Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические подходы и сравнительный анализ обучающих технологий в спортивном горном туризме и альпинизме




Среди специалистов спортивного туризма до сих пор нет единства в терминологии, используемой в научной и научно-популярной литературе. Обращаясь к В.Ю. Попчиковскому (1987), который дает трактовку «туризм самодеятельный» - это путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Существующая система обучения (НТП - начальная туристская подготовка и СТП - специальная туристская подготовка) и контроля в самодеятельном туризме – маршрутно-квалификационные комиссии (МКК), региональные поисково-спасательные отряды министерства чрезвычайных ситуаций (РПСО МЧС), а в прежние годы – контрольно-спасательная служба (КСС) – обеспечивает невозможность выхода на маршрут спортсмена туриста, не имеющего соответствующей квалификации (Правила соревнований по спортивному туризму на 2005-2009 гг.). Нами были проведены исследования документальных источников - постановлений правительства, рабочих программ, журнальных и газетных публикаций, монографий и т. п. с середины XIX века до настоящего времени. Проведённые исследования позволили установить, что существующая система самодеятельного школьного туризма разрабатывалась десятки лет. Были разработаны соответствующие методики подготовки спортсменов горного туризма и альпинизма. Пробелы и недоработки на этапе начальной подготовки на маршрутах высшей категории сложности зачастую приводят к аварийным ситуациям (В.И. Ганопольский 1986; В.Ю. Попчиковский 1987; С.М. Губаненков 2006). Именно поэтому обучение на этом этапе является наиболее важным и требует научного подхода к этой проблеме. Как показывает анализ работы А.И. Мартынова (2006), необходимо именно с позиции физкультурного педагогического образования, располагающего знаниями в области морфологии и физиологии психологии и психофизиологии человека с учетом особенностей развития, возраста и пола решать поставленные задачи. В противном случае именно из-за неопытности участников даже на простом маршруте группа может попасть в экстремальную ситуацию, легко переходящую в аварию.

На основании проведенного анализа методической литературы по спортивному туризму и альпинизму мы выявили, что различия в методиках обучения этих видов спорта обуславливают разный уровень подготовленности и, как следствие, существенную разницу в присвоении разрядов. (см. Прил.1 табл. 1).

Интенсивное развитие спортивного экстремального горного туризма связано с ростом сложности проводимых походов. Следует отметить, что для подготовки к спортивным туристским мероприятиям разработано много авторских программ и методик, по разным видам туризма (Ю.В. Гранильщиков 1983; П.П. Захаров 2001; А.И. Аппенянский 1990; И.А. Мартынов, И.Б. Кудинов, А.И. Мартынов, В.Н. Шатаев 1989). Однако научных исследований по начальной подготовке спортсменов в горном туризме мало. Методические разработки во многих программах вообще отсутствуют.

А.И. Мартынов (2006) утверждает, что причины травматизма в спортивном туризме и ошибки на маршруте обусловлены пробелами в начальной подготовке спортсменов, поскольку основное время тратится на теоретические знания в области краеведения. Спортивным умениям и навыкам отводится второстепенное место, чем исключаются возможности дальнейшего совершенствования и достижения высоких спортивных результатов в этом виде спортивной деятельности. В доступной литературе ограничены сведения по разработке методик обучения с современным снаряжением, учитывающих постоянно идущую модернизацию (Б.Л. Кашевник 2008 г.). Фирмы-изготовители в своих руководствах и инструкциях знакомят потребителей с правилами работы с ним, и оно активно используются спортсменами-туристами для преодоления сложных участков маршрута, раньше считавшихся недоступными. В результате маршруты стали квалифицировать более низкими категориями сложности, хотя набор препятствий и факторов риска остался прежним. При отсутствии или неумении пользоваться специальным снаряжением, такой маршрут непроходим. И хотя на технико-тактическую подготовку большинство программ выделяет достаточное количество часов, эффективных методик отработки навыков работы с современным снаряжением нами не обнаружено. Как показывает практика, без умения правильно использовать современное снаряжение все его положительные качества легко переходят в отрицательные. Неправильный подбор снаряжения, ошибки в его использовании или использование специального снаряжения не по назначению, нарушение правил хранения и ухода приводят травмам и авариям.

Анализ причин травматизма, приведенных в научных исследованиях Ю.В. Байковского (1989) показал общий слабый уровень подготовки спортсменов, а отсюда и непонимание опасности, возникающей в совокупности с такими факторами, как высокогорье и непогода. Эти факторы объективно порождают комплекс вторичных факторов и то, насколько быстро совокупность этих вторичных факторов складывается в критическую ситуацию, переходящую в аварию зависит от уровня подготовленности спортсменов. Я.Г. Аркин говорил о проблеме начальной подготовки в своих рекомендациях еще 1989 году.

В настоящее время, И.А Зданович (2005) рекомендует, учитывая усложнение специального снаряжения и экипировки для преодоления современных тактически-сложных маршрутов необходимо пересмотреть методику подготовки спортсменов. П. Шуберт (2008), на основе практического опыта дает краткий курс использования современного сложного снаряжения и экипировки. Б.Л. Кашевник (2008) ссылаясь на существенные отличия в технико-тактических приемах прохождения горных маршрутов, пещер и альпинистских восхождений, дает рекомендацию на этапе начальной подготовки использовать схожие методики обучения преодоления локальных препятствий, где на определенном этапе может иметь место унифицированная технико-тактическая тренировка спортсменов. Это требует кардинальный пересмотр методик с учетом соотношения объема часов теоретических и практических занятий, а также распределения времени внутри каждой практической тренировки для повышения ее интенсивности и моторной плотности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.