Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и элементы конституционно-правового статуса субъектов России




Конституционные основы равноправия субъектов РФ

Основным отличием государств с федеративной фор­мой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов федерации. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические, особенно­сти национального состава, юриди­ческие различия между ними.

Все эти шесть видов субъектов РФ предусмотрены в ст. 5 Кон­ституции РФ. Формально различаясь, субъекты РФ в конституцион­ном отношении равноправны. Это отражает само объеди­няющее их новое конституционное понятие «субъект Рос­сийской Федерации», впервые появившееся в Конституции РФ 1993 г. Российское законодательство не содержит определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса. Исходя из смысла конституционных норм субъект РФ — это государственно-территориальное об­разование, входящее в состав единого федеративного госу­дарства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на со­ответствующей территории.

В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ закреплен принцип равно­правия субъектов РФ, которое существует независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономи­ческого и социального развития.

Равноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях: - равноправие субъектов РФ, - равноправие во взаимоотношениях субъектов РФ с органами государственной власти РФ, - равноправие народов Российской Федерации. Однако принцип равноправия субъектов РФ, закреплен­ный в Российской Конституции, не является абсолютным: республики в составе Рос­сийской Федерации признаются государствами (республики наделяются особыми правами: принимать конституцию, иметь свой государствен­ный язык и др.), а остальные субъекты РФ таковыми не называются.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ постро­ен на основе ряда конституционных принципов, предопре­деляющих его сущность и содержание:

- ограниченность статуса субъектов РФ государствен­ным суверенитетом России;

- равноправие субъектов РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду Российской Федерацией и ее субъектами;

- государственная целостность и единство системы го­сударственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается феде­ральными и региональными учредительными актами. Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по свое­му статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ. Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Консти­туции РФ).

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полно­мочия, а также полномочия в сфере совместного ведения

4. Право устанавливать систему и структуру собствен­ных органов государственной власти и определять их компе­тенцию. Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным за­коном (ст. 77 Конституции РФ).

5. Наличие государственных символов и столицы (адми­нистративного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные сим­волы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В слу­чае изменения его новое наименование подлежит включе­нию в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ).

Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение пред­метов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти РФ и органами государственной власти субъ­ектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма.

Предмет ведения субъекта РФ — сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституци­ей РФ к компетенции субъектов РФ.

Существуют два основных способа регулирования от­ношений между Российской Федерацией и ее субъектами: конституционно-правовой и договорный.

Конституционно-правовой способ разграничения пред­метов ведения и полномочий между Российской Федера­цией и субъектами РФ заключается в том, что именно в Конституции РФ устанавливаются перечни предметов ве­дения и полномочий Российской Федерации, совместного ведения России и ее субъектов и исключительного ведения субъектов РФ. В ст. 71 и 72 Конституции РФ содержится закрытый пе­речень предметов ведения Российской Федерации и пред­метов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, который может быть изменен только в порядке, предусмотренном для внесения поправок в Конституцию РФ.

Согласно ст. 73 Конституции РФ остальные предметы ве­дения отнесены полностью к ведению субъектов РФ, т.е. ис­пользован остаточный принцип определения полномочий.

Правовое регулирование по предметам ведения Россий­ской Федерации осуществляется федеральными конститу­ционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ.

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, закрепленные в ст. 71 Конституции РФ, услов­но можно разделить на следующие группы:

1. Государственного строительства или учредительные.

2. Законодательные и правоохранительные.

3. Социально-экономические.

4. Обороноспособность.

5. Внешнеполитические и внешнеэкономические.

6. По конкретизации статуса личности (гос. награды, гражданство, амнистия и др.).

По вопросам, отнесенным ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, издаются два вида федеральных законов:

1) федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования;

2) федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, установленным в ст. 72 Консти­туции РФ, относятся:

1. Учредительные (установление общих принципов орга­низации системы органов государственной власти и местно­го самоуправления, обеспечение соответствия конституций и законов субъектов Конститу­ции РФ и федеральным законам и др.).

2. Правозащитные и правоохранительные (защита прав и свобод человека и гражданина, законность, обще­ственная безопасность, борьба с катастрофами, эпиде­миями, охрана окружающей среды и др.).

3. Законодательные (административное, административ­но-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земель­ное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды).

4. Социально-экономические (разграничение государ­ственной собственности, образование, здравоохранение, социальная защита и др.).

5. Внешнеполитические (международные связи субъектов и др.).

Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами.

Помимо двусторонних договоров о разграничении пол­номочий могут заключаться соглашения о передаче части полномочий федеральных органов исполнительной власти исполнительным органам государственной власти субъекта РФ и наоборот. Передача полномочий в обоих случаях не должна противоречить Конституции РФ, федеральным за­конам, а также конституции (уставу), законам и иным нор­мативным правовым актам субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передав­шие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненад­лежащее осуществление части переданных полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.