Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления российского федерализма




Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России.

Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов после Февральской революцией 1917 года.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление "национального гнета". Уже в конце 1917 года Финляндия, использовав право на самоопределение отделилась от России, став независимым государством. В декабре 1917 года от России отделилась Украинская Советская Республика. Одновременно шел процесс усложнения формы государственного единства самой Российской Советской Республики, превращения ее в федеративное государство.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 года, провозгласила Россию федерацией. Принципиальные положения о федерации, закрепленные в Декларации, были развиты в резолюции Съезда "О федеральных учреждениях Российской Республики". Декларация провозгласила: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик". Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России". Декларация ограничивалась установлением лишь наиболее общих принципов, предоставив рабочим и крестьянам каждой нации самостоятельно решить, желают ли они войти в состав Российской Федерации или нет, а если желают, то на каких основаниях. Это же положение содержалось и в резолюции "О федеральных учреждениях Российской Республики", которая также уточняла способ установления отношений между центральной властью и органами будущих республик. Вскоре после III Всероссийского съезда Советов началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей.

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало и население в национальном отношении часто было смешанным. Первой автономной частью России стала Советская Латвия. В Декларации о самоопределении Латвии от 24 декабря 1917 г. указывалось: "Латвийское советское правительство исходит из факта автономии Латвии по отношению к Советской России...". 25 декабря 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов объявил Украинскую республику федеративной частью Российской республики.

Формально Украина не называлась автономной, однако фактически отношения между Украиной и Россией складывались на основе автономии Украины. Одной из первых в составе Российской Федерации оказалась и Туркестанская Советская Республика, которая была провозглашена весной 1918 года.

В это же время возникли Терская, Кубано-Черноморская, Донская, Таврическая Советские республики, которые объявили себя частями Российской Федерации. Делались попытки создания Татаро-Башкирской республики1.

Правда, почти все они оказались недолговечными, и впоследствии на их месте были созданы другие автономные образования (в частности, Горская, Крымская автономные республики).

Принятая в июле 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. В ней указывалось (ст. 11), что "Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких, могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы.

Конституция РСФСР 1918 года определила Россию федеративным государством с автономными образованиями. В первой половине 1918 года основной и единственной формой автономии была автономная республика. Во второй половине 1918 года создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 года начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. В конце 1918 года была образована Трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшая автономной республикой (в 1924 г.). В 1919 году в составе РСФСР была образована Башкирская АССР, а в 1920-1921 годах - Киргизская (Казахская) АССР, Татарская, Дагестанская, Горская автономные республики, Карельская трудовая коммуна, Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская (Удмуртская) автономные области.

В 1921 - 1922 годах в составе РСФСР создаются Якутская АССР, а также Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Коми, Монголо-Бурятская и ряд других автономных областей.

К концу 1922 года основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался. Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). В отличие от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности. Аналогичный с трудовыми коммунами правовой статус, имели и автономные области.

Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917-1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Гражданская война оторвала от центра наиболее крупные национальные районы России, которые стали независимыми республиками. Российская Федерация признала полную государственную самостоятельность Эстонии, Латвии и Литвы (декабрь 1918 года), Белоруссии (январь 1919 года), Украины (январь-февраль 1919 года). В 1920 году образовались Азербайджанская и Армянская советские республики, а в начале 1921 года - Грузинская Советская Республика. Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 года начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он характеризуется изменением форм автономии. В 1923 году упраздняются автономные трудовые коммуны. Обе существовавшие трудовые коммуны - Немцев Поволжья и Карельская преобразуются в автономные республики. Вскоре возникает новая форма автономии - национальный округ. В 1925 году в составе Пермской области был образован первый в Республике национальный округ - Коми-Пермяцкий.

В 1929-1930 годах в составе ряда краев и областей РСФСР создаются новые национальные округа - Корякский, Чукотский, Таймырский, Эвенкийский, Ненецкий и др. С созданием национальных округов автономию получили малочисленные народы России, проживающие в северных и северо-восточных районах страны. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались. В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 году. Так, Кабардинский округ стал Кабардинской, а год спустя - Кабардино-Балкарской автономной областью. В 1922 году из Горской республики выделился Карачай, который после объединения с черкесскими районами Кубано-Черноморской области в январе 1922 года стал называться Карачаево-Черкесской автономной областью. В 1922 году из Горской автономной республики выделился Чеченский округ, на базе которого была создана Чеченская автономная область. В 1924 году Горская АССР была упразднена и на ее базе созданы две автономные области - Северо-Осетинская и Ингушская.

Экономический, политический и культурный рост российских автономий обусловил переход многих из них к еще более высокой форме национальной государственности народов России. Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская и некоторые другие автономные области были преобразованы в автономные республики.

В 1925 году в автономную Республику преобразовалась Чувашская автономная область, а также - Удмуртия. Конституция СССР 1924 года предусмотрела необходимость приведения союзными республиками своих конституций в соответствие с Конституцией СССР. Выполняя это требование, XII Всероссийский съезд Советов утвердил измененный текст Конституции РСФСР. В редакции 1925 года в Конституции ограничивался круг полномочий верховных органов Республики. Союзным органам были переданы внешние сношения, оборона, руководство транспортом и связью. Однако Российская Федерация и в рамках Союза ССР оставалась суверенным государством, суверенитет которого был ограничен лишь вопросами, отнесенными к компетенции Союза.

За РСФСР сохранялось право свободного выхода из Союза. В процессе государственного строительства в Российской Федерации переход народов России к более высоким формам государственности не ограничивался рамками автономии. Некоторые народы от автономии перешли к созданию своих союзных республик. Впервые такое крупное преобразование было проведено в результате национально-государственного размежевания Средней Азии, когда на месте Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской советских республик были созданы новые союзные республики - Туркменская и Узбекская, а также некоторые новые автономии. В 1926 году в связи с принятием новой Конституции СССР Казахская и Киргизская автономные республики были преобразованы в союзные.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции, а также, упомянула о наличии национальных округов.

В годы Великой Отечественной войны сталинский тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками. В массовом порядке в восточные районы были депортированы калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, крымские татары, турки-месхетинцы, немцы, греки, курды, корейцы и другие народы. Последовала также ликвидация национальной государственности некоторых из этих народов. В августе 1941 года была ликвидирована автономная республика Немцев Поволжья. В октябре 1943 года упразднена Карачаевская автономная область, в декабре 1943 года - Калмыцкая АССР, в марте 1944 года - Чечено-Ингушская автономная республика, в апреле 1944 года в связи с переселением балкарцев, живущих в Кабардино-Балкарской АССР, она была переименована в Кабардинскую АССР.

В июне 1945 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область Российской Федерации.

После XX съезда КПСС репрессированные народы стали восстанавливаться в правах, а государственность многих из них начала возрождаться. В январе 1957 года была создана Калмыцкая автономная область, которая в июле 1958 года преобразовалась в Калмыцкую АССР. В январе 1957 года была восстановлена Чечено-Ингушская АССР. В связи с ее восстановлением ей была передана часть территории Душетского и Казбегского районов из состава Грузинской ССР, а также восстановлена граница между РСФСР и Грузинской ССР, существовавшая до ликвидации Чечено-Ингушской республики. В январе 1957 года Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую автономную область. В январе 1957 года Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. В 1964 году определенные правовые меры по реабилитации были приняты также в отношении немцев Поволжья и крымских татар. 26 апреля 1991 г. в Российской Федерации был принят закон "О реабилитации репрессированных народов", которым все они были реабилитированы, а репрессивные акты против них признаны незаконными и преступными.

После окончания Великой Отечественной в состав РСФСР на правах автономной области была включена Тувинская народная республика, преобразованная впоследствии (октябрь 1961 г.) в Тувинскую АССР, А также область Петсамо (Печенга), принадлежавшая Финляндии, город Кенигсберг с прилегающими к нему районами (Восточная Пруссия), составившие впоследствии Калининградскую область. В 1945 году Союзу ССР были возвращены Японией земли, ранее принадлежавшие России, - Южный Сахалин и Курильские острова, которые тоже вошли в состав территории РСФСР. Кроме того, в июне 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, которая снова вошла в состав Российской Федерации. Вместе с тем в послевоенный период происходили и обратные процессы. 26 апреля 1954 г. из состава РСФСР в состав Украинской ССР была передана Крымская область.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа). Последовательная демократизация всех сторон жизни страны, ослабление тоталитарного режима усилили стремление союзных республик к обретению подлинной независимости.

Значительным шагом Российской Федерации па этом пути явилась Декларация "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", принятая 12 июня 1990 года первым Съездом народных депутатов РСФСР. Она провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Однако жизнь пошла дальше.

Стремление всех союзных республик к независимости привело к трагедии - распаду Союза ССР. Процессы, охватившие союзные республики, вскоре начали развиваться и в национально-государственных образованиях, находящихся в составе Российской Федерации. Одни из них поставили вопрос о предоставлении им статуса суверенных государств, другие - о повышении формы их государственности. В некоторых автономиях усилились сепаратистские настроения, породившие даже требование выхода из состава России (Чечня и др.). Демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и "параду суверенитетов" автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. Учитывая все эти процессы, четвертый Съезд народных депутатов России признал необходимым повысить правовой статус всех автономных республик, исключив из их названия слово "автономная". Тем самым было установлено новое официальное наименование этих республик - "республики в составе РСФСР". Наряду с этим правовой статус республик в составе Российской Федерации получили все бывшие автономные области, кроме Еврейской автономной области. 10 апреля 1992 г. в Конституцию Российской Федерации был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г.

Договором признается суверенитет республик в составе Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации были признаны также края, области, автономная область и автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург.

Существенно расширены права всех субъектов Российской Федерации. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской федерации.

4 июня 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим законом образовал новую республику в составе Российской Федерации - Ингушскую Республику, выделив ее из состава Чечено-Ингушской Республики.

21 апреля 1992 г. шестой Съезд народных депутатов Российской Федерации своим законом внес изменения в официальное название страны. Вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться "Российская Федерация - Россия".

Новая Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила федеративное устройство России были признаны республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собой равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

В результате можно сделать три важных правовых вывода:

1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;

2) республики - субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;

3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства - Российской Федерации.

Общая характеристика современного российского федерализма Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Правовой статус России определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 нюня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).

В настоящее время Российская Федерация — это слож­ная система государственного устройства, сочетающая фе­дерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономные округа — всего 85 субъектов РФ.

Россия как суверен­ное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки:

1) Имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с се субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

2) Территориальное единство (ч. 1 ст. 67 Кон­ституции РФ). Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

3) Единое федеральное гражданство (ст. 6 Конституции). Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

4) Единая для всей Федерации система органов государственной власти (ст. 11 Конституции). Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

5) Единая федеральная система права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории.

6) Государственная федеральная собствен­ность. К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты. Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.

7) Единая денежная и кредитная системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

9) Единая систе­ма обеспечения обороны и безопасности государства. Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

10) Государственный язык. В ст. 68 Конституции РФ установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

11) Международная правосубъектность (ст. 79 Конституции) - право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство в этой сфере обладает абсолютной правосубъектностью.

12) Государственные символы (ч. 1 ст. 70 Конституции) - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации.

13) Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), столицей Российской Федерации является город Москва.

14) Исключительные предметы ведения (полномочия) Российской Федерации, реализуемые органами ее государственной власти.

Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных Консти­туцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Существуют три юридических способа закрепления раз­личных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

1) закрытые или списочные полномочия;

2) открытые полномочия;

3) остаточные полномочия.

Государственный суверенитет Российской Федерации

Государственный суверенитет можно определить как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внеш­нюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, со­блюдения норм международного права.

Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государ­ственном суверенитете Российской Федерации».

Выделяют три вида суверенитета:

1) государственный су­веренитет,

2) суверенитет народа,

3) суверенитет нации.

Идеологом теории государственного суверенитета счи­тается французский мыслитель Ж. Боден (1530—1596 гг.). Он связал суверенитет с государственной властью и пред­ставил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой.

Государственный суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем — как самостоятельность и независи­мость государства на международной арене и внутреннем — как верховенство во всех делах на своей территории.

Понятие народного суверенитета, в обоснование которо­го вложил свой талант французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712—1778 гг.), возникло в процессе борьбы против аб­солютистской монархической власти за утверждение прав так называемого «третьего» сословия (буржуазии). Главная идея теории народного суверенитета заключалась в том, что источником государственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа. Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не может быть ограничен никакими законами. Тем самым по­нятие народного суверенитета наполняло новым, демокра­тическим содержанием категорию «государственный суве­ренитет». Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.

Идеи национального суверенитета возникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и со­ответственно государственность. Суть данной идеи состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суве­ренитет и его реализация в политико-правовой форме вошли органической частью в общий демократический процесс.

Государ­ственный суверенитет отражает состояние государственной воли народа. Разумеется, что в демократически организо­ванном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной.

Государственный суверенитет может быть формальным или ограниченным.

Формальным суверенитет государства считается тог­да, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния дру­гих государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограниченный суверенитет может быть принудитель­ным и добровольным. Принудительное ограничение суве­ренитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной до­говоренности с другими государствами, например ради достижения определенных общих для всех них целей, а также когда го­сударства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Государственный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, объединен­ных в него.

Государственный суверенитет включает такие осново­полагающие принципы, как единство и неделимость тер­ритории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интере­сам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.

Любое государство, унитарное или федеративное, об­ладает одним и единственным государственным сувере­нитетом, который формируется волей составляющего его народа (населения, граждан) и реализуется механизмом соответствующей государственной власти.

Внутригосудар­ственные образования не могут обладать государственным суверенитетом.

Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации

Виды субъектов РФ Российская Федерация — яркий пример ассиметричной федерации.

Субъектный состав Российского государства не только один из самых многочисленных в мире, но и самый разнообразный по видам.

Субъект Федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное госу­дарство.

Федеративные государства могут строиться на двух основных принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, определяется правовой статус ее субъекта. Территориальный принцип предполагает, что субъектами федерации являются определенные территории, разграни­ченные независимо от национальной принадлежности про­живающего там населения. Национальный принцип построения федерации преду­сматривает наличие на данной территории титульной на­циональности, дающей название субъекту.

Российская Федерация — это федерация смешанного типа, субъекты которой организованы как по национально­му, так и по территориальному признаку.

Три вида субъек­тов РФ организованы по национальному признаку. Это — республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Другие три вида — края, об­ласти и города федерального значения — сформированы по территориальному признаку.

Субъекты РФ различаются по юридической приро­де и по особенностям конституционно-правового статуса.

По этим критериям выделяют три группы субъектов.

Первую группу образует 22 республики в составе Рос­сийской Федерации. Вторую группу субъектов РФ составляют края, обла­сти и города федерального значения. Статус этих субъектов РФ определяется Кон­ституцией РФ, федеральными законами и уставами со­ответствующих субъектов.

Третью группу субъектов РФ образуют автономная об­ласть и автономные округа. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является факт их вхождения в состав края или области.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, которое является субъектом Российской Федерации и строит с ней отношения на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области и города федерального значения не являясь государствами, не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный го­сударственный язык - русский. В то же время как равноправные субъекты Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по пред­метам совместного ведения Федерации и ее субъектов они обладают всей полнотой госу­дарственной власти.

Автономия в Российской Федерации - это самостоятельное осуществление госу­дарственной власти национально-государственными образованиями в пределах компетен­ции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соот­ветствующей автономной единицы.

Автономный округ — национальное государственное об­разование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения, является формой национальной государственности малых народностей и эт­нических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока. Особенностью автономных округов является большая территория при небольшой численности населения.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства.

Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

Федерация представляет собой юридически единое со­юзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Образование федераций возможно на основе трех прин­ципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), смешанного (Россия, содержит субъекты, образованные как по национальному, так и по территори­альному принципу).

Административно-территориальное устройство - это разделение территории уни­тарного государства или территории субъекта федеративного государства на определен­ные части, в соответствии с которым строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структурные части (элементы) административно-территориального устройства на­зывают административно-территориальными единицами. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Вне зависимости от наименования в субъ­ектах РФ можно выделить следующие основные виды административно-территориальных единиц.

Район. На них делятся республики, края, области, авто­номная область и автономные округа. В учредительных до­кументах субъекта (конституция, устав) содержится либо перечень районов, либо устанавливается общий принцип решения вопросов административно-территориального деления. В зависимости от национального состава субъ­екта в соответствующих статьях Конституции может со­держаться право субъекта образовывать национальные административно-территориальные единицы (например, ст. 44 Конституции Республики Карелия). Район является территориальной основой для организации органов власти для управления преимущественно сельскохозяйственным производством.

Город. В городах сосредоточены в основном промыш­ленные предприятия, учреждения социально-бытового характера и т.д. В зависимости от подчиненности, числен­ности населения, экономического потенциала, перспектив развития и других критериев существуют города республи­канского подчинения, краевого, областного, окружного зна­чения, города районного значения. Городской район — часть города, низовая администра­тивно-территориальная единица. На городские районы делятся наиболее крупные города с большим количеством населения, обширной территорией, высоким уровнем соци­ально-экономического развития. Как правило, на районы делятся города с населением свыше 100 тыс. человек.

Поселок — это населенный пункт, расположенный вне городской черты, но население которого не занимается сельскохозяйственным трудом как основным видом трудо­вой деятельности. Поселки классифицируются на рабочие, курортные, дачные.

Село создается на базе поселения, большинство жителей которого занимается сельскохозяйственным трудом. Как установлено в ст. 131 Конституции РФ, именно в городских и сельских поселениях осуществляется мест­ное самоуправление.

На территории некоторых субъектов предусмотрена воз­можность создания национальных районов для компактно проживающих групп. Такие районы, например, образованы в Алтайском крае и Омской области.

В Российской Федерации административно-территориальное деление ее субъектов осуществляется на основе ряда принципов. Экономический, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, ко­личества и плотности населения, наличия центров его экономических интересов и состоя­ния путей сообщения. Национальный, предполагающий всесторонний учет национального состава насе­ления и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц.

Реализация национального принципа направлена на социально-культурное разви­тие малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Максимальное приближение к населению государственного аппарата и местного само­управления. Оно позволяет этим органам лучше знать и удовлетворять по­вседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают базовые и первичные административно-территориальные единицы.

К базовым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, к первичным - города рай­онного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения. Кроме перечисленных административно-территориальных единиц на территории Российской Федерации созданы и другие административно-территориальные единицы - административный округ, муниципальный район, микрорайоны (поселения), национальные районы (немецкие национальные районы в Алтайском крае и в Омской области), закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.