КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества
Оценка уровня продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС Продовольственная независимость, составляющая основу продовольственной безопасности государств, определяется как состояние экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет в соответствии с рекомендациями FAO порядка 80% годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания. Оценка уровня продовольственной независимости Евразийского экономического сообщества проводится с учетом индикаторов, использующихся в практической деятельности соответствующих органов государств-членов ЕврАзЭС. Они включают: · суточную пищевую и энергетическую ценность рациона человека; · уровень достаточности потребления каждого отдельного продукта питания; · уровень достаточности запасов зерна в государственных ресурсах; · экономическую доступность продуктов питания; · емкость внутреннего рынка отдельных продуктов; · степень продовольственной независимости по отдельным продуктам; · уровень достаточности запасов чистой питьевой воды. Данные об уровнях продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания за счет внутреннего производства свидетельствуют о значительной дифференциации этих показателей. Наибольший уровень продовольственной независимости по основной группе продуктов питания достигнут Республикой Беларусь. Остальные государства-члены ЕврАзЭС имеют ряд нерешенных в настоящее время проблем по производству и самообеспечению некоторых видов продуктов питания. Решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Сообщества должно способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой проблемы. В этих актах должны быть закреплены меры, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности Сообщества, с учетом норм и принципов ВТО, включая: · проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности; · разработку совместных прогнозных продовольственных балансов; · создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации; · поэтапное создание и развитие единой межгосударственной товаропроводящей системы и системы обеспечения чистой питьевой водой; · выработку единых требований к системе санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. В этих актах целесообразно также предусмотреть показатели и критерии, характеризующие уровень продовольственной безопасности и продовольственной независимости каждого государства и Сообщества в целом, включая: · уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импортных поставок; · · размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями; · доля отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции и продовольствия в общем объеме ее потребления и в товарных ресурсах; · степень удовлетворения физиологических потребностей в продуктах питания с учетом их безопасности, пищевой и энергетической ценности. С целью оценки уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества и наращивания объемов производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, увеличения инвестиционной привлекательности сельского и рыбного хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости и повышения доходности, представляется важным ввести в практику деятельности правительств государств-членов ЕврАзЭС ежегодное рассмотрение ценовых межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей сельского хозяйства. Кроме того, целесообразно предусмотреть меры, направленные на: · осуществление мониторинга за использованием основных видов ресурсов в сельскохозяйственном производстве; · обеспечение адресной помощи категориям граждан, которые находятся в зоне наибольшего риска; · оказание поддержки бедным слоям населения в натуральной форме (программы «продовольственных талонов», «школьного питания», «матери и ребенка», «летнего питания» и т.д.); · организацию системы контроля за качеством и безопасностью продукции по всей технологической цепи, особое внимание уделив контролю за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений, а также мерам по сертификации и стимулированию производства экологически чистой высококачественной продукции. Необходимо принять во всех странах Сообщества основы государственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических регламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании. Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости. При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали более разнообразными и масштабными. Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах: · реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы с целью удовлетворения потребностей всего населения; · поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объемами товарного производства и спроса, товарной и денежной массой; · выбор наиболее эффективных организационных форм регулирования рыночных отношений и, в первую очередь, создание эффективной товаропроводящей системы. Исходя из этих принципов система регулирования продовольственного рынка должна включать экономические, организационные и административные меры. В экономических мерах целесообразно предусматривать: Стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме: · установления госзаказа на социально-значимые продукты питания; · льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая и доли квот добычи (вылова) рыбных ресурсов, а также производимой предприятиями государств-членов ЕврАзЭС продукции; · выработки единого механизма и развитие межгосударственного лизинга скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки; · · создания системы гарантирования и страхования сделок на рынке; · формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции и межгосударственной системы товародвижения. Регулирование равновесного состояния продовольственного рынка, включая: · создание государственных и межгосударственных продовольственных резервов; · регулирование импорта (за счет применения мер тарифно-нетарифного регулирования сельскохозяйственных и продовольственных товаров). В организационных мерах целесообразно предусматривать: · развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства хранилищ, холодильников, оптовых рынков, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения; · активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения прямых инвестиций; · введение в практику проведения ярмарок, выставок продукции, производимой агропромышленным комплексом Сообщества. В административных мерах целесообразно предусматривать: · принятие гармонизированных с международными стандартов и технических регламентов продовольствия; · разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия; · мониторинг безопасности и качества продовольствия; · контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений; · контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и красителей пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и так далее; · меры по сертификации и стимулированию производства органических продуктов. Система регулирования достаточно сложна и носит как прямой (субсидии и компенсации), так и косвенный (поддержка развития рыночной инфраструктуры) характер действия. Для конкретных условий и рынков конструкция регуляторов может быть весьма разнообразной, но основой ее применения должна являться адекватность экономическим условиям, конъюнктуре рынка и предполагаемым тенденциям развития. Механизм реализации обеспечения продовольственной безопасности Сообщества в целом и входящих в него государств должен включать следующие взаимосвязанные подсистемы: · нормативно-правовую базу проведения агропромышленной политики в каждом государстве ЕврАзЭС и в Сообществе в целом (соглашения, соответствующие нормативно-правовые акты и целевые программы); · межгосударственные органы и органы регулирования и управления развитием агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в каждом государстве, а также общественные институты, создаваемые для выработки и реализации совместных решений; · экономические методы и организационные формы согласованных действий по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также по решению социальных проблем села и улучшению условий труда, создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Межгосударственной информационной системы Сообщества с выходами в третьи страны мирового рынка. Гарантией достижения продовольственной безопасности являются стабильность внутреннего производства государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, а также наличие необходимых резервов и запасов. В рамках формирующегося в настоящее время таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – таможенный союз) вопросы продовольственной безопасности обеспечиваются, в основном, за счет единообразного применения в странах-членах таможенного союза унифицированных мер тарифного и нетарифного регулирования. В этой связи страны таможенного союза должны применять в отношении импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции унифицированные ставки ввозных таможенных пошлин, что позволит обеспечить защиту производителей соответствующей продукции на единой таможенной территории. Нормативно правовые акты таможенного союза позволяют в исключительных случаях устанавливать количественные ограничения в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года. Еще одним инструментом, используемым в настоящее время в рамках Таможенного союза, в целях регулирования импорта сельскохозяйственных товаров являются тарифные квоты (например, на импорт мяса в Российскую Федерацию), которые, с одной стороны, позволяют обеспечить потребителя необходимым продуктом по доступной цене, а, с другой стороны, защитить отечественного производителя от чрезмерного ввоза аналогичного импортного товара из третьих стран. Инструментом защиты продовольственного рынка таможенного союза являются также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Указанные меры позволяют защитить производителей сельскохозяйственной продукции в таможенном союзе. Однако введение их должно осуществляться с учетом интересов потребителей. Сертификация качества производимой и реализуемой в государствах таможенного союза продуктов питания должна осуществляться в соответствии с едиными правилами при применению санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территорий государств. Планируется дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы таможенного союза, направленной на техническое регулирование рынка продовольствия в соответствии с нормами Всемирной торговой организации.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |