Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Номинализм и реализм. Фома Аквинский и Ансельм Кентерберийский




 

Философы средневековья разделились на два направления. Реалисты считали, что общие идеи о мире существуют реально в разуме бога. Номиналисты (номинус с латинского - имя) возражали, что общие идеи всего лишь имена которые дает человек группам предметов, а бог отдельно создает единичные вещи, не оглядываясь на идеи-образцы. Еще в античности все варианты решения этого вопроса были рассмотрены. У Платона общее существует до вещей как идея. У Аристотеля общее существует как форма в единичных вещах. Схоласты только повторили эти варианты. Этот вечный вопрос для философии можно будет встретить и в последующие века.

Лидером реализма можно считать Ансельма Кентерберийского. Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, — 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Он понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь» В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей развил так называемое онтологическое доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога, ибо «вещь, более которой ничего нельзя себе представить», невозможно помыслить несуществующей. Звучит оно примерно так: «Я мыслю бога реально существующим, значит, он реально существует». Если Ансельм прав, то человек в состоянии связать мысль и факты, если не прав – то связать гипотезу, мысль и факты невозможно. Проявившиеся в этом рассуждении понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции платонизма. В полемике об универсалиях Ансельм стоял на позициях реализма.

С Ансельмом спорит Фома Аквинский (1225-1274). Он из итальянского графского рода. Был профессором в Париже. Член ордена доминиканцев. Причислен церковью к лику святых. Фома доказывал веру разумом. Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не различны, а образуют единство, гармонически согласуются между собой. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому существуют и истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны рассудку, а есть истины, которые он может достичь. Например, о том, что Бог есть. Но постигать эту истину трудно. Для тех, кто не хочет взять на себя этот труд, Бог проявил милосердие и спасительную предусмотрительность, приписав принять на веру и то, что способен исследовать рассудок. Теперь каждый может быть причастен к Богу.

Если идеал Ансельма Платон, то Фома в своей философии опирается на Аристотеля. Основные понятия у него — это возможность (материя) и действительность (форма, которую приняла материя). Форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи. Сущность и существование реально совпадают только в Боге. В остальных вещах сущность отличается от существования. Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. По его мнению, бытие Бога, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам доказано через свои, доступные нашему познанию средства. Человек должен прийти к богу естественным путем – изучая мир. Доказательство Ансельма опирается на разум. Доказательство Фомы на изучение мира. Пять доказательств бытия бога Фомы Аквинского станут знаменитыми. Первые три доказательства основаны на убеждении, что бесконечности нет, ее трудно помыслить.

1. Из понятия о движении.

Не подлежит сомнению и подтверждается чувствами, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель, так как не может быть бесконечной цепи движущих предметов. Другого не может быть, так как само ничто не движется: посох сообщает движение, так как сам движим рукою. А перводвигатель — это Бог.

2. Из понятия производящей причины.

Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога, как верховной причины всех реальных явлений и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. А если бы ряд причин уходил в бесконечность, то не было бы и конечного следствия. А это ложно.

3. Из понятия возможности и необходимости.

Люди видят, что вещи возникают и гибнут. Рано или поздно они перейдут в небытие. Но если все может быть, а может и не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Если это так, то уже сейчас ничего не должно быть. Но так как не все существующее случайно, значит, в мире нечто должно быть необходимо, которое должно иметь внешнюю причину своей необходимости. А так как не может быть бесконечности, значит необходимо полагать некую необходимую сущность — Бога.

4. Из различных степеней в вещах.

Люди находят в вещах совершенные, истинные. Но насколько они лучше, мы можем говорить, если имеется приближенность к какому-либо пределу. Значит, то, что обладает этим предельным качеством, имеет причину этого качества. Так, огонь есть причина всего теплого. Значит, есть некоторая сущность, которая есть причина для всех сущностей. Это Бог.

5. Исходя из распорядка природы.

Все предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности. Все их действия направлены к наилучшему исходу. Отсюда они достигают цели не случайно, а будучи ведомы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности, лишь поскольку их направляет некто одаренный разумом. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это Бог.

Фома пытается примирить реализм и номинализм, заявив, что общие идеи о которых говорят реалисты пребывают и в вещах созданных богом, а затем оказываются в разуме человека изучающего вещи, как утверждают номиналисты. Философия Фомы – томизм (Фома – Томас с латинского) становится самой авторитетной религиозной философией. Однако путь Фомы Аквинского – это путь науки.

Вопросы для повторения:

Что такое схоластика?

Расскажите о взглядах на время Августина Блаженного?

Почему слово «схоластика» имеет негативный оттенок?

Расскажите о значении доказательства Ансельмом бытия бога?

О чем спорили реалисты и номиналисты?

Почему Фома Аквинский решил составить свои доказательства бытия бога? Расскажите о них?

 

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы Возрождения в Италии — 14—16 вв., в других странах — конец 15—16 века. Наиболее отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальной в своей основе, светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к наследию античной культуры, как бы «возрождение» его. Отсюда и название «Возрождение», термин, встречающийся уже у итальянских гуманистов.

Перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось Возрождение, был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе 14—16 вв. Он отвечал новым общественным потребностям. Старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Человек расширяет границы мира и неба. Ему стали тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения — городская интеллигенция той эпохи — поэты, филологи, философы, художники, — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Отсюда их наименование — гуманисты (от лат. homo — человек, humanus — человеческий), а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. ánthrōpos — человек) нового мировоззрения.

Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его «земная» жизнь становятся главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой («универсальной») творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, «героический энтузиазм» (по словам Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении, особенно в Италии.

Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в средние века хотя и не полностью забытому, но сильно искажённому). В античной культуре Возрождение открывало родственный ему гуманистический (человечный) неаскетический дух, нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 веке благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все древнегреческие поэты (в том числе Гомер) и философы (в том числе большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и средневековой Европе, уточнялись, освобождались от средневековых наслоений и ошибок и переосмысливались.

Возрождение развивало и интерпретировало по-новому античные идеи, исходя из новых исторических условий. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение в середине 15 века и распространение в странах Европы книгопечатания. Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав.

Наряду с культурой Возрождения в этот период продолжала существовать старая средневековая культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была различной. Возникнув в Италии — стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов и уже в 13—14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистического производства, Возрождение в Италии же получило свои наиболее завершённые, классические черты.

На умы воздействовал процесс так называемого первоначального накопления, Великих географических открытий; консолидация национальных государств и рост национального самосознания. Однако в условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а в других — протестантизма (который, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистическому свободомыслию, как и католическая церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма. Рушится оптимистическая (и утопическая) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В творчестве крупнейших представителей культуры Возрождения, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело, возникает осознание противоречивости жизни («трагический гуманизм»); появляются мотивы трагической обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии национальным государством.

Возрождение сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европейских стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками многих идей Возрождения стали деятели Просвещения 18 в. — идеологи буржуазии, шедшей на прямой революционный штурм феодализма.

Многие философские идеи были сформулированы не философами-профессионалами (их было немного), а художниками, поэтами, учёными. Новый этап в развитии антисхоластической философии Возрождения был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греческим языком и сочинениями греческих философов. В этом большую роль сыграли византийские учёные, что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и других античных философов. Центром возрождения античных идей стал кружок гуманистов во Флоренции (так называемая платоновская Академия, основанная в 1459), а одним из главных пропагандистов — Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о «серединном» положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итальянский гуманист Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487) развивал одну из основных идей гуманизма: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась идейным источником пантеизма – всебожия (пан - все, теос – бог)

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения — возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Многие её идеи были выдвинуты уже в 15 веке Николаем Кузанским. Законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из внешней, сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней. Утверждался взгляд на мир как на огромный (у Джордано Бруно — бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм). Человек понимался как микрокосм, как часть природы, макрокосма. Элементы диалектики, выразились в понимании мира как единого целого и в учении о «совпадении противоположностей» (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, антропоморфическими и мистическими догадками. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи Возрождения, увековечен тогдашний тип полуучёного - полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени.

Особенностью науки и философии этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример — творчество Леонардо да Винчи — художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши.

Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 веке в области астрономии. Гелиоцентрическая система мира великого польского астронома Н. Коперника (1473-1543) подрывала самые основы религиозного взгляда на мир. Она заложила основы научной астрономии. Но ее значение вышло далеко за рамки астрономии. Система Коперника оказала значительное воздействие на философию. Опровергая непосредственные чувственные представления людей о неподвижности Земли, это учение укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума за видимостью постичь действительность — истину. Теория Коперника давала возможность точных вычислений движений планет, а церковь была заинтересована в реформе календаря, поэтому вначале церковь не возражала против этой теории и разрешала обсуждать ее в качестве гипотезы. Но когда стала понятной враждебность гелиоцентрической системы христианским взглядам на мир, особенно на место человека в мире (он теперь переставал быть главной фигурой мироздания, а становился песчинкой во Вселенной), церковь стала преследовать последователей Коперника.

Учеником Коперника стал Галилео Галилей (1564-1642). Он родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе. Стал профессором математики. Галилей считал, что Бог создал мир, но мир развивается по своим собственным законам (такой подход в философии называется деизмом), поэтому познание природы — дело науки. Познание природы есть безграничный процесс, поэтому он требует нового метода. Таким методом, открытым Галилеем, стал эксперимент. Это не просто опыт, как наблюдение, а планомерно поставленный опыт. Исследователь задает вопросы природе («пытает» ее) и получает ответы. Эксперимент стали называть «испанским сапогом» (вид средневековой пытки) для природы. Занимаясь совершенствованием доказательства теории Коперника, Галилей путем ряда блестящих экспериментов создал важнейшую отрасль механики — динамику. Он опроверг разные ненаучные домыслы о боязни пустоты в природе, о совершенстве кругового движения и т.п. Он открыл ряд фундаментальных законов: пропорциональности пути падающих тел квадратам времени падения, равенства скоростей падения тел в безвоздушном пространстве, сохранения прямолинейного движения.

Он решительно отделил науку от религии. Бог у Галилея создатель Солнца и планет, перводвигатель. На этом его деятельность заканчивалась. Мир у Галилея материален. Материя — это субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Такое понимание мира — понимание его на основе законов механики носит название механистического материализма. С помощью телескопа Галилей обнаружил кратеры на Луне, спутники Юпитера, пятна на Солнце, в Млечном пути — звезды. Это было наглядным доказательством теории Коперника. Если до сих пор церковь терпела тех, кто был за теорию Коперника, считая, что доказать ее было невозможно, то теперь пропаганда этой теории была запрещена.

По требованию инквизиции Галилей был вынужден в феврале 1633 приехать в Рим. Против него был возбуждён процесс. На четырёх допросах — от 12 апреля до 21 июня 1633 он отрекся от учения Коперника и 22 июня принёс на коленях публичное покаяние в церкви Maria Sopra Minerva. Книги его были запрещены, на девять лет официально он считался «узником инквизиции». Сначала он жил в Риме, в герцогском дворце, затем в своей вилле Арчетри, под Флоренцией. Ему были запрещены разговоры с кем-либо о движении Земли и печатание трудов. Несмотря на папский интердикт, в протестантских странах появился латинский перевод «Диалога», в Голландии было напечатано рассуждение об отношениях Библии и естествознания.

Однако другой последователь Коперника не отрекся от своих взглядов. Это был Джордано Бруно (1548-1600). Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, он покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре.

В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии, направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского

Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. В космологии Бруно высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и другие. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступил против антропоцентризма, говоря об обитаемости других миров.

Джордано Бруно был и философом и поэтом. Философские лекции он читал по всей Европе. Церковь добивалась его отречения, стремясь поднять этим свой авторитет, так как Бруно был широко известен. Мировоззрение Бруно — пантеизм. У Коперника Земля перестала быть центром Вселенной, но таким центром стало Солнце. Бруно из пантеизма делает вывод о бесконечности природы, а значит, и отсутствии в ней какого-либо центра. Любая точка, по мнению Бруно, может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце только центр нашей планетной системы, поэтому оно не единственное во Вселенной. Земля — рядовая планета, Солнце — рядовая звезда. Вселенная не имеет никаких границ и число миров в ней бесконечно. Мы не видим другие планеты вследствие колоссальных расстояний до них. Все миры физически однородны, они населены, обитаемы, вся природа одушевлена. Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи. Такое представление называется гилозоизмом. Мировая душа позволяла Бруно объяснить наличие движения в мире.

Почти все философы - гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля, риторика. Обострённый интерес гуманистов к античности, критическое отношение к средневековой и церковной традиции, бурный процесс становления национальных языков — всё это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи Возрождения заботились и о физическом развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний.

Философские идеи оказывали мощное воздействие на искусство. Архитектура и изобразительное искусство стали областью, в которой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути развития мирового искусства нового времени. На место религиозного спиритуализма, аскетических идеалов и догматических условностей средневекового искусства встало реалистическое познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Идеал красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения в целом большую идейную значительность, органичность и внутреннюю монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт средневековых мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и учёного архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. В искусстве религиозные сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в том числе обнажённой натуры) в реальной среде, в единстве их физических и духовных качеств.

Поэтическая радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итальянском искусстве Возрождения с духом пытливого аналитического изучения действительности, благодаря чему пути художественного и научного познания тесно переплетались. Система средств реалистических изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена научным изучением проблем анатомии, перспективы, пропорций, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объёмы фигур и предметов в трёхмерном пространстве. Античное искусство послужило итальянскому искусству не только классическим наследием, образцом, но и опорой в обращении

Художники раннего итальянского Возрождения должны были, как философы систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религиозные сцены, запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой искусства стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил. В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъёма достигает искусство фрески. Крупнейшие художники были и учеными и философами и инженерами и архитекторами и скульпторами и литераторами. Титаны эпохи заняли почётное место в общественной жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и широтой, о чём свидетельствуют психологически углублённые образы Леонардо да Винчи, гармоничное совершенство искусства Рафаэля, мощный драматизм и титанический размах творчества Микеланджело.

В истории развития гуманистических идей развивались две тенденции. Первая выражала интересы буржуазии, вторая — интересы бедных слоев населения. И та и другая исходили из одной общей идеи — идеи равенства всех от рождения, но делали при этом разные выводы. Буржуазный гуманизм в центре внимания ставил личность, ее свободу и права. Отсюда провозглашалось право на частную собственность, в нравственности проповедовался индивидуализм и разумный эгоизм («я тебе не мешаю, ты не мешай мне»). Идеалом считалось свободное развитие «естественной природы человека».

 

Вторая тенденция тоже исходила из равенства всех по природе, но при этом выдвинула идею имущественного равенства людей («если мы все равны, то почему у тебя больше»). Так, вождь крестьянской революции в Германии Томас Мюнцер (1490-1525) сформулировал программу, которая включала требование отмены частной собственности, обобществления имущества, ликвидации сословных различий, введение всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов он предлагал подавить силой народа, и тогда наступит царство Божие на земле. В Англии коммунистические идеи предложил Томас Мор (1478-1535) — государственный деятель (лорд-канцлер). Он был казнен за отказ признать короля главой английской церкви. В своей книге «Утопия» он описал, каким он видит будущее общество. На острове Утопия отсутствует частная собственность, государство осуществляет учет и распределение продуктов, производство организует местная община. «Утопия» в переводе означает «место, которого нет». Поэтому сторонников подобных проектов стали называть утопистами, а их социалистические и коммунистические взгляды — утопическим социализмом, утопическим коммунизмом. Другим идеологом утопического коммунизма был Томмазо Кампанелла (1568-1639), уроженец юга Италии. Был во главе заговора против испанского владычества. Был схвачен и 27 лет провел в тюрьме. Там написал книгу «Город Солнца». План предлагаемого города был похож на рисунок солнца — улицы лучами расходились от центра, все заводы были за чертой города. В «Городе Солнца» нет частной собственности, труд — обязанность и потребность всех членов общества. Большое значение имеет техника.

Бог теряет свое место в философии Возрождения. Человек преступает всякие границы. В том числе и границы морали. Формируется понятие личности – человека свободно выбирающего между добром и злом и отвечающего за свои поступки. Человек центр мира. Но ему неуютно. Бремя ответственности - тяжкое бремя. Философы говорят о потерянности человека в бесконечной Вселенной. Однако возвышают человека успехи разума. Растет вера в науку. Новое время, начавшееся с 17 века станет временем преклонения перед наукой.

 

Вопросы для повторения:

Причины появления новых взглядов на мир?

Объясните термин – Возрождение?

Каким образом человек расширил границы мира и неба?

Что такое гуманизм? Что такое пантеизм?

Почему церковь вначале терпела тех, кто был за теорию Коперника, а при Галилее ее пропаганда была запрещена?

Кто такие утописты?

Глава 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.