Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы организации органов государственной власти России




Тема 16. Органы государственной власти РФ

Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются:

1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и

2) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.

Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть:

» непосредственно (референдум и выборы);

» через органы государственной власти;

» через органы местного самоуправления.

Это означает, что в России все высшие федеральные органы государственной власти изби­раются населением либо формируются избранными народом представительными органами:

1) Государственную власть в РФ на федеральном уровне осуществляют (ст.11 К.):

» Президент РФ;

» Федеральное Собрание (Государственная Дума и Со­вет Федерации);

» Правительство РФ;

» Суды РФ (федеральные суды).

2) Государственную власть в субъектах РФ осуществ­ляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ).

3) На местном уровне действует система органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст.12 К.).

Порядок образования органов государственной влас­ти РФ:

= избрание (Президента РФ, Государственной Думы);

= назначение (Правительства РФ, судей федеральных судов);

= формирование (Совета Федерации).

Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации.

Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними, как правило, нет других органов, которым они подчинены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия).

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным (например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального наро­да Российской Федерации, его права формировать государственные органы. Под государственными органами понимаются физичес­кие лица или организации, наделенные государственно-властны­ми полномочиями и участвующие в управлении делами государст­ва. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности.

Государственный орган (орган государства) — это от­носительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:

» действует от имени и по поручению государства, об­ладая государственно-властными полномочиями;

» имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.

Под компетенцией государственного органа понимается объ­ем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно при­нимать властные решения. Не всякий государственный орган является органом го­сударственной власти, хотя некоторые авторы считают, что это идентичные понятия. Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государ­ственный орган, который принимает нормативные право­вые акты, обязательные для исполнения другими госу­дарственными органами и гражданами РФ.

Термин "государственное учреждение" относится к объектам в основном социально-культурного назначения, находящимся в государственной собственности (образова­тельные и научные учреждения, дома культуры, киноте­атры, библиотеки, больницы и др.).

Совокупность органов государства со­ставляет систему органов государственной власти в Российской Федераций. Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональ­ных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих пол­номочий самостоятельны. Принцип разделения властей в наиболее полном виде был сформулирован француз­ским философом Ш.-Л. Монтескье. По­требность в разделении властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную, полагал Монтескье, из природы человека, его склон­ности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида де­ятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять право­судие, т. е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов.

Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осу­ществляется высшим представительным органом государства (парла­ментом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы испол­нительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Система органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся:

a) Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ). Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

b) Народовластие (ст.3 Конституции РФ). Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

c) Федерализм (ст.5 Конституции РФ). Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

d) Разделение властей (ст.10,11 Конституции РФ) Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности.

e) Законность (ст.15 Конституции РФ) Формирование органов государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства.

f) Деидеологизация (ст. 13 ч.2 Конституции РФ) Никакая идеология (как это было в советский период или существующий в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

g) Употребление национальных языков наряду с государственным языком. Конституция в ст. 26 закрепила право использования родного языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским (ст.68 Конституции РФ).

h) Светский характер государства (ст.14 Конституции РФ) Религия во всех ее видах отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.