![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и элементы конституционно-правового статуса субъектов России
Конституционные основы равноправия субъектов РФ Основным отличием государств с федеративной формой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов федерации. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические, особенности национального состава, юридические различия между ними. Все эти шесть видов субъектов РФ предусмотрены в ст. 5 Конституции РФ. Формально различаясь, субъекты РФ в конституционном отношении равноправны. Это отражает само объединяющее их новое конституционное понятие «субъект Российской Федерации», впервые появившееся в Конституции РФ 1993 г. Российское законодательство не содержит определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Исходя из смысла конституционных норм субъект РФ — это государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории. В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов РФ, которое существует независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Равноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях: - равноправие субъектов РФ, - равноправие во взаимоотношениях субъектов РФ с органами государственной власти РФ, - равноправие народов Российской Федерации. Однако принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в Российской Конституции, не является абсолютным: республики в составе Российской Федерации признаются государствами (республики наделяются особыми правами: принимать конституцию, иметь свой государственный язык и др.), а остальные субъекты РФ таковыми не называются. Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание: - ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России; - равноправие субъектов РФ; - разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; - государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации. Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами. Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся: 1. Наличие территории субъекта РФ. Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). 2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты. 3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения 4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ). 5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ. 6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма. Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов РФ. Существуют два основных способа регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный. Конституционно-правовой способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ведения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ. В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый перечень предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ. Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ведения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. использован остаточный принцип определения полномочий. Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ. Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в ст. 71 Конституции РФ, условно можно разделить на следующие группы: 1. Государственного строительства или учредительные. 2. Законодательные и правоохранительные. 3. Социально-экономические. 4. Обороноспособность. 5. Внешнеполитические и внешнеэкономические. 6. По конкретизации статуса личности (гос. награды, гражданство, амнистия и др.). По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов: 1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования; 2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в ст. 72 Конституции РФ, относятся: 1. Учредительные (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конституции РФ и федеральным законам и др.). 2. Правозащитные и правоохранительные (защита прав и свобод человека и гражданина, законность, общественная безопасность, борьба с катастрофами, эпидемиями, охрана окружающей среды и др.). 3. Законодательные (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды). 4. Социально-экономические (разграничение государственной собственности, образование, здравоохранение, социальная защита и др.). 5. Внешнеполитические (международные связи субъектов и др.). Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами. Помимо двусторонних договоров о разграничении полномочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ. Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |