КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание, обработка и анализ полученных результатов
Описание выборки исследования и диагностического инструментария На проверку выдвинутой гипотезы была подобрана выборка из старших школьников МБОУ КСОШ №1 в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 37 человек. Сбор эмпирического материала проводился при помощи следующих методик: 1) Личностный опросник Шмишека «Акцентуации характера» в адаптации И. В. Крук. Цель методики: диагностика подросткового типа акцентуации характера. Возрастной диапазон применения: 12-18 лет. Описание методики: опросник состоит из 88 вопросов, предполагающих ответы «да», либо «нет». Методический материал: бланк с вопросами, лист бумаги для ответов, ручка. Содержание методики и характеристик типов акцентуаций можно найти в приложении 7. 2) Проективный тест «определение жизненных ценностей личности» (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова). Цель методики: определение жизненных целей – ценностей. Возрастной диапазон применения методики: методика предназначена для лиц школьного и послешкольного возраста. Описание методики: необходимо продолжить напечатанные на бланке предложения мыслями, важными для испытуемого как на данный момент, так и в целом в жизни. Методологический материал: бланк для заполнения, ручка. Содержание методики и описание жизненных ценностей можно найти в приложении 8. 3) Авторская методика на выявление предпочтений в стиле одежды. Данная методика разработана автором дипломной работы. Методика направлена на выявление предпочтений в стиле одежды. Описание методики: тест состоит из 6 картинок с изображением разных стилей одежды и девизов этих стилей для более удобного понимания основы стиля. Данная методика разработана в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Разница состоит в том, что на бланках для девочек изображена женская одежда, на бланках, предназначенных для мальчиков – мужская. Данная методика может быть применима для лиц старшего школьного, а так же послешкольного возрастов. Методологический инструментарий: бланки с пронумированными картинками, пишущая ручка. Подробнее о методике можно узнать в приложении 9. 4) Для обработки полученных результатов использовался метод шкалирования.
1) На первом этапе психодиагностического исследования на выборке был проведен личностный опросник Шмишека «Акцентуации характера» в адаптации И. В. Крук. В результате были получены результаты, представленные в Таблице 1. Таблица 1. Распределение испытуемых по выраженным свойствам характера
Таким образом, мы получил следующее распределение выраженности черт среди учащихся 9-11 классов: лабильный (эмотивный, экзальтированный) тип - 26 человек, гипертимный тип – 18 человек, истероидный (демонстративный) тип – 15 человек, эпилептоидный тип – 7 человек, циклоидный тип – 6, неустойчивый тип – 5 человек, психастенический тип – 4 человека, шизоидный тип – 4 человека, сензитивный (тревожный) тип – 1 человек. Ниже представлено процентное соотношение распределения испытуемых по выраженным свойствам характера (рис.3). Рис. 3. Процентное соотношение распределения испытуемых по выраженным свойствам характера На рисунке видно, что большинство (30%) испытуемых обладает лабильным типом характера. Это подростки с частой, беспричинной сменой настроения, ранимы, чувствительны к чужому мнению о себе. 21% испытуемых обладает гипертимым типом. Для них характерно почти всегда хорошее настроение, общительность, подвижность, самостоятельность, склонность к озорству и лёгкое, быстрое усвоение учебного материала. Истероидный (демонстративный) тип присущ 17% испытуемых. Такие подростки любят оказываться в центре внимания, эгоцентричны, порой негативные реакции в свой адрес предпочитают безразличию. 8% испытуемых – это эпилептоидный тип. Подростки этого типа склонны к долгим периодам злобно-тоскливого настроения и способны срывать вымещать зло на окружающих. Им свойственно обесцнивание чужих интересов, и соблюдение своих. 7% испытуемых присущ циклоидный тип. Он характерен сильной сменой настроения, скрытностью, вялостью. В хорошем настроении похожи на подростков с гипертимной акцентуацией. 6% - неустойчивый тип. Такие подростки безразличны к будущему, неспособны на настоящую дружбу, любят развлечения, безвольны к учебе, дому и выполнению заданий. 5% испытуемых обладают шизоидным типом. Такие дети замкнуты и не умеют вступать в контакты, не способны разделять эмоции с другими, предпочитают оставаться наедине с собой. Психастенический тип составляет так же 5% испытуемых. Это нерешительные подростки, постоянно сомневаются в правильности содеянного. Пессимисты. Сензитивный тип характерен всего 1% подростков. Такие дети с трудом общаются с новыми людьми, неуверенны в себе. 2) Второй этап эмпирического исследования составил проективный тест П.Н. Иванова и Е.Ф. Колововой. По результатам диагностической методики были выявлены следующие результаты (табл. 2):
Табл. 2. Результаты проективного теста П.Н. Иванова и Е.Ф. Колововой
Переведённые в процентное соотношение данные представлены на Рисунке 10. Рис. 10. Процентное соотношение количества испытуемых в соответствии с их жизненными ценностями Из приведённой выше диаграммы видно, что большинство подростков обладают следующими жизненными ценностями: автономность (23%); потребность в безопасности и защищённости (18%); личностный рост (10%); служение людям (9%); здоровье, привязанность и любовь, свобода и демократия в обществе (6%). Наименьшему количеству испытуемых присущи следующие ценности: межличностные отношения, духовная жизнь (5%); удовольствие (4%), власть и влияние, материальный успех (3%); привлекательность (2%). 3) Респондентам были предложены бланки с изображением стилей (см. Приложение 3). Результаты по авторскому тесту на определение предпочтений в стиле одежды представлены в Таблице 3. Таблица 3 Предпочтения в стиле одежды среди подростков
По данным Таблицы 3 была составлена следующая диаграмма (Рис. 11):
Рисунок 11 «Распределение респондентами стилей одежды» На рисунке видно, что среди старших школьников большинство привлёк классический стиль (29%), стиль кежуал (26%) и романтический стиль (21%). Наименьшее количество испытуемых проголосовало за стиль унисекс (13%), гранж (8%) 4) На следующем этапе исследования мы проследили за тем, какие социально-психологические характеристики попадают под каждый из выбранных стилей: I) по опроснику Шмишека (Табл. 4); II) по тесту Иванова, Колобовой (Табл. 5).
I) Опросник Шмишека и стили Таблица 4 Акцентуации характера и стили в одежде
По данным таблицы были составлены 5 диаграмм процентного соотношения выраженности акцентуаций характера среди подростков в каждом из стилей. 1) На рисунке 12 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших классический стиль в одежде. Рис. 12. Классический стиль и акцентуации характера у подростков Из Рисунка 12 видно, что среди подростков, выбравших классический стиль, преобладает лабильный и гипертимный тип (30%). Ни один из испытуемых не обладает шизоидным (0%), психастеническим (0%) и сензитивным типом (0%) акцентуации характера. 2)На рисунке 13 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, выбравших стиль кежуал. Рис. 13. Стиль кежуал и акцентуации характера у подростков На Рисунке 13видно, что среди испытуемых, выбравших стиль кежуал, преобладает гипертимный (34%), истероидный (21%) и лабильный (21%) тип. Наименьшее количество испытуемых обладают циклотимным (4%), неустойчивым (4%), шизоидным (4%), сензитивным (4%) типами и ни одного психастеника. 3) На рисунке 14 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших романтический стиль в одежде. Рис. 14. Романтический стиль и акцентуации характера среди подростков На рисунке видно, что большинство из подростков, выбравших романтический стиль – это подростки с лабильной акцентуацией (33%), а так же истероидной (19%) и гипертимной (14%). Ни одного с шизоидной и сензитивной акцентуацией. 4) На рисунке 15 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди подростков, выбравших в одежде стиль унисекс.
Рис. 13. Стиль унисекс и акцентуации характера у подростков Стиль унисекс предпочли школьники с лабильным типом акцентуации (36%), психастеническим и истероидным типом. Ни одного подростка с неустойчивым и сензитивным типом (0%). 5) На рисунке 16 представлена диаграмма, отображающая выраженности черт характера среди школьников, предпочевших стиль гранж. Рис. 13. Стиль гранж и акцентуации характера у подростков На рисунке видно, что большинство из испытуемых, предпочевших стиль гранж, имеют лабильный тип (37%) и ни одного подростка с сензитивным типом, эпилептоидным и неустойчивым типом. I) Тест П.Н.Иванова, Е.Ф. Колобовой и предпочтения в стиле (см. Табл.5). Таблица 5 Тест П.Н. Иванова, Е.Ф. Колововой и предпочтения в стиле
1) Ниже представлена диаграмма, отображающая жизненных ценностей среди школьников, предпочевших классический стиль в одежде (рис. 14). Рис. 14. Процентное распределение жизненных ценностей респондентов, выбравших классический стиль в одежде На рисунке видно, что жизненные ценности у подростков, предпочевших классический стиль, распределяются следующим образом: 1 - автономность (23%); 2 - личностный рост, безопасность и защищённость (16%); 3- служение людям (13%); 4 - свобода, открытость и демократия в обществе, привязанность и любовь (7%); 5 - межличностные контакты и общение (6%); 6 - материальный успех, власть и влияние, привлекательность, здоровье (3%); 7 - чувство удовольствия, богатство духовной культуры ни оказались значимыми ни для кого (0%). 2) На рисунке 15 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших стиль кежуал в одежде.
Рис. 15. Процентное распределение жизненных ценностей, среди подростков, выбравших стиль кежуал На рисунке видно, что данные распределяются следующим образом: 1 – автономность (25%); 2 - безопасность и защищённость (14%); 3 - здоровье (11%); 4 – чувство удовольствия, межличностные контакты и общение, служение людям, богатство духовной культуры (7%); 5 - привлекательность, личностный рост, привязанность и любовь (4%); 6 - власть и влияние, справедливость и демократия в обществе (3%). 3) На рисунке 16 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших романтический стиль в одежде. Рис. 15. Процентное соотношение жизненных ценностей среди школьников, выбравших романтический стиль в одежде На рисунке 15 можно увидеть, что данные распределяются следующим образом: 1– автономность (27%); 2- привязанность и любовь, служение людям, безопасность и защищённость, личностный рост (14%); 3- межличностные контакты и общение (5%); свобода, открытость и демократия в обществе, власть и влияние, здоровье (4%); 5- чувство удовольствия, привлекательность, материальный успех, богатство духовной культуры. 4) На рисунке 16 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших в одежде стиль унисекс. Рис. 16. Процентное соотношение жизненных ценностей подростков, выбравших стиль унисекс На диаграмме видно, что данные распределяются следующим образом: 1- безопасность (29%); 2- автономность (22%); 3- богатство духовной культуры, личностный рост (14%); 4- свобода, открытость и демократия в обществе, здоровье, удовольствие (7%); привлекательность, привязанность и любовь, межличностные отношения и общение, власть и влияние, служение людям, материальный успех (0%). 5) На рисунке 17 представлена диаграмма отображения жизненных ценностей среди школьников, предпочевших стиль гранж в одежде. Рис. 17. Процентное соотношение жизненных ценностей подростков, выбравших стиль гранж На диаграмме видно, что данные распределяются следующим образом: 1- безопасность и защищённость (37%); 2- материальный успех, богатство духовной культуры, чувство удовольствия (13%); 3- автономность, свобода и демократия в обществе (12%); 4- межличностные отношения и общение, привязанность и любовь, привлекательность, здоровье, личностный рост (0%).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |