатанные на бланке предложения мыслями, важными для испытуемого как на данный момент, так и в целом в жизни.

Методологический материал: бланк для заполнения, ручка.

Содержание методики и описание жизненных ценностей можно найти в приложении 8.

3) Авторская методика на выявление предпочтений в стиле одежды.

Данная методика разработана автором дипломной работы.

Методика направлена на выявление предпочтений в стиле одежды.

Описание методики: тест состоит из 6 картинок с изображением разных стилей одежды и девизов этих стилей для более удобного понимания основы стиля. Данная методика разработана в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Разница состоит в том, что на бланках для девочек изображена женская одежда, на бланках, предназначенных для мальчиков – мужская.

Данная методика может быть применима для лиц старшего школьного, а так же послешкольного возрастов.

Методологический инструментарий: бланки с пронумированными картинками, пишущая ручка.

Подробнее о методике можно узнать в приложении 9.

4) Для обработки полученных результатов использовался метод шкалирования.

 

1) На первом этапе психодиагностического исследования на выборке был проведен личностный опросник Шмишека «Акцентуации характера» в адаптации И. В. Крук. В результате были получены результаты, представленные в Таблице 1.

Таблица 1.

Распределение испытуемых по выраженным свойствам характера

 

св-ва характера кол-во испытуемых
лабил.  
гипер.  
истероид.  
эпилепт.  
цикл.  
неуст.  
психаст.  
шизоид.  
сензит.  

 

Таким образом, мы получил следующее распределение выраженности черт среди учащихся 9-11 классов: лабильный (эмотивный, экзальтированный) тип - 26 человек, гипертимный тип – 18 человек, истероидный (демонстративный) тип – 15 человек, эпилептоидный тип – 7 человек, циклоидный тип – 6, неустойчивый тип – 5 человек, психастенический тип – 4 человека, шизоидный тип – 4 человека, сензитивный (тревожный) тип – 1 человек. Ниже представлено процентное соотношение распределения испытуемых по выраженным свойствам характера (рис.3).

Рис. 3. Процентное соотношение распределения испытуемых по выраженным свойствам характера

На рисунке видно, что большинство (30%) испытуемых обладает лабильным типом характера. Это подростки с частой, беспричинной сменой настроения, ранимы, чувствительны к чужому мнению о себе.

21% испытуемых обладает гипертимым типом. Для них характерно почти всегда хорошее настроение, общительность, подвижность, самостоятельность, склонность к озорству и лёгкое, быстрое усвоение учебного материала.

Истероидный (демонстративный) тип присущ 17% испытуемых. Такие подростки любят оказываться в центре внимания, эгоцентричны, порой негативные реакции в свой адрес предпочитают безразличию.

8% испытуемых – это эпилептоидный тип. Подростки этого типа склонны к долгим периодам злобно-тоскливого настроения и способны срывать вымещать зло на окружающих. Им свойственно обесцнивание чужих интересов, и соблюдение своих.

7% испытуемых присущ циклоидный тип. Он характерен сильной сменой настроения, скрытностью, вялостью. В хорошем настроении похожи на подростков с гипертимной акцентуацией.

6% - неустойчивый тип. Такие подростки безразличны к будущему, неспособны на настоящую дружбу, любят развлечения, безвольны к учебе, дому и выполнению заданий.

5% испытуемых обладают шизоидным типом. Такие дети замкнуты и не умеют вступать в контакты, не способны разделять эмоции с другими, предпочитают оставаться наедине с собой.

Психастенический тип составляет так же 5% испытуемых. Это нерешительные подростки, постоянно сомневаются в правильности содеянного. Пессимисты.

Сензитивный тип характерен всего 1% подростков. Такие дети с трудом общаются с новыми людьми, неуверенны в себе.

2) Второй этап эмпирического исследования составил проективный тест П.Н. Иванова и Е.Ф. Колововой.

По результатам диагностической методики были выявлены следующие результаты (табл. 2):

 

Табл. 2.

Результаты проективного теста П.Н. Иванова и Е.Ф. Колововой

 

жизненные ценности количество испытуемых
автоном.  
безопас.  
личн.рост  
служ.  
демократ.  
здоровье  
привяз.и любовь  
дух.жизнь  
межлич.  
удовольств.  
власть.  
мат.успех  
привл.  

 

Переведённые в процентное соотношение данные представлены на Рисунке 10.

Рис. 10. Процентное соотношение количества испытуемых в соответствии с их жизненными ценностями

Из приведённой выше диаграммы видно, что большинство подростков обладают следующими жизненными ценностями: автономность (23%); потребность в безопасности и защищённости (18%); личностный рост (10%); служение людям (9%); здоровье, привязанность и любовь, свобода и демократия в обществе (6%).

Наименьшему количеству испытуемых присущи следующие ценности: межличностные отношения, духовная жизнь (5%); удовольствие (4%), власть и влияние, материальный успех (3%); привлекательность (2%).

3) Респондентам были предложены бланки с изображением стилей (см. Приложение 3). Результаты по авторскому тесту на определение предпочтений в стиле одежды представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Предпочтения в стиле одежды среди подростков

стили классический кежуал романтический унисекс гранж
кол-во чел.          

 

По данным Таблицы 3 была составлена следующая диаграмма (Рис. 11):

 

 

Рисунок 11 «Распределение респондентами стилей одежды»

На рисунке видно, что среди старших школьников большинство привлёк классический стиль (29%), стиль кежуал (26%) и романтический стиль (21%). Наименьшее количество испытуемых проголосовало за стиль унисекс (13%), гранж (8%)

4) На следующем этапе исследования мы проследили за тем, какие социально-психологические характеристики попадают под каждый из выбранных стилей:

I) по опроснику Шмишека (Табл. 4);

II) по тесту Иванова, Колобовой (Табл. 5).

 

I) Опросник Шмишека и стили

Таблица 4

Акцентуации характера и стили в одежде

стиль классический романтический кежуал унисекс гранж
характеристики кол-во чел.
гипертим.          
циклотим.          
лабильный.          
сензитив.          
психаст.          
шизоид.          
эпилепт.          
истероид.          
неустойч.          

 

По данным таблицы были составлены 5 диаграмм процентного соотношения выраженности акцентуаций характера среди подростков в каждом из стилей.

1) На рисунке 12 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших классический стиль в одежде.

Рис. 12. Классический стиль и акцентуации характера у подростков

Из Рисунка 12 видно, что среди подростков, выбравших классический стиль, преобладает лабильный и гипертимный тип (30%). Ни один из испытуемых не обладает шизоидным (0%), психастеническим (0%) и сензитивным типом (0%) акцентуации характера.

2)На рисунке 13 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, выбравших стиль кежуал.

Рис. 13. Стиль кежуал и акцентуации характера у подростков

На Рисунке 13видно, что среди испытуемых, выбравших стиль кежуал, преобладает гипертимный (34%), истероидный (21%) и лабильный (21%) тип. Наименьшее количество испытуемых обладают циклотимным (4%), неустойчивым (4%), шизоидным (4%), сензитивным (4%) типами и ни одного психастеника.

3) На рисунке 14 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших романтический стиль в одежде.

Рис. 14. Романтический стиль и акцентуации характера среди подростков

На рисунке видно, что большинство из подростков, выбравших романтический стиль – это подростки с лабильной акцентуацией (33%), а так же истероидной (19%) и гипертимной (14%). Ни одного с шизоидной и сензитивной акцентуацией.

4) На рисунке 15 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди подростков, выбравших в одежде стиль унисекс.

 

Рис. 13. Стиль унисекс и акцентуации характера у подростков

Стиль унисекс предпочли школьники с лабильным типом акцентуации (36%), психастеническим и истероидным типом. Ни одного подростка с неустойчивым и сензитивным типом (0%).

5) На рисунке 16 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших стиль гранж.

Рис. 13. Стиль гранж и акцентуации характера у подростков

На рисунке видно, что большинство из испытуемых, предпочевших стиль гранж, имеют лабильный тип (37%) и ни одного подростка с сензитивным типом, эпилептоидным и неустойчивым типом.

I) Тест П.Н.Иванова, Е.Ф. Колобовой и предпочтения в стиле (см. Табл.5).

Таблица 5

Тест П.Н. Иванова, Е.Ф. Колововой и предпочтения в стиле

 

  Стиль (кол-во чел.)
ценности гранж классический романтический унисекс кежуал
демократ.          
безопас.          
служ.          
власть.          
автоном.          
мат.успех          
дух.жизнь          
личн.рост          
здоровье          
привяз.и любовь          
привл.          
удовольств.          
межлич.          

 

1) Ниже представлена диаграмма, отображающая жизненных ценностей среди школьников, предпочевших классический стиль в одежде (рис. 14).

Рис. 14. Процентное распределение жизненных ценностей респондентов, выбравших классический стиль в одежде

На рисунке видно, что жизненные ценности у подростков, предпочевших классический стиль, распределяются следующим образом:

1 - автономность (23%); 2 - личностный рост, безопасность и защищённость (16%); 3- служение людям (13%); 4 - свобода, открытость и демократия в обществе, привязанность и любовь (7%); 5 - межличностные контакты и общение (6%); 6 - материальный успех, власть и влияние, привлекательность, здоровье (3%); 7 - чувство удовольствия, богатство духовной культуры ни оказались значимыми ни для кого (0%).

2) На рисунке 15 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших стиль кежуал в одежде.

 

Рис. 15. Процентное распределение жизненных ценностей, среди подростков, выбравших стиль кежуал

На рисунке видно, что данные распределяются следующим образом:

1 – автономность (25%); 2 - безопасность и защищённость (14%); 3 - здоровье (11%); 4 – чувство удовольствия, межличностные контакты и общение, служение людям, богатство духовной культуры (7%); 5 - привлекательность, личностный рост, привязанность и любовь (4%); 6 - власть и влияние, справедливость и демократия в обществе (3%).

3) На рисунке 16 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших романтический стиль в одежде.

Рис. 15. Процентное соотношение жизненных ценностей среди школьников, выбравших романтический стиль в одежде

На рисунке 15 можно увидеть, что данные распределяются следующим образом:

1– автономность (27%); 2- привязанность и любовь, служение людям, безопасность и защищённость, личностный рост (14%); 3- межличностные контакты и общение (5%); свобода, открытость и демократия в обществе, власть и влияние, здоровье (4%); 5- чувство удовольствия, привлекательность, материальный успех, богатство духовной культуры.

4) На рисунке 16 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших в одежде стиль унисекс.

Рис. 16. Процентное соотношение жизненных ценностей подростков, выбравших стиль унисекс

На диаграмме видно, что данные распределяются следующим образом:

1- безопасность (29%); 2- автономность (22%); 3- богатство духовной культуры, личностный рост (14%); 4- свобода, открытость и демократия в обществе, здоровье, удовольствие (7%); привлекательность, привязанность и любовь, межличностные отношения и общение, власть и влияние, служение людям, материальный успех (0%).

5) На рисунке 17 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших стиль гранж в одежде.

Рис. 17. Процентное соотношение жизненных ценностей подростков, выбравших стиль гранж

На диаграмме видно, что данные распределяются следующим образом:

1- безопасность и защищённость (37%); 2- материальный успех, богатство духовной культуры, чувство удовольствия (13%); 3- автономность, свобода и демократия в обществе (12%); 4- межличностные отношения и общение, привязанность и любовь, привлекательность, здоровье, личностный рост (0%).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.